Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 13:35, реферат
Генри Форд повесил в цехах и других служебных помещениях своих за-водов так называемые Golden box, ящики для любых предложений по улуч-шению, инновации чего бы то ни было для завода. Авторы этих записок по-лучали 5 долл. независимо от полезности их предложений, только за то, что у них возникло желание что-то улучшить на заводе. Злоупотребления, конечно, пресекались. Этот коллективный разум при самой большой инно-вации того времени — конвейерной организации производства — помог Г. Форду сделать свои заводы своеобразной витриной инновационного производства и передового управления тех лет.
7.
Развитие инновационной
модели управления
конкурентоспособным
производством.
Значение
инновационного менеджмента как
важного фактора
Генри Форд повесил в цехах и других служебных помещениях своих заводов так называемые Golden box, ящики для любых предложений по улучшению, инновации чего бы то ни было для завода. Авторы этих записок получали 5 долл. независимо от полезности их предложений, только за то, что у них возникло желание что-то улучшить на заводе. Злоупотребления, конечно, пресекались. Этот коллективный разум при самой большой инновации того времени — конвейерной организации производства — помог Г. Форду сделать свои заводы своеобразной витриной инновационного производства и передового управления тех лет.
Понятие «инновация» (как и прежнее определение «нововведение») применимо не только к новой технике, технологии, продукции или изделию. Оно применимо к услугам, способам производства, методам действий, видам искусства, т.е. ко всему, что может выступать новым товаром/услугой или храниться в коллекции у коллекционера. Нельзя согласиться с определением, что инновация — новый товар. Например, новый закон физики — это новое знание — бесплатно полезен для всего человечества. Но как источник дохода инновация становится товаром.
Не всегда инновационная деятельность на стадии НИР, ОКР имеет вид системной деятельности. Нобелевские премии продолжают получать талантливые одиночки. А вот использование (внедрение) инноваций в практике человеческой деятельности, цепочка процессов подготовки, организации и управления производством и продажей — это, конечно, в идеале — системный процесс.
Содержание
понятия «нововведение», «инновация»
у различных исследователей удачно
обобщил Г.Д. Ковалев в работе «Инновационные
коммуникации» (табл. 9.1}
[60].
Если инновация является изобретением, то в цепочку указанных процессов на первое место добавляется патентование. Массовый характер имеет рационализация, а еще чаще косметическое улучшение изделий данного параметрического ряда. Но тем не менее объектов для улучшения огромное множество и, в частности, в системах производства, торговли и особенно управления.
Исследователь
проблем классификации
При существующем разнообразии подходов к проблемам инновационного менеджмента большую положительную роль сыграл в систематизации и структурировании знаний по данному предмету выход в 2000 г. в издательстве «Экономика» учебного пособия «Основы инновационного менеджмента. Теория и практика» под ред. проф. Завалина П.Н. и др. (табл. 9.2) [63].
На практике также используется классификация, предложенная чешским экономистом Ф. Валентой, выделяющим сточки зрения глубины изменений восемь уровней инноваций. Последовательно переходя от нулевого уровня к более высоким, он тем самым отразил процесс качественного преобразования изменений — от наиболее простых до самых сложных.
Как справедливо отмечают многие авторы, в силу специфики инноваций как экономической категории практически невозможно установить точное количество классификационных признаков. Соглашаясь с этим выводом, выделим и другие подходы к характеристике инноваций, с позиций конкурентоспособности составляющих сферу действия инновационной стратегии менеджмента компаний.
Инновационная идея может быть сопоставлена как более конкурентоспособная с идеей, лежащей в основе существующих прототипов. По отношению к прототипу инновация может подразделяться на следующие виды:
Инновации являются одной из важнейших основ для создания конкурентного преимущества предприятия. Это конкурентное преимущество в значительной степени определяется степенью новизны инновации:
Иногда в аспекте ценовой конкуренции используются понятия «стоимостная новизна» (затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, ниже, чем у заменяемой) и «целесообразная новизна» (лучшие производительные или потребительские свойства изделия — также фактор конкурентоспособности).
Рыночная новизна в значительной степени определяет успех инновационной деятельности предприятия. По типу новизны для рынка инновации делятся на:
К свойствам рыночной новизны могут быть отнесены расширение круга потенциальных потребителей и изменение их потребностей. По охвату ожидаемой доли рынка инновации могут быть:
Сточки зрения распространения инновации подразделяются на:
Инновационная деятельность — это вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, л ибо в новый подход к социальным услугам.
