Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение последующего финансового контроля, как неразрывной части процесса управления, определить и отобразить практическое применение наиболее эффективных и действенных форм и методов последующего финансового контроля за использованием материальных и денежных средств.
Для достижения поставленной цели и наиболее полного раскрытия актуальности указанной проблематики необходимо определить следующие задачи:
рассмотреть исторические аспекты становления и развития последующего финансового контроля, как неотъемлемого элемента целостной системы финансового контроля на примере Вооруженных Сил России. Опираясь на исторический опыт функционирования финансового контроля в Русской Армии, Вооруженных Силах СССР можно проследить специфику его организации, проведения и отражения результатов, какие существенные преобразования он претерпевал в своем развитии и как совершенствовался. С помощью ретроспективного анализа истории развития финансового контроля, можно дать объективную оценку в настоящие время и показать дальнейшие пути совершенствования финансового контроля.
Введение………………………………………………………………………..……4
1.Исторические аспекты финансового контроля в России и его ретроспективный анализ
1.1.Исторические аспекты осуществления финансового контроля (с эпохи Петровских преобразований и до первой мировой войны)……………………….9
1.2.Развитие финансового контроля и его преобразование в годы первой мировой войны и предвоенный период……………………………………….......16
1.3.Перестройка и совершенствование финансового контроля в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период………………………………...20
2.Организация и проведение государственными и ведомственными контрольно-ревизионными органами последующего финансового контроля в Министерства обороны Российской Федерации
2.1.Необходимость, цель, сущность и специфика проведения финансового контроля в МО РФ………………………………………………..………………...28
2.2.Государственный (внешний) финансовый контроль Министерства обороны Российской Федерации……………………………………………………..……….39
2.3.Организация проведения и реализация результатов ведомственного (внутреннего) финансового контроля в Министерства обороны Российской Федерации по эффективному использованию государственных средств……….52
3.Проблемы проведения государственного и ведомственного финансового контроля и пути их разрешения
3.1.Направления совершенствования последующего финансового контроля проводимого государственными контрольно-ревизионными органами……….63
3.2.Проблемы и перспективы развития ведомственного финансового контроля……………………………………………………………………………..69
Заключение………………………………………………………………..……….79
Список литературы…………………………………………………….…………82
В начале XX века ведомственный контроль осуществлял, прежде всего, командир воинской части. Он обязан был внезапно проверять денежные суммы в полковой кассе, их соответствие книгам финансового учета, назначал комиссию для ежемесячной проверки полковых и ротных сумм. Результаты проверки записывались в денежный журнал, приходно-расходную книгу. При необходимости командир полка докладывал некоторые выводы из проверки командиру дивизии и представлял ему акт этой документальной проверки. По окончании года для документальной ревизии материальных и денежных книг командир полка назначал комиссию, результаты ревизии докладывались командиру полка и объявлялись в приказе по полку.
Заведующий хозяйством полка осуществлял контроль за расходованием материальных и денежных средств. Он контролировал правильность ведения книг учета, хранение материалов, имущества. Он лично присутствовал при каждом приходе и расходе денег из полковой кассы, до отправки в корпус проверял все требовательные ведомости на испрашиваемые денежные средства. Он должен был ежедневно засвидетельствовать записи в денежном журнале, а по окончании месяца проверить денежный журнал и приходно-расходную книгу, результаты проверки им в этих книгах заверялись его подписью. [27, c. 136]
Внешний контроль продолжал осуществляться Государственным контролем. Он состоял из центрального и местных учреждений. В составе центрального органа имелся «Департамент военной и морской отчетности», на который была возложена ревизия отчетности.
Местными учреждениями Государственного контроля являлись контрольные палаты, имевшиеся по одной в каждой губернии. В палаты высылались следующие документы: расходные документы по тем денежным отпускам, которые были определены на основе норм и численности личного состава (денежное довольствие), подробные отчеты по тем расходам, которые выданы своего рода авансом. Отчеты составлялись, по расходам на провиантское, приварочное и фуражное довольствие, на выплату жалованья нижним чинам и др.
Перед мировой войной особое внимание уделялось последующему финансовому контролю, который осуществлялся по трем путями:
во-первых, полевой контроль проводил довольно разнообразные фактические проверки наличия материальных и денежных средств, объема выполненных строительных работ, перевезенных грузов и т. д.
во-вторых, полевой контроль по приказанию командира корпуса, командующего армией и главного начальника снабжения армий фронта привлекался к проверке хозяйства частей войск, в том числе использования денежных средств.
в-третьих, в ноябре 1915 года для проверки расходования чрезвычайных кредитов образована «Временная ревизионная комиссия», куда должна была поступать вся денежная отчетность казначейств, складов, распорядительных и отчетных учреждений.
С первых дней начала Первой Мировой Войны начали действовать органы полевого контроля. Формировались они из служащих центральных и местных учреждений Государственного контроля, которые назначались в эти органы согласно мобилизационным спискам. Согласно положению о полевом управлении войск, главное назначение полевого контроля заключалось в полном содействии всеми средствами и опытом успешному производству хозяйственных операций, работ и заготовлений с соблюдением законности и эффективности расходования средств. (приложение 5)
Однако Великая Октябрьская революция 1917 года поставило созданное молодое государство в тяжелые условия реформирования Вооруженных Сил и системы финансового обеспечения. Изменение учета, отчетности сопровождалось перестройкой финансового контроля. Особенность финансового контроля в годы гражданской войны состояла в том, что предварительный и последующий финансовый контроль был сосредоточен главным образом в ведение органов государственного, а функции внутриведомственного контроля состояли преимущественно в проверке смет и сметных расчетов и в контроле организации финансирования войск. Непосредственная проверка правильности расходования денежных средств возлагалась в основном на вневедомственный контроль.
