Развитие инновационной модели управления конкурентоспособным производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Генри Форд повесил в цехах и других служебных помещениях своих за-водов так называемые Golden box, ящики для любых предложений по улуч-шению, инновации чего бы то ни было для завода. Авторы этих записок по-лучали 5 долл. независимо от полезности их предложений, только за то, что у них возникло желание что-то улучшить на заводе. Злоупотребления, конечно, пресекались. Этот коллективный разум при самой большой инно-вации того времени — конвейерной организации производства — помог Г. Форду сделать свои заводы своеобразной витриной инновационного производства и передового управления тех лет.

Файлы: 1 файл

7. Развитие инновационной модели управления конкурентоспособным производством..doc

— 6.04 Мб (Скачать файл)

7. Развитие инновационной  модели управления  конкурентоспособным  производством. 

    Значение  инновационного менеджмента как  важного фактора конкурентоспособности в условиях рыночной экономики было понятно уже давно.

    Генри Форд повесил в цехах и других служебных помещениях своих заводов так называемые Golden box, ящики для любых предложений по улучшению, инновации чего бы то ни было для завода. Авторы этих записок получали 5 долл. независимо от полезности их предложений, только за то, что у них возникло желание что-то улучшить на заводе. Злоупотребления, конечно, пресекались. Этот коллективный разум при самой большой инновации того времени — конвейерной организации производства — помог Г. Форду сделать свои заводы своеобразной витриной инновационного производства и передового управления тех лет.

    Понятие «инновация» (как и прежнее определение  «нововведение») применимо не только к новой технике, технологии, продукции  или изделию. Оно применимо к услугам, способам производства, методам действий, видам искусства, т.е. ко всему, что может выступать новым товаром/услугой или храниться в коллекции у коллекционера. Нельзя согласиться с определением, что инновация — новый товар. Например, новый закон физики — это новое знание — бесплатно полезен для всего человечества. Но как источник дохода инновация становится товаром.

    Не  всегда инновационная деятельность на стадии НИР, ОКР имеет вид системной  деятельности. Нобелевские премии продолжают получать талантливые одиночки. А вот использование (внедрение) инноваций в практике человеческой деятельности, цепочка процессов подготовки, организации и управления производством и продажей — это, конечно, в идеале — системный процесс.

    Содержание  понятия «нововведение», «инновация»  у различных исследователей удачно обобщил Г.Д. Ковалев в работе «Инновационные коммуникации» (табл. 9.1} [60]. 


 

    Если  инновация является изобретением, то в цепочку указанных процессов на первое место добавляется патентование. Массовый характер имеет рационализация, а еще чаще косметическое улучшение изделий данного параметрического ряда. Но тем не менее объектов для улучшения огромное множество и, в частности, в системах производства, торговли и особенно управления.

    Исследователь проблем классификации инновации  и инновационных рисков Абабакар Ндао считает, что нельзя недооценивать комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к созданию инноваций.

    При существующем разнообразии подходов к  проблемам инновационного менеджмента большую положительную роль сыграл в систематизации и структурировании знаний по данному предмету выход в 2000 г. в издательстве «Экономика» учебного пособия «Основы инновационного менеджмента. Теория и практика» под ред. проф. Завалина П.Н. и др. (табл. 9.2) [63].

    

 

    На  практике также используется классификация, предложенная чешским экономистом Ф. Валентой, выделяющим сточки зрения глубины изменений восемь уровней инноваций. Последовательно переходя от нулевого уровня к более высоким, он тем самым отразил процесс качественного преобразования изменений — от наиболее простых до самых сложных.

    Как справедливо отмечают многие авторы, в силу специфики инноваций как экономической категории практически невозможно установить точное количество классификационных признаков. Соглашаясь с этим выводом, выделим и другие подходы к характеристике инноваций, с позиций конкурентоспособности составляющих сферу действия инновационной стратегии менеджмента компаний.

    Инновационная идея может быть сопоставлена как более конкурентоспособная с идеей, лежащей в основе существующих прототипов. По отношению к прототипу инновация может подразделяться на следующие виды:

  • открывающая инновация (такая продукция или технология не имеет сопоставимых прототипов);
  • замещающая инновация (происходит полная замена существующих прототипов);
  • отменяющая инновация (использование такой инновации приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций);
  • возвратная инновация (происходит возврат к прежним видам, способам, методам);
  • ретровведение (воспроизводятся старые формы на современной основе).

    Инновации являются одной из важнейших основ  для создания конкурентного преимущества предприятия. Это конкурентное преимущество в значительной степени определяется степенью новизны инновации:

  • абсолютная новизна (аналоги предлагаемому новшеству отсутствуют; абсолютная новизна фиксируется весьма редко. Вместе с тем явление абсолютной новизны не является уникальным);
  • относительная новизна (такая новизна определяется относительно выбранного признака или группы признаков. В свою очередь, относительная новизна может быть частной (новыми являются отдельные элементы) или условной (новое сочетание известных элементов).

    Иногда  в аспекте ценовой конкуренции  используются понятия «стоимостная новизна» (затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, ниже, чем у заменяемой) и «целесообразная новизна» (лучшие производительные или потребительские свойства изделия — также фактор конкурентоспособности).