Исследуя развитие и усложнение подходов к инновационному процессу во второй половине XX в., Рой Ротвелл в своей работе «Изменение природы инновационного процесса» [3] дает следующее определение и периодизацию стадий (поколений) развития: инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в полезный предмет или товар через этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Можно также сказать, что инновационный процесс — это процесс коммерциализации технологий.
Выделяют
несколько поколений
— Первое поколение: 1955 г. — середина 60-х гг. Модель, которая подталкивается технологиями (technology push-model). Простой линей но-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технологической активности производителей. Первое поколение инновационного процесса можно проиллюстрировать на рис. 9.1.
|
Рис.
9.1, Первое поколение
инновационного процесса
— Второе поколение: конец 60-х — начало 70-х гг. Та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР. Итак, инновационный процесс второго поколения подталкивается потребностью — матерью всех изобретений. Второе поколение инновационного процесса можно проиллюстрировать на рис. 9.2.
Рис.
9.2. Второе поколение
инновационного процесса
— Третье поколение: начало 70-х — середина 80-х гг. Сопряженная модель (coupling model). В значительной степени комбинация первого и второго поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка. Третье поколение инновационного процесса представлено на рис. 93.
Рис.
9.3. Третье поколение
инновационного процесса
—
Четвертое поколение: середина 80-х гг.
— настоящее время — это японская модель
передового опыта. Отличается тем, что
акцентирует внимание на параллельную
деятельность интегрированных групп и
внешние горизонтальные и вертикальные
связи. Главное здесь — параллельная деятельность,
одновременная работа над идеей нескольких
групп специалистов, действующих в нескольких
направлениях. Это ускоряет решение задачи.
Данное поколение инновационного процесса
представлено на рис. 9.4.
Рис.
9.4. Четвертое поколение
инновационного процесса
Необходимо отметить, что в четвертом поколении все возрастающую роль играет маркетинг. Маркетинг продолжается на всем пути — от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания готовой продукции.
Можно с уверенностью сказать, что с появлением Internet и тенденций глобализации начинается развитие следующего — пятого поколения, более динамичного и сложного по числу вовлеченных факторов.
Таким
образом, в полном объеме инновационная
деятельность носит комплексный, системный
характер и охватывает следующие
виды деятельности: возникновение идеи,
маркетинг, планирование, научные исследования,
проектно-конструкторско-
Специфика инновации как нового продукта и как товара, реализуемого на рынке, определяется следующим: высокой степенью неопределенности при получении конечного научно-технического результата или услуги; особым характером финансирования, связанного с риском временного разрыва между затратами на создание инновации и доходами, получаемыми в результате ее реализации; неопределенным характером спроса, в силу чего предложение инноваций должно играть активную и упреждающую роль. Побудительные мотивы к созданию и предложению инноваций в общем случае следует делить на внутренние мотивы инновационной активности, которые связаны с интересами повышения конкурентоспособности выпускаемой предприятиями продукции, и внешние мотивы инновационной активности, которые в основном обусловлены экономической политикой государства (опять-таки в аспекте повышения его конкурентоспособности).
Постоянное и непрерывное создание и реализация нововведений — главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона и страны в целом. Чтобы выжить, выиграть и постоянно повышать уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Реализация нововведений, инноваций, а также полученных новых научно-технических достижений в производстве новых или недостающих товаров, технологий и услуг имеет определяющее значение для развития экономики страны, сохранения природы и подъема жизненного уровня населения, способствует повышению производительности труда, созданию новых отраслей промышленности, сферы услуг и рабочих мест, улучшению качества обслуживания и росту конкурентоспособности товаров на мировом рынке, сокращению торгового и товарного дефицита, стабилизации валюты и цен на выпускаемые производителями товары и услуги.
Таким образом, для установления значимости того или иного инновационного продукта, выявления степени их влияния на повышение конкурентоспособности в качестве показателей качественной оценки инноваций используется ряд основополагающих признаков.
Как правило, процессы обновления, обусловленные инновациями, связаны с рыночными отношениями, ибо основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, а также как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Следовательно, можно исходить из положения, что инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или на конкретные потребности. Особенности инновационных процессов в рыночных условиях, учет которых необходим при создании организационно-экономического механизма конкурентоспособного управления инновациями и инновационной инфраструктурой, вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы.
Информация о работе Развитие инновационной модели управления конкурентоспособным производством