Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:32, дипломная работа
В связи с этим, я выделяю следующие задачи курсовой работы:
– определение возможных вариантов построения карьеры на основе основных потребностях работников и социально-экономических условий;
– выявление факторов, значимых в управлении деловой карьерой, перспективах служебного роста и возможности повышения квалификации;
– освещение преимуществ, которые может дать планирование карьеры, как мотивирующего фактора в трудовой деятельности.
1. Понятие деловой карьеры…………………………………………………….
1.1 Определение, цели и задачи деловой карьеры……………………………..
1.2 Классификация видов деловой карьеры………………………………..
1.3 Этапы управления деловой карьерой…………………………………..
2. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным………….. продвижением персонала организации
2.1 Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой…..
2.2 Специфика организации карьерного роста руководителей
2.3 Самоорганизация работников для продвижения по карьерной лестнице
3. Формирование резерва как составная часть управления деловой карьерой
3.1 Определение, типы и принципы формирования кадрового резерва
3.2 Источники и этапы процесса формирования резерва
3.3 Формирование списков кандидатов в резерв
3.4 Обучение, подготовка и индивидуальное развитие резерва
Заключение
Список литературы
Независимо от стратегии организации считается, что людей, работающих по таким узкоспециализированным профессиям, как юрист, бухгалтер, инженер-программист, ротацией лучше не затрагивать. Однако есть должности, на которых отдельными видами работы могут заниматься и представители этих специальностей. Это, например, отдел кадров, а на производственных предприятиях – отдел по сбыту. Целью является улучшение коммуникаций.
В отношении руководителей нижнего и среднего звеньев справедливо следующее: если действует система, при которой основную управленческую работу осуществляют заместители руководителей подразделений, которые хорошо знают свою работу, то ротации можно применять и в отношении их руководителей.
Горизонтальные перемещения необходимо проводить в течение всей трудовой жизни человека. Однако следует учесть, что в первые годы работы обучаемость и адаптируемость людей выше, чем в дальнейшем. Поэтому в старшем возрасте ее интенсивность следует уменьшать.
2.2 Специфика организации карьерного роста руководителей
Так, как планирование карьеры руководителей высокого ранга имеет свои специфические особенности, то для них необходимо разрабатывать планы функциональной и организационной подготовки, поскольку работники такого уровня требуют получения ими разностороннего опыта в различных сферах жизнедеятельности организации.
Опыт показывает, что критическими периодами работы на руководящих должностях являются следующие:
- вхождение в должность – первые полгода работы;
- переход
к стадии оптимальной
- появление
некоторых признаков ее
Темпы роста производительности труда значительно выше в первые три, максимум четыре года работы руководителя в должности.
Причин здесь несколько. Первая, и самая главная, заключается в том, что на начальной стадии руководитель ясно видит те проблемы, которые мешают работе, и с успехом решает их. В этот период он представляет объект управления как бы с позиций стороннего наблюдателя, что всегда позволяет заметить больше.
Второй, не менее важный фактор, – интерес к работе. Вначале много нового, необычного побуждает «докапываться» до истины, решать выявленные проблемы.
Третья причина заключается в стремлении показать себя, свои возможности, т.е. занять лидирующее место среди руководителей своего уровня.
При оценке и отборе кандидатов для выдвижения на вакантную должность того или иного руководителя используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств, которые так же необходимо учитывать и при планировании карьеры руководителей:
1. Гражданская зрелость. К ней относятся:
· способность подчинять личные интересы интересам фирмы;
· умение прислушиваться к людям, быть самокритичным.
2. Отношение к труду.
Эта группа охватывает
· чувство личной ответственности за порученное дело;
· чуткое и внимательное отношение к людям;
· трудолюбие;
· личную дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими;
· уровень эстетики работы.
3. Уровень знаний. Данная
группа включает такие
· наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности;
· знание объективных основ управления производством;
· знание передовых методов руководства;
· знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде: общая эрудиция.
4. Организаторские способности. К ним относятся:
· умение организовать систему управления и свой труд;
· умение работать с подчиненными и с руководителями разных организаций;
· владение передовыми методами руководства: умение коротко и ясно формулировать цели, излагать мысли в деловых письмах, приказах, распоряжениях, поручениях, заданиях;
· умение создавать сплоченный коллектив; умение проводить деловые совещания: способность к самооценке своих возможностей и своего труда, а также других; умение подобрать, расставить и закрепить кадры.
5. Способность к руководству
системой управления. Эта группа
представлена следующими
· умение своевременно принимать решения;
· способность обеспечить контроль их исполнения;
· умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации;
· способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой;
· уверенность в себе.
6. Способность поддерживать передовое. В эту группу входят:
· умение увидеть новое;
·
распознать и поддержать новаторов,
энтузиастов и
· умение распознать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов;
· инициативность;
· смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск.
7. Морально-этические черты
характера. К этой группе
· честность, добросовестность, порядочность, принципиальность;
· уравновешенность, выдержанность, вежливость;
· настойчивость, общительность, обаяние;
· скромность;
· простота.
