Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 14:31, контрольная работа
Принципы финансовой политики и финансового контроля.
Анализ показателей связанных с денежным обращением.
Не надо забывать и другие направления государственной политики - национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики.
Финансовая политика России направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.
В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту Российской Федерации, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.
Финансовая политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса. Однако бюджетная политика этим не исчерпывается.
Бюджетная политика выражается:
в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете;
во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации;
в структуре расходной части бюджета;
в распределении расходов между бюджетами разных уровней;
в доле федерального бюджета из общей суммы, консолидированного бюджета;
в управлении государственным долгом;
в определении путей покрытия дефицита бюджета.
От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.
В демократическом государстве бюджет - законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения своих функций. Приоритетом в бюджетной политике является именно направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и концессиям. Чрезвычайные меры пополнения доходной части бюджета могут привести к потере экономической независимости и учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пределы заимствования. В реальной действительности эти ограничения неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления. Так допуск на рынок государственных казначейских обязательств и облигаций федерального займа иностранных капиталов привел к переводу внутреннего долга в разряд внешних долгов. Именно деятельность Правительства Российской Федерации на рынке внешних заимствований привела к росту внешней задолженности России за период с 1992 по 1998 гг. Негативные последствия такой бюджетной политики проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998г.
Ошибки бюджетной политики последних лет являются следствием текущего, а не стратегического планирования. Ресурсы бюджета не используются для обновления технологии, структурной перестройки экономики. Ранние заимствования, как и нынешние собственные доходные источники, направляются на "латание дыр" бюджета. Постоянный рост безработицы, неудержимая инфляция, рост доли теневой экономики (что приводит к снижению доходной базы бюджета), утечка капиталов из страны, бюджетный сепаратизм субъектов Федерации - все эти факторы, вызванные непродуманной бюджетной политикой, привели к современному состоянию экономики.
Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Более чем за 500 лет современная финансовая наука четко определилась в отношении к налогам.
Без налогов государство не может существовать.
Налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту.
При переходе оптимального налогового порога нарушает естественный воспроизводственный процесс - экономика саморазрушается.
В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.
Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала.
Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода выше 30% экономический рост страны приостанавливается.
Налоговые льготы должны носить открытый характер быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.
Налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе, в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.
Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и правил. Как только государство нарушает свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета.
Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества, объявления неплательщика банкротом.
Превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной с позиции формирования доходов бюджета приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя таких налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т.е. на 80-90% населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимум или даже на уровне социального выживания. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях доходов.
Опасность косвенной системы налогов заключается в том, что у основной части населения изымаются накопления, что, в свою очередь, разрушает базу кредитной системы и системы вторичного финансового рынка. Опыт США, которые практически отказались от косвенных налогов, лучшее тому подтверждение.
Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в ряде других специфических случаях.
Основной налоговой базой должны выступать налоги на доходы и имущество. Их следует строить на принципах пропорционального налогообложения.
Налоги отнимают главную мотивацию труда при рыночной экономике - труд должен приносить доход. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно - высокий налоговый порог сужает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что, в свою очередь, снижает базу роста производственного сектора и сектора услуг.
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.
К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада относят:
горизонтальное и вертикальное равенство;
нейтральность налогов;
удобство взимания налогов для правительства;
минимальный отрицательный эффект от введения того или иного налога;
трудность уклонения от уплаты налога.
Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.
Можно было бы привести еще несколько утверждений. Однако разработчики российской налоговой политики упорно используют совершенно другие принципы, которые ведут к разрушению экономики. Без резкого и принципиального изменения налоговой политики Россия не сможет восстановить свою экономику. Но, надо понимать, что к этому необходима и личная инициатива и эффективность труда всех членов общества.
Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электра передающие сети, нефти - и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства. Корреляция здесь настолько очевидна, что комментарии излишни. Если к этим процессам добавить сохранившуюся за государством недвижимость в городах, цена, за аренду которой устанавливается местными органами власти бесконтрольно, то ожидать в ближайшее время создания условий, благоприятствующих росту экономики, не приходится. Попытки органов власти регулировать цены на жизненно важные товары и услуги административными методами не приводят к желаемым результатам, поскольку в этом случае товары и услуги из легальной экономики уходят в теневую экономику.
При настоящем дефиците бюджета государство не может обеспечить населению те минимальные социальные гарантии, которые провозглашены или узаконены. Речь идет о льготных лекарствах и льготах за проезд в общественном транспорте. В реальной действительности предложение этих льготных товаров и услуг все время сокращается. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики. От величины тарифов на транспорт и электроэнергию, а также цен на сырье фактически зависят цены на всю совокупность товаров и услуг. Эту возможность государство пока недостаточно использует для повышения потенциала отечественной экономики, делая неконкурентными отечественные товары и услуги.
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Составными частями финансовой политики являются денежная политика и стабильность национальной валюты.
Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно направление - увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета (мы опускаем другие последствия инфляции). Если по каким-то причинам государство не в состоянии регулировать свою денежную систему (как это произошло в России), то нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций).
Кредитная система обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал является важнейшим условием осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивая возможность заимствований, как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным образом сказаться на экономической активности в обществе. Действительно, если рентабельность производственного сектора в нормальных рыночных условиях колеблется между 8 и 12%, что ненамного превышает ставки банков за предоставление кредита (от 2.5% - в Японии, 6,3% - во Франции, 8,25% - в США, до 3,6% - в Италии), то Россия оригинальна и в размере банковского процента.
Очевидной истиной является, что действие высокой ставки рефинансирования сказывается самым негативным образом, и проявляется:
в не возврате кредитов;
в росте цен на продукцию производственного сектора и сектора услуг;
в уменьшении рентабельности у заемщиков, вследствие чего происходит сокращение налогооблагаемой базы;
в свертывании производства;
Информация о работе Принципы финансовой политики и финансового контроля