Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:57, контрольная работа
В предыдущих лекциях было показано, как используется анализ производства и конкуренции при оценке относительной привлекательности окружающей компанию экономической среды. Настоящая тема посвящена оценке стратегического положения отдельно взятой компании на рынке товаров и услуг. Ситуативный анализ компаниив основном вращается вокруг следующих пяти вопросов:
1. Насколько хорошо работает настоящая стратегия?
2. Каковы сильные и слабые стороны компании, ее возможности и угрозы?
3. Насколько высок конкурентный статус компании?
1. Введение.
2. Оценка текущей стратегии.
3. Проведение ССВУ - анализа. Определение сильных и слабых сторон.
4. Определение возможностей и опасностей.
ТЕМА 4. СИТУАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Лекция 10.
ВОПРОСЫ:
1. Оценка позиции компании по
уровню издержек производства относительно
конкурентов.
2. Оценка конкурентного
статуса компании и ее конкурентноспособности.
3. Определение круга стратегических
вопросов и проблем, встающих перед компанией.
1.
Одним из наиболее емких показателей,
характеризующих позицию
Как правило, уровень издержек производства данного вида товара или услуг различается среди конкурентов.
Различия издержек производства объясняются:
Чтобы компания была конкурентноспособной, ее издержки производства должны быть сопоставимы с издержками производства конкурентов. Продуктовая дифференциация предполагает некоторое различие уровня затрат конкурирующих компаний. Поэтому быть конкурентноспособной по показателю издержек производства вовсе не означает иметь издержки производства равные издержкам производства конкурента, хотя, как правило, чем выше уровень затрат по сравнению со среднеотраслевыми, тем более уязвима позиция компании. При наличии многочисленных возможностей для отклонения уровня издержек производства среди конкурирующих компаний, любая отдельно взятая компания должна удерживать издержки производства на сопоставимом с конкурентами уровне. Данную задачу позволяет решить стратегический анализ издержек производства.
Стратегический анализ издержек производства
направлен на оценку относительной
конкурентной позиции фирмы по уровню
издержек производства. Главным аналитическим
средством стратегического
Задача построения полной структуры
затрат не из легких. Она предполагает
разбиение учитываемых в
Важное практической применение результаты анализа находят при оценке относительной конкурентной позиции фирмы. Здесь требуется сравнение величины каждого элемента затрат с соответствующими значениями конкурирующей фирмы.
Абсолютная величина отклонений может существенно различаться от пункта к пункту в цепи последовательных технологических операций, от одной группы потребителей к другой (в случае, если используются различные каналы распределения) и от одного предприятия к другому (если предприятия применяют различные технологии или широко разбросаны по территории- в различных странах, например).
Вновь обратим внимание на Табл. 4. В структуре затрат можно выделить три основных раздела, характеризующихся существенными различиями в уровне издержек производства конкурирующих фирм: затраты на приобретение сырья и материалов, затраты компании на выпуск продукции и затраты, связанные с распределением готовой продукции. Если слабое место компании лежит в первом или последнем разделах последовательной цепи структуры затрат, то рассматриваемой компании следует расширить круг своей деятельности с тем, чтобы восстановить конкурентноспособность по показателю издержек производства. В случае, когда слабое место компании находится в первом звене полной цепи издержек производства, можно выделить шесть принципиальных стратегических решений:
В случае, когда слабое место находится в последнем звене цепи издержек производства, можно предположить три варианта решений:
Если же причина слабой конкурентноспособности фирмы кроется в организации собственного производства, то существуют следующие альтернативы:
Построение полной структуры издержек производства - ценный метод ситуативного анализа компании, так как с его помощью можно оценить конкурентноспособность фирмы по показателю издержек производства. Анализ элементов затрат производства данной компании в сравнении с соответствующими значениями конкурентов показывает кто и
Таблица 3
ПОЛНАЯ СТРУТКТУРА ЗАТРАТ ДЛЯ ТИПИЧНОЙ ОТРАСЛИ
насколько и по какому элементу затрат имеет преимущество. Такая информация необходима для разработки стратегии по исправлению неблагоприятной ситуации и созданию конкурентного преимущества в области издержек производства.
2.
Кроме диагноза конкурентноспособности по показателю издержек производства следует также проводить более широкую оценку конкурентной позиции компании. Здесь наиболее важными моментами являются:
1) Оценка прочности занимаемой
компанией конкурентной
2) Оценка будущей конкурентной
позиции фирмы (ухудшится или
улучшится) при условии
3) Ранжирование позиции
фирмы относительно позиций
4) Оценка конкурентного преимущества данной фирмы;
5) Оценка способности
фирмы защитить свои позиции
в условиях действия
В Таблице 5 сгруппированы факторы, которые как правило, принимают во внимание при оценке конкурентной позиции фирмы. Здесь также требуется нечто большее, чем простое перечисление признаков улучшения или ухудшения позиции.
Следует отметить насколько сильна занимаемая компанией позиция, что заставляет компанию изменить ее, какие стратегические действия необходимо предпринять для ее улучшения.
Наиболее информативная часть ситуативного анализа компании заключается в формальной оценке конкурентного статуса фирмы относительно конкурентного статуса основных соперников на основе сравнения действия каждого ключевого фактора успеха (переменной конкуренции). Большая часть информации для проведения ситуативного анализа была получена на предыдущих этапах. Так, анализ производства помог вскрыть ключевые факторы успеха.
Анализ конкуренции это - сильные стороны и возможности основных конкурентов. Поэтому первым шагом ситуативного анализа является составление перечня ключевых факторов успеха и любых других соответствующих показателей конкурентной мощи фирмы. Вторым шагом выступает ранжирование фирмы и конкурирующих компаний по каждому выделенному фактору (или показателю). Может быть использован масштаб от 1 до 5 или от 1 до 10 (или <+> более сильный, <-> более слабый и <=> примерно равный в условиях недостаточно полного объема информации).
Наконец, третий шаг ситуативного анализа состоит в оценке конкурентноспособности фирмы в целом, подчеркивая наиболее сильные и слабые стороны и определяя величину конкурентного преимущества (при его наличии) компании.
Рис. 5 ПОЛНАЯ СТРУКТУРА ЗАТРАТ КОМПАНИЙ АНХЮЗЕР-БУШ И КУРС БИЕРС
Ниже в таблице приведены расчетные средние значения издержек производства по предприятиям двух компаний АНХЮЗЕР-БУШ и АДОЛЬФ КУРС. Здесь представлены затраты по приобретению сырья и материалов, затраты производства и затраты распределения. Данные по состоянию на 1992 год.
Расчетные средние значения издержек производства по предприятиям Анхюзер - Буш |
Расчетные средние значения издержек производства по предприятиям Адольф Курс | |||
Элементы затрат. |
На 6 банок по 12 унций каждая |
В пересчете на баррель |
На 6 банок по 12 унций каждая |
В пересчете на баррель |
Примечание: Различия в средних издержках производства АНХЮЗЕР-БУШ И АДОЛЬФ КУРС в некоторой степени объясняются более высокой долей продаж с премиальной скидкой у А-Б. Так, отделение А-Б-МИШЕЛОБ - является самым преуспевающим и в то же время самым дорогим торговцем оптовыми партиями по сравнению с обычными производителями пива.