В августе 1924 года с введением в действие Положения о вневедомственном финансовом контроле, система контроля несколько видоизменилась. Внутриведомственный контроль осуществлялся путем систематических проверок финансово-экономической и хозяйственной деятельности частей, проводимых не реже одного раза в год специальными комиссиями, назначенными вышестоящими начальниками.
В ходе проведения
военной реформы произошла
С переходом
воинских частей на бюджетное целевое
финансирование и созданием в
дивизионном звене
Подводя промежуточные итоги можно сказать:
во-первых, последующий контроль со стороны государственных органов претерпел кардинальные изменения, на него возлагалась главная роль в проверки законности расходования государственных средств, особенно в военное время;
во-вторых, уже к началу 1941 года в Советской Армии сложилась стойкая система финансового обеспечения, основывающаяся на принципах финансовой централизации, единства финансов Вооруженных Сил с финансово-кредитной системой страны, гибкости и мобильности при удовлетворении потребности войск в любых условиях.
Накануне Великой
Отечественной войны финансовая
служба располагала слаженным и
четко работающим контрольно-ревизионным
аппаратом, обеспечивающим выполнение
задач по проведению ревизии финансово-
Война потребовала
серьезной перестройки
В действующий
армии главной задачей
Финансовые органы армий и фронтов осуществляли периодические проверки расходов воинских частей на приобретение материальных ценностей, по документам представляемыми начальниками финансовых служб воинских частей при их явки для получения наличных денег. Указанные выше формы контроля без выезда проверяемых воинских частей не способствовали тесному контакту органов управления финансовым обеспечением войск с низовыми звеньями финансовой службы, не обеспечивали увязки проверок финансовых операций с вопросами хозяйственной деятельности воинских частей и их делопроизводством. Преодолением этих недостатков стали проверки по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинских частей с непосредственным выездом в части. Этими проверками охватывались отрасли деятельности финансовых органов или отдельные вопросы, по которым требовалось оперативное принятие мер по устранению недостатков.
Основными вопросами проверки хозяйственной деятельности были:
Такие проверки
сыграли положительную роль, так
как финансово-экономические
Введение новых форм последующего финансового контроля не снижало значения ревизий финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинских частей и учреждений. Ведь только посредством ревизий можно всесторонне проверить состояние финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинских частей и установить законность и целесообразность совершенных операций по использованию денежных и материальных средств, а так же оказать действенную помощь финансовым работникам. В ходе ревизий практиковались комплексные ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности, которыми охватывалось многоотраслевое хозяйство воинской части. На ряду с инспекторами-ревизорами финансовой службы к участию в этих ревизиях привлекались представители довольствующих служб, инженерно-технический персонал.
Комплексные ревизии преимущественно применялись для проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности хозрасчетных предприятий, строительных организаций и других организаций, подчиненных окружным и центральным довольствующим органам. В отношении финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинских частей и соединений комплексные ревизии широкое распространения не получили. Это объяснялось трудностями в согласовании задач и сроков ревизий между довольствующими службами, уделявших основное внимание оперативному выполнению задач по материально-техническому обеспечению боевых действий.[29, c. 55]
Результаты последующего финансового контроля находили отражение в ежемесячных справках, квартальных отчетах, годовых отчетах о контрольно-ревизионной работе, предоставляемых довольствующими финансовыми органами. Воинские части представляли финансирующим их органам квартальные донесения о выполнении предложений по результатам ревизий, в которых также содержались данные о взыскании начетов. [29, c. 63]
Таким образом, финансовая служба в период войны принимала действительные меры в осуществлении контроля за использованием денежных и материальных ценностей в действующий армии и тылу. Этот контроль осуществлялся в процессе ревизий и проверок финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинских частей, а также операций по учету и использованию материальных ценностей в органах материально-технического обеспечения. Основываясь на оперативной информации о результатах контрольно-ревизионной работы финансово-экономическая служба принимала действенные меры по совершенствованию форм и методов финансового контроля, обмену опытом и оказанию методической помощи работникам финансовых органов войскового звена.
Перестройка системы финансового контроля после Великой Отечественной Войны осуществлялась по следующим направлениям:
Развитие финансового контроля в послевоенный период было обусловлено возрастанием роли товарно-денежных отношений в Министерстве обороны, что привело к совершенно иной расстановке приоритетов в области материальной ответственности военнослужащих, списания материальных ценностей и денежных средств по инспекторским свидетельствам.[27, c. 176]
В июне 1954 года введено в действие новое положение о финансовом контроле в Министерстве обороны СССР, которое определило основные задачи и организацию финансового контроля. В нем было определено, что ревизия финансово-экономической и хозяйственной деятельности каждой воинской части не зависимо кем они финансируются, должны проводится не реже одного раза в год. Проведение ревизий довольствующих органов военных округов возлагалось на центральные довольствующие управления.
Однако эффективность от проведения документальных ревизий была довольно низкая и носила больше формальный характер и не оказывала должного воздействия на улучшение работы проверяемых объектов. В 1981 году Совет Министров СССР принял постановление № 325 «О мерах по улучшению контрольно-ревизионной работы в Министерствах, ведомствах и других органов управления», которое определило конкретные меры по улучшению контрольно-ревизионной работы и введено в действие Приказом Министра обороны СССР «Положение о финансовом контроле» 1982 года. Улучшение состояния контрольно-ревизионной работы осуществлялось в направлении: