Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:57, контрольная работа
В предыдущих лекциях было показано, как используется анализ производства и конкуренции при оценке относительной привлекательности окружающей компанию экономической среды. Настоящая тема посвящена оценке стратегического положения отдельно взятой компании на рынке товаров и услуг. Ситуативный анализ компаниив основном вращается вокруг следующих пяти вопросов:
1. Насколько хорошо работает настоящая стратегия?
2. Каковы сильные и слабые стороны компании, ее возможности и угрозы?
3. Насколько высок конкурентный статус компании?
1. Введение.
2. Оценка текущей стратегии.
3. Проведение ССВУ - анализа. Определение сильных и слабых сторон.
4. Определение возможностей и опасностей.
В Таблице 5 представлены 2 примера оценки конкурентноспособности фирмы. В первом примере использован показатель невзвешенных оценок - предполагается, что каждый из выделенных ключевых факторов успеха (показателей силы) одинаково важен. Сумма баллов дает итоговый рейтинг. Однако, правильно было бы пользоваться показателем взвешенных оценок, так как различные факторы играют, как правило, неодинаковую роль. Например, в отраслях, производящих товары народного потребления, определяющим показателем конкурентноспособности является показатель низких затрат производства. В отраслях с сильно выраженной продуктовой дифференциацией основными показателями конкурентноспособности могут быть торговая марка, объем рекламы, репутация фирмы, дистрибьюторские возможности.
При взвешенной системе оценки каждому соответствующему показателю конкурентноспособности приписывается определенный вес в зависимости от его значимости. Наивысшие значения весов (0,75 и выше) наблюдаются в случаях, когда один какой-то показатель имеет решающее значение в конкурентной борьбе. Менее значимым показателям приписываются веса 0,05 или 0,10. При этом, общая сумма весов должна равняться 1,00. Взвешенная оценка рассчитывается путем умножения величины каждого показателя (по шкале от 1 до 5 или от 1 до 10) на соответствующий вес данного показателя (например, показатель в 4 балла, взвешенный по 0,20, дает оценку 0,80). Сумма взвешенных оценок по каждому из показателей дает оценку конкурентноспособности компании в целом.
Таблица 4. ПРИМЕРЫ ВЗВЕШЕННЫХ И НЕВЗВЕШЕННЫХ ОЦЕНОК КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
А. Пример невзвешенной оценки конкурентноспособности
фирмы
(Принятый масштаб: 1- самая низкая; 10 - самая
высокая)
Ключевые факторы успеха / показатели силы |
К о н к у р е н т ы | ||||
АВС&K |
1-й |
2-ой |
3-ий |
4-ый | |
Качество/уровень производства |
8 |
5 |
9 |
5 |
6 |
Репутация/имидж |
8 |
7 |
10 |
5 |
6 |
Доступ к сырью/затраты |
5 |
5 |
6 |
3 |
4 |
Уровень технологического исполнения |
8 |
5 |
5 |
3 |
4 |
Эффективность рекламной деятельности |
9 |
7 |
10 |
5 |
6 |
Маркетинг/распределение |
9 |
7 |
9 |
5 |
6 |
Финансовые возможности |
5 |
4 |
7 |
3 |
4 |
Относительный уровень издержек произ-ва |
5 |
9 |
6 |
3 |
4 |
Способность вести ценовую конкуренцию |
5 |
9 |
7 |
3 |
4 |
Итоговый показатель (рейтинг) |
62 |
58 |
69 |
35 |
44 |
В. Пример взвешенной оценки конкурентноспособности
фирмы
(Принятый масштаб: 1-самая низкая; 10 - самая
высокая)
Ключевые факторы успеха / показатели силы |
К о н к у р е н т ы | |||||
Веса |
АВС&K |
1-й |
2-ой |
3-ий |
4-ый | |
Качество/уровень производства |
0,10 |
8/0,80 |
5/0,50 |
9/0,90 |
5/0,50 |
6/0,60 |
Репутация/имидж |
0,10 |
8/0,80 |
7/0,70 |
10/1,0 |
5/0,50 |
6/0,60 |
Доступ к сырью/затраты |
0,05 |
5/0,25 |
5/0,25 |
6/0,30 |
3/0,15 |
4/0,20 |
Уровень технологического исполнения |
0,05 |
8/0,40 |
5/0,25 |
5/0,25 |
3/0,15 |
4/0,20 |
Эффективность рекламной деятельности |
0,05 |
9/0,45 |
7/0,35 |
10/0,5 |
5/0,25 |
6/0,30 |
Маркетинг/распределение |
0,05 |
9/0,45 |
7/0,35 |
9/0,45 |
5/0,25 |
6/0,30 |
Финансовые возможности |
0,10 |
5/0,50 |
4/0,40 |
7/0,70 |
3/0,30 |
4/0,40 |
Относительный уровень издержек произ-ва |
0,25 |
5/1,25 |
9/2,25 |
6/1,50 |
3/0,75 |
4/1,00 |
Способность вести ценовую конкуренцию |
0,25 |
5/1,25 |
9/2,25 |
7/1,75 |
3/0,75 |
4/1,00 |
Итоговый показатель (рейтинг) |
1,00 |
6,15 |
7,30 |
7,35 |
3,60 |
4,60 |
Сравнение взвешенных оценок различных компаний показывает насколько прочную позицию занимает данная компания среди своих конкурентов.