А также необходимо учитывать хорошее состояние здоровья, стаж работы на данном предприятии (в том числе на руководящей должности); опрятность и аккуратность внешнего вида руководителя.
Саморазвитие руководителя
– это процесс, неизбежно связанный
с процессом карьерного роста. Индивидуальное
развитие руководителя, сопутствующее
успеху в управлении, зависит не
только от приобретения новых навыков
и знаний, но и от устранения разного
рода ограничений и начинается с
анализа возможностей, которыми располагает
человек. При этом необходимо изучить
собственный потенциал, свою натуру,
свои внутренние сомнения, причины
робости, так как они оказывают
значительное влияние на поведение
человека и его чувство
М. Вудкок и Д. Френсис выделили одиннадцать потенциальных ограничений саморазвития менеджера:
1. Неумение управлять
собой: неспособность в полной
мере использовать свое время,
энергию, умения; неспособность справляться
со стрессами современной
2. Размытые личные ценности:
отсутствие их ясного
3. Нечеткие личные цели:
отсутствие ясности в вопросе
о целях своей личной или
деловой жизни; наличие целей,
несовместимых с условиями
4. Остановленное саморазвитие:
отсутствие настроенности и
5. Недостаточность навыка
решать проблемы: отсутствие стратегии,
необходимой в принятии
6. Недостаток творческого
подхода: отсутствие
7. Неумение влиять на
людей: недостаточная
8. Недостаточное понимание
особенностей управленческого
9. Слабые навыки руководства:
отсутствие способностей
10. Неумение обучать: отсутствие
способности или желания
11. Низкая способность
формировать коллектив:
Для того чтобы добиться результатов, большинство менеджеров должны объединяться с другими, используя их умение. Однако в соответствии с распространенным подходом к роли руководителя он может ничего не делать для поощрения роста всей группы или ее членов. Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи. Когда не создаются благоприятный климат или эффективные рабочие механизмы, мы говорим, что менеджера ограничивает низкое умение сформировать группу.
Большое значение в организации
карьеры руководителей имеет
создание в организации Программы
управления продвижением по службе, так
как большинство людей
2.3 Самоорганизация работников для продвижения по карьерной лестнице
Как уже отмечалось выше,
процесс организации карьерного
роста работников начинается с момента
его принятия и до предполагаемого
увольнения с работы. Как правило,
очень часто люди не знают своих
перспектив в данном коллективе, что
говорит о плохой постановке работы
с персоналом, отсутствии планирования
и контроля карьеры в организации.
Для самостоятельной
На собеседовании при поступлении в организацию, отвечая на вопросы работодателя, где изложены требования организации, поступающий на работу также вправе задавать вопросы, содержащие его требования. Вопросы, задаваемые поступающим на работу работодателю могут быть следующего содержания:
– Какова корпоративная политика организации в отношении к молодым специалистам?
– Каковы шансы получения жилья?
– Сколько дней в году уйдет на командировки (в т.ч. зарубежные)?
– Каковы перспективы развития организации?
– Имеется ли скидка при покупке работниками продукции, выпускаемой организацией?
– Практикуются ли в организации сверхурочные работы?
– Какие системы оплаты труда в организации?
– Кто является конкурентом организации?
– Имеет ли организация свои детские, лечебно-оздоровительные учреждения?
– Каковы шансы получения более высокой должности?
– Будут ли созданы условия для обучения, повышения квалификации или переподготовки?
– Возможно ли сокращение должности и в связи с чем?
– В случае сокращения можно ли рассчитывать на помощь организации в трудоустройстве?
– Каковы принципы формирования пенсионного фонда, возможные размеры пенсии?
Самостоятельно управляя своей деловой карьерой в процессе работы необходимо помнить следующие правила:
ü не теряй времени на работу с безынициативным, неперспективным начальником;
ü сделайся нужным инициативному, оперативному руководителю;
ü расширяй свои знания, приобретай новые навыки;
ü готовь себя занять более высокооплачиваемое место, которое становится или скоро станет вакантным;
ü познай и оцени других людей, важных для твоей карьеры (родителей, членов своей семьи, друзей);
ü составляй план на сутки и на всю неделю, в котором оставляй место для любимых занятий;
ü помни, что все в жизни меняется: ты, твои знания и навыки, рынок, организация, окружающая среда, оценить эти изменения – важное для карьеры качество;
ü твои решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между твоими интересами и интересами организации: никогда не живи прошлым (прошлое отражается в памяти не таким, каким оно было на самом деле; прошлое не вернешь);
ü не допускай, чтобы твоя карьера развивалась значительно быстрей, чем у др.;
ü увольняйся, как только убедишься, что это необходимо;
ü думай об организации как о рынке труда;
ü не пренебрегай помощью организации в трудоустройстве, но надейся в поиске новой работы прежде всего на себя.
Поступая на работу, каждый должен уметь реально оценивать свои деловые качества, соотносить свою профессиональную подготовку с теми требованиями, которые ставят перед ним организация, его работа. Во многом от этого будет зависеть успех всей его дальнейшей карьеры.
Информация о работе Руководитель как социальный лидер в коллективе