    Рыночная новизна в значительной степени определяет успех инновационной деятельности предприятия. По типу новизны для рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия или группы предприятий.

    К свойствам рыночной новизны могут быть отнесены расширение круга потенциальных потребителей и изменение их потребностей. По охвату ожидаемой доли рынка инновации могут быть:

  • локальными;
  • системными;
  • стратегическими.

    Сточки  зрения распространения инновации  подразделяются на:

  • единичные;
  • диффузные и т.д.

    Инновационная деятельность — это вид деятельности, связанный с трансформацией научных  исследований и разработок или иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, л ибо в новый подход к социальным услугам.

    Исследуя  развитие и усложнение подходов к  инновационному процессу во второй половине XX в., Рой Ротвелл в своей работе «Изменение природы инновационного процесса» [3] дает следующее определение и периодизацию стадий (поколений) развития: инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в полезный предмет или товар через этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Можно также сказать, что инновационный процесс — это процесс коммерциализации технологий.

    Выделяют  несколько поколений инновационного процесса:

    — Первое поколение: 1955 г. — середина 60-х гг. Модель, которая подталкивается технологиями (technology push-model). Простой линей но-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технологической активности производителей. Первое поколение инновационного процесса можно проиллюстрировать на рис. 9.1.

    

    Рис. 9.1, Первое поколение  инновационного процесса 

    — Второе поколение: конец 60-х — начало 70-х гг. Та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР. Итак, инновационный процесс второго поколения подталкивается потребностью — матерью всех изобретений. Второе поколение инновационного процесса можно проиллюстрировать на рис. 9.2.

    

    Рис. 9.2. Второе поколение  инновационного процесса 

    — Третье поколение: начало 70-х — середина 80-х гг. Сопряженная модель (coupling model). В значительной степени комбинация первого и второго поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка. Третье поколение инновационного процесса представлено на рис. 93.

    

    Рис. 9.3. Третье поколение  инновационного процесса 

     Четвертое поколение: середина 80-х гг. — настоящее время — это японская модель передового опыта. Отличается тем, что акцентирует внимание на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние горизонтальные и вертикальные связи. Главное здесь — параллельная деятельность, одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях. Это ускоряет решение задачи. Данное поколение инновационного процесса представлено на рис. 9.4. 

    

    Рис. 9.4. Четвертое поколение  инновационного процесса 

    Необходимо  отметить, что в четвертом поколении  все возрастающую роль играет маркетинг. Маркетинг продолжается на всем пути — от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания готовой продукции.

    Можно с уверенностью сказать, что с  появлением Internet и тенденций глобализации начинается развитие следующего — пятого поколения, более динамичного и сложного по числу вовлеченных факторов.

    Таким образом, в полном объеме инновационная  деятельность носит комплексный, системный  характер и охватывает следующие  виды деятельности: возникновение идеи, маркетинг, планирование, научные исследования, проектно-конструкторско-технологическую деятельность, производство, кадровое обеспечение, сквозной цикл реализации нововведений — от возникновения идеи до ее практической реализации и сбыта. Она имеет многогранный, многоплановый характер, воплощая в себе единство технологических, организационных и социальных нововведений (табл. 9.3).


 

    Специфика инновации как нового продукта и  как товара, реализуемого на рынке, определяется следующим: высокой степенью неопределенности при получении  конечного научно-технического результата или услуги; особым характером финансирования, связанного с риском временного разрыва между затратами на создание инновации и доходами, получаемыми в результате ее реализации; неопределенным характером спроса, в силу чего предложение инноваций должно играть активную и упреждающую роль. Побудительные мотивы к созданию и предложению инноваций в общем случае следует делить на внутренние мотивы инновационной активности, которые связаны с интересами повышения конкурентоспособности выпускаемой предприятиями продукции, и внешние мотивы инновационной активности, которые в основном обусловлены экономической политикой государства (опять-таки в аспекте повышения его конкурентоспособности).

    Постоянное  и непрерывное создание и реализация нововведений — главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона и страны в целом. Чтобы выжить, выиграть и постоянно повышать уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Реализация нововведений, инноваций, а также полученных новых научно-технических достижений в производстве новых или недостающих товаров, технологий и услуг имеет определяющее значение для развития экономики страны, сохранения природы и подъема жизненного уровня населения, способствует повышению производительности труда, созданию новых отраслей промышленности, сферы услуг и рабочих мест, улучшению качества обслуживания и росту конкурентоспособности товаров на мировом рынке, сокращению торгового и товарного дефицита, стабилизации валюты и цен на выпускаемые производителями товары и услуги.

    Таким образом, для установления значимости того или иного инновационного продукта, выявления степени их влияния на повышение конкурентоспособности в качестве показателей качественной оценки инноваций используется ряд основополагающих признаков.

    Как правило, процессы обновления, обусловленные  инновациями, связаны с рыночными отношениями, ибо основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, а также как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Следовательно, можно исходить из положения, что инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или на конкретные потребности. Особенности инновационных процессов в рыночных условиях, учет которых необходим при создании организационно-экономического механизма конкурентоспособного управления инновациями и инновационной инфраструктурой, вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы.

Информация о работе Развитие инновационной модели управления конкурентоспособным производством