Планирование стратегии и методика анализа деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансово хозяйственной деятельности является необходимым элементом в системе функций управления предприятием, поскольку без него не могут реализоваться и многие другие функции и первую очередь связанные с принятием управленческих решений.
Базой для проведения любого анализа являются исходные данные касающиеся деятельности анализируемого су6ъекта. Данные следует подвергнyтъ обработке, и лишь тогда они станут управленческой информацией, пригодной для решений. Способы преобразования данных в информацию в определенной степенью условности можно разделить на две большие группы.

Файлы: 1 файл

моя.docx

— 66.40 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Анализ финансово хозяйственной деятельности является необходимым  элементом в системе функций управления предприятием, поскольку без него не могут реализоваться и многие другие функции и  первую очередь связанные с принятием управленческих решений.

Базой для проведения любого анализа являются исходные данные касающиеся деятельности анализируемого су6ъекта. Данные следует подвергнyтъ обработке, и лишь тогда они станут управленческой информацией, пригодной для решений. Способы преобразования данных в информацию в определенной степенью условности можно разделить на две большие группы.

В первую группу можно отнести все, стандартные приемы, которые применяются через равные промежутки времени по стандартным отчетам и другим источникам сведений, частота и глубина проведения такого анализа диктуются требованиями конкретных пользователей, а методики легко формализуемы. Существует также множество специальных компьютерных программ для типовой обработки  больших массивов разного рода данных, в том числе экономических.

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Любое  планирование представляет собой оценку той задачи, которую необходимо выполнить путем решения вопросов о том, какие  ресурсы для этого необходимы и будут ли они доступны тогда, когда это, будет нужно, и  тех количествах, которые потребуются. Это достаточно сложная задача, поэтому сотрудники служб предприятия должны быть знакомы со статистическими методами прогнозирования. Самое  важное  для  успешного функционирования предприятия - чтобы его продукция  удовлетворяла требованиям потребителей, поэтому профессиональная подготовка производственных, сбытовых и инвестиционных планов является важным фактором успешной деятельности  предприятия  в рыночной экономике.

 

1. Планирование  стратегии  и  методика  анализа деятельности  предприятия 

 

    1. Краткая характеристика  объекта  и его  вида  деятельности [6]

 

Нефтегазодобывающее управление «Уфанефть» является филиалом акционерной нефтяной компании «Башнефть» и занимается разработкой и добычей нефти нескольких десятков месторождений.

Основной целью филиала является получение прибыли, и удовлетворение

общественных потребностей в товарах и услугах производимыми ими.

Основными видами деятельности филиала являются:

- строительство нефтяных и газовых, скважин;

- добыча  нефти и газа, подготовка их  к реализации;

- обустройство, капитальный ремонт и подземный  ремонт скважин;

- ремонт  и строительство, автодорог, мостов  и сооружений;

- оказание  платных услуг, населению;

- производство  товаров народного потребления;

- торгово-закупочная  и посредническая деятельность

- проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт нефтепромысловых

объектов и объектов социального назначения

- транспортные  услуги, услуги специализированной техники

-  подготовка  и повышение квалификации кадров

-  маркетинговая  и инвестиционная  деятельность

-  проектирование  и строительство объектов промышленного  и гражданского значения;

- проведение  единой с компанией экономической, ценовой, технической и экологической политики.

НГДУ «Уфанефть» создана в порядке реорганизации НГДУ «Уфанефть»

в соответствии с решением Совета директоров АНК «Башнефть»).

Филиал АНК «Башнефть» является её обособленным структурным подразделением.

 

1.2 Значение  планирования  для  успешного              функционирования  предприятия [3]

 

Планирование является одним из тех методов  управления экономикой, которые весьма активно и успешно разрабатывались  учеными. В этой области был накоплен немалый положительный  опыт, однако в начале 90-х годов процесс реформирования отечественной экономики сопровождался довольно негативным отношением к идее планирования. Позднее страсти начали постепенно утихать и к этой идее стали возвращаться как к вполне здравой, не отрицаемой ни  в  какой самой "наирыночной" стране. Роль и значимость  планирования вообще и финансового в частности можно достаточно легко обосновать с различных  позиций, поэтому банальные дискуссии нужен план  или  нет в  настоящее время вряд ли уместны; более того в условиях естественного  динамичного развития экономики, стохастичности рынка и постоянно  нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции по крайней мере не уменьшается.

Естественно, нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических  категорий появлению иных подходов к планированию. Прежде всего следует отметить, что необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим три из них, являющиеся, по нашему мнению, основными:

  -    неопределенность будущего;

  -    координирующая роль плана;

  -    оптимизация экономических последствий.

Действительно, если бы будущее компании или предприятия было а6солютно предопределенным: не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их  составления и  структурирования. Отсюда, кстати видно, что главная цель составления любого плана - не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это  невозможно  в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений нeкoтopoгo "коридора", в границах которого может быть тот или иной показатель.

       Смысл координирующей (в известном смысле – системообразующей) роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту работать без существенных сбоев. Эта роль особенно проявляется в крупнейших компаниях, имеющих сложную структуру управления, а также на предприятиях, активно использующих систему поставки сырья "точно в срок", когда объем текущего наличного запаса сырья, материалов и полуфабрикатов рассчитан исходя из потребностей производства на несколько ближайших часов или дней.

Последняя причина составления планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на eгo преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану; кроме тoгo, и негативные финансовые последствия менее значительны.

Основой для разработки планов предприятия должна служить оценка намечаемых действий с учетом существующих экономических и производственных условий и имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта ресурсов, а также характера рынка, который, как предполагается, будет преобладающим в течение срока действия плана. Не следует недооценивать и общий уровень экономического развития и стадию экономического цикла в стране, поскольку они накладывают серьезные ограничения на перспективы развития некоторых видов деятельности. Планы, предусматривающие расширение предприятий этих отраслей в период общего экономического спада в стране, нельзя признать удовлетворительными, поскольку выполнение их в данных условиях весьма проблематично.

Значение планирования в деятельности предприятия трудно переоценить, поскольку именно план представляет собой ориентир, к которому стремится предприятие, и одновременно критерий оценки успешности его деятельности.

Предприятие как экономический субъект может ставить перед собой различные цели, причем цели в краткосрочной и долгосрочной перспективе могут сильно отличаться. В экономической литературе часто встрeчается категорическое утверждение о том, что главной целью бизнеса является извлечение прибыли.

        Основной целью любой экономической активности, прежде всего повышение благосостояния, экономического субъекта. Следует понимать не просто как  богатство в денежном  выражении, а  в более широком смысле как улучшении качества жизни.

Эта цель может достигаться путем увеличения потребления отдельных материальных благ, но также и улучшения экологической ситуации в городе, возможности доступа к широкому кругу информационных ресурсов, к культурным ценностям, возможности получения определенных социальных благ. К достижению благосостояния экономический субъект  стремится  собственным путем, с помощью постановки системы постановки целей  разработки планов их реализации.

       Планирование не только позволяет добиться поставленных целей, оно также предоставляет возможность оценки управленческого аппарата  предприятия. Деятельность руководителей должна быть направлена на выполнение плановых заданий и  достижение запланированных результатов, и то, насколько обеспечена реализация этих  целей на каждом конкретном участке работы и в каждом подразделении, можно  считать показателем эффективности работы подразделений. Для многих предприятий критерий  выполнения плановых заданий является также основой системы материального стимулирования. В качестве предпосылок появления стратегического планирования можно назвать:

- стремительные  изменения во внешней среде организации, вызванные в жизни современным этапом НТР и проявляющиеся в безграничном росте возможностей производства, углубляющейся дифференциации потребностей, резком усилении конкуренции за ресурсы и рынки сбыта;

- интернационализацию  деловой жизни, широкую доступность  научно-технической и экономической информации и стремительное нарастание ее объема;

     - принципиальное изменение роли  человека в производстве и  связное

с этим пробуждение его творческих возможностей и активности.

       Если предприятие не имеет  плана, его деятельность представляет  собой случайные блуждания в дебрях. План же является по  сути дела тропинкой в этой чаще ведущей к успеху.

Планирование не только позволяет добиться поставленных целей, оно также предоставляет возможность оценки управленческого аппарата  предприятия. Деятельность руководителей должна быть направлена на выполнение плановых заданий и  достижение запланированных результатов, и то, насколько обеспечена реализация этих  целей на каждом конкретном участке работы и в каждом подразделении, можно  считать показателем эффективности работы подразделений. Для многих предприятий критерий  выполнения плановых заданий является также основой системы материального стимулирования обуславливают непредсказуемость путей развития организации и ее окружения и неопределенность даже сравнительна близкого будущего. Способом частичного ослабления или преодоления этой неопределенности и является составление стратегических планов.

       Стратегические планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на формирование ее будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе их составления формулируются цели организации, соответствующие стратегии и распределяются необходимые ресурсы.

С организационной точки зрения, стратегическое планирование играет двоякую роль:

1) служит связующим звеном между организацией и ее внешней средой, обеспечивающим соответствие ее деятельности внешним условиям;

2) интегрирует  и координирует все усилия, направленные на это. Его главным результатом является принятие обоснованных инвестиционных решений по всем направлениям деятельности фирмы, а также создание эффективных предпосылок для оперативного и текущего планирования. Специфику стратегического планирования составляет не временной горизонт, а содержание плана.  В его рамках определяются:

- продукты, услуги, рынки и их сегменты, с  которыми фирма собирается работать;

- стратегии  маркетинга и принципы поведения  по отношению к партнерам, потребителям, конкурентам;

    - направления распределения ресурсов;

    - программа маркетинга;

Стандартный стратегический план включает такие элементы, как предложения о тенденциях развития и характере конкуренции, изменений внешней среды; анализ сильных и слабых сторон самой организации; ее миссию и важнейшие цели; общую стратегию; план действий по созданию конкурентных преимуществ; функциональные стратегии  на случай чрезвычайных обстоятельств для производства, НИОКР, маркетинга, сбыта, финансов, кадров; ресурсы, необходимые для реализации стратегий и планов, оценку вероятности стратегического успеха, график  основных мероприятий.

Основу стратегических планов составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния, прежде всего НТП и рынков. Он позволяет сформулировать совокупность перспективных целей и стратегий в различных сферах деятельности, например, инновации, разработка новых продуктов, развитие производственного и кадрового потенциала, переход на новые технологии диверсификация, захват рынков и др.

       Стратегии, составляющие основу таких планов, определяются прежде всего, исходя из возможностей (которые имеются или могут появиться во внешнем окружении организации), а не поиска и мобилизации внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательным результатом их осуществления должны быть крупные перемены в организации.

Информация о работе Планирование стратегии и методика анализа деятельности предприятия