Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Понять сущность розничной торговли и её функции;
Рассмотреть классификацию предприятий розничной торговли и правила их работы;
Выяснить роль и перспективы развития розничной торговли в РФ;
Ознакомиться с состоянием розничной торговли в РФ.
Введение. 3
1. Характеристика розничной торговли. 5
1.1 Сущность и функции розничной торговли. 5
1.2 Классификация розничных торговых предприятий. 6
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли. 10
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ.. 15
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 15
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ.. 22
2.3 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 24
3. Состояние розничной торговли в 2010 году. 28
Заключение. 32
Список использованной литературы.. 35
- формирование системы
так называемых «удобных
- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
- формирование автономных
зон торгового обслуживания
- восстановление розничной торговли через автоматы.
Опираясь на перечисленные
принципы развития, инфраструктура розничной
торговли в любой региональной модели
торгового обслуживания должна обеспечивать
разнообразие форм торгового обслуживания,
характеризоваться
Разнообразие форм торгового
обслуживания должно удовлетворять
потребности самых широких
- магазинов самообслуживания;
- магазинов с традиционными формами обслуживания (через прилавок);
- магазинов салонной торговли;
- магазинов посылочной торговли;
- магазинов электронной
торговли (по типу «бизнес-потребитель»)
- магазинов-автоматов.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:
- независимых розничных торговых организаций;
- розничных торговых
- розничных торговых
Концепция исходит из того,
что формирование системы предприятий
розничной торговли товаропроизводителями,
оптовыми организациями, а также
муниципальными органами является вполне
закономерным процессом и нацелено
на создание полноценной социально-
Разнообразие розничных торговых предприятий с позицией их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:
- магазинов местного значения
(находящихся в районах
- магазинов общесистемного значения;
- магазинов в составе торговых центров;
- магазинов вдоль
Магазины местного значения
или «удобные магазины» располагаются
в пределах пешеходной доступности
и предоставляют потребителю
универсальный ассортимент
Типовой состав магазинов
общесистемного значения, как правило,
более разнообразен, они представлены
как специализированными, так и
универсальными магазинами, и магазинами
с комбинированным
Особую группу розничных
торговых предприятий составляют предприятия
в составе торговых центров. В
классификации рыночных структур торговый
центр представляет собой совокупность
торговых предприятий, спланированных,
построенных и управляемых как
единый территориальный комплекс с
предоставлением в границах своей
территории широкого спектра сервисных
услуг. Торговые центры всегда предлагают
универсальный ассортимент
Системная организация объектов розничной торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи товаров.
Развитие внемагизинных
форм продажи товаров, в основном,
обусловливается эволюцией
Мировая торговая практика
показывает, что даже в самых высокоорганизованных
системах торгового обслуживания имеют
место рынки и уличная
Существенное развитие в условиях рынка получает посылочная торговля. При этом решающим фактором, стимулирующим ее прогресс, является минимизация затрат, обеспечивающих процесс доведения товаров до покупателя.
Принципиально новой формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения и обеспечить дополнительную занятость населения, не являющегося субъектами предпринимательской деятельности.
Развитие электронной
техники и средств
Целенаправленное и
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ
Можно выделить в развитии
российской торговли последних лет
несколько главных тенденций. Первая
тенденция связана с переходом
от независимых магазинов к
Западные сети предложили
два новых для нашей страны
торговых формата – гипермаркеты
и мелкооптовые магазины «кеш энд
керри», работающие в среднем и
экономичном сегментах рынков, но
более демократичные по сравнению
с супермаркетами. С разворачиванием
сети гипермаркетов и мелкооптовых
магазинов первая волна освоения
новых торговых форматов делает своего
рода изгиб, но не меняет своей принципиальной
направленности: большинство западных
компаний избирают в качестве непосредственного
ориентира уровень цен открытых
рынков, стремясь к привлечению наиболее
массового и не слишком обеспеченного
покупателя. Это проявляется, в частности,
в тенденции к относительному
удешевлению стандартной
Вторая тенденция в
эволюции торговых форматов – переход
от внемагазинных к более
С повышением требовательности покупателей и нарастания конкурентного давления со стороны цивилизованных форм торговли рынки проявляли способность к адаптации: здесь стало больше относительно недорогих товаров; они предоставляют дополнительные услуги. Более того, рынки переезжают с улиц под крыши павильонов и торговых центров, маскируясь под цивилизованные магазины.
Таким образом, с течением
времени наблюдается
Наблюдается ярко выраженная
волнообразная тенденция
2.3 Роль и перспективы
развития малых предприятий
Развитие малого и среднего предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно – экономического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические и социальные проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.
В принятых в РФ законодательных
и нормативных актах
Федеральный закон РФ «О
государственной поддержке
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятие и выполнение принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для реализации своих идей, высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Субъекты малого предпринимательства
лучше знают уровень спроса на
местных рынках, часто товары производят
по заказу конкретных потребителей, дают
средства к существованию большему
количеству людей, чем крупные предприятия,
тем самым содействуют
В то же время субъекты малого
предпринимательства
более высок уровень риска,
поэтому высокая степень
зависимость от крупных компаний;
недостатки в управлении делом;
слабая компетентность руководителей;
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов).
Недостатки и неудачи в деятельности малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями формирования малых предприятий. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу малого бизнеса.
Поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
Информация о работе Развитие розничной торговли товарами народного потребления в РФ