Перспективы развития гуманистической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

В современной западной психологии можно различить три главных направления, или течения. Как у течений в океане, между ними нет выразительных границ, однако они разные. Одно течение идентифицируется такими словами, как "лаборатория", "эксперимент", "измерение", "поведение", "статистические данные", "бихевиоризм", "когнитивная психология", "нейропсихология".

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………………3
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА……………….…….…....4
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.8
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….19
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ………....21
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

1.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)

   В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в  течение жизни, формируется тот  или иной тип личн. По Роджерсу, существует два противоположных типа: «полноценно  функционирующая личность» и  «неприспособленная личность». Первый тип явл. идеальным чел., получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоц. глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмич. доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирич. свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

   Второй  тип соответствует человеку, получившему  условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенц. возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

С нарушениями  Я-концепции связаны осн. формы  психопатологии личн. Так, если переживания  чел. не согласуются с его Я-концегщией, он чувствует тревогу, к-рая не полностью  устраняется его психологич. защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между «Я» и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотич. нарушения. Для психол. помощи приразл. личност. нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями «недирективная терапия» и «терапия, центрированная на человеке», в к-рой ключевым фактором конструктивного изменения личн. явл. взаимоотношения между терапевтом и клиентом.  

   ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ  (Э. Фромм)

   Теория  личности Фромма — это попытка  преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией  развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ, культурных факторов ее формирования.

   Личность, с т. з. Фромма, — это целостность  врожденных и приобретенных психич. свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под  приобретенными свойствами автор понимал  прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной стр-рой общ-ва. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера:

   1. Рецептивная ориентация (берущая)  — чел. представляет, что источник  всех благ лежит вовне; он  зависим и пассивен, доверчив  и сентиментален; стремится «быть  любимым», а не любить; зависит  не только от авторитетов, но  и от людей, способных оказать  любую поддержку; всегда ищет  помощника, а если помогает  другим, то ради лишь того, чтобы  добиться их расположения.

   2.  Эксплуататорская ориентация (овладевающая) — чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

   3. Стяжательская ориентация (сберегающая)  — в отличие от предыдущих  типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

   4.  Рыночная ориентация (обменивающая) — личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

   5. Плодотворная ориентация в отличие  от неплодотворных, явл. идеалом  гуманистич. этики — чел. воспринимает  себя как воплощение своих  сил-способностей, к-рые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви — разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения — творить.

   Характер  любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две  могут выделяться го остальных. Позже, в работе «Душа человека», Фромм  описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.

   Помимо  социальных условий, накладывающих  отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены экзистенциальные потребности, явл. важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творч. созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рац. взгляде на природу и об-во, в посвящении себя чему-то или кому-то).

   Смысл существования чел. Фромм видит  в разл. способах решения осн. проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная совр. зап. общ-вом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства».

   1. Авторитаризм — тенденция отказаться  от независимости своей личн., слить свое «Я» с кем-нибудь  или чем-нибудь внеш. для обретения  силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях  к подчинению и господству, в  мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении  обрести власть над людьми, эксплуатировать  их и заставлять страдать.

   2. Разрушительность — попытка преодолеть  чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с к-рыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизн. интересам, преодолением скованности и изолированности.

   3. Автоматизирующий конформизм —  стремление перестать быть собой.  Человек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

   В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитивной свободы, благодаря к-рой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий такого существования Фромм рассматривал любовь, к-рую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.  

   ДИСПОЗИЦИОННАЯ  ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (ГУ. Оллпорт)

   Оплпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального  в своем своеобразии. Личностью  ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками чел. внутри него самого. «Личн. — это динамическая организация тех психофизич. систем внутри индивидуума, к-рые определяют характерное для него поведение и мышление». Она не явл. статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую стр-ру, постоянно эволюционирует.

   Наряду  с интеллектом и физич. конституцией темперамент — это первичный генетич. материал, из к-рого строится личн. Он особенно важный наследственный аспект эмоц. природы чел. (наряду с легкостью эмоц. возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер явл. понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с к-рыми оцениваются поступки личн. По формулировке Оллпорта, характер — это оцененная личн., а личн. — это неоцененный характер.

   Наиболее  важной единицей анализа того, что  представляют собой люди и как  они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личност. черта. Оллпорт  определяет ее как нейропсихологич. стр-ру, способную преобразовывать  функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта — это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцион. значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в к-рых личн. оказывается чаще всего, — это, как правило, именно те самые, в к-рые она активно стремится попасть.

   В поздних работах Оллпорта черты  получили название диспозиций, среди  которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции явл. строит, блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении чел., к-рые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах (напр., пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции — менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.

   Личн. не явл. набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структ. элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации  оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, к-рый Оллпорт предлагает наз. проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеч. природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъект, опыта, как «мое», о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение к-пой — формирование уникальности человеческой жизни

Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих  в развитии проприума с детства  до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате ,их окончательной консолидации формируется «Я» как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, к-рая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом к-рой выступает осознание себя посредством речи в качестве определ. и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности «Я», связанное с именем ребенка: 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физич. тело, но и определ. значимые элементы внеш. мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое «Я хороший» и «Я плохой»; 6) рациональное управление самим собой, явл. стадией выраженного конформизма, морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизн. проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление, явл. постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

   Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я-объективное». На заключит, стадии проприум соотносится с уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели чел., его намерения. Ключом к пониманию чел. явл. ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать через пять лет?». По Оллпорту, личн. свободна от прошлого — связи с прошлым исторические, а не функциональные.

   Созревание  чел. — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие  от субъектов невротичных, функционально  автономно и мотивировано осознанными  процессами. Зрелый чел. характеризуется  такими чертами: 1) имеет широкие  границы «Я»; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоц. неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизн. философию.

Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психоаналитиков.  

   ТЕОРИЯ  САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (А. Г. Маслоу)

   Маслоу  заложил осн. принципы гуманистич. психологии, предложив в качестве модели личн. ответственного чел., свободно делающего свой жизн. выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого чел. как единое, уникальное, организованное целое.

   Маслоу  считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и наконец сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо нельзя понять психич. заболевание, не изучив психич. здоровье. Осн. темой жизни чел. явл. самоусовершенствование, к-рое невозможно выявить, исследуя только людей с психич. отклонениями.

   Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди от рождения обладают творч. потенциями, к-рые у большинства угасают в результате «окультуривания». Разрушительные силы в них явл. результатом неудовлетворенности базисных потребностей.

   Человек — это «желающее существо», к-рое  редко и ненадолго достигает  полного удовлетворения. Все его  потребности врожденные, или инстинктоид-ные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле этого слова, он имеет лишь их рудименты, остатки, к-рые  легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения. Аутентичная самость явл. способностью слышать эти слабые, хрупкие внутр. голоса-импульсы.

Информация о работе Перспективы развития гуманистической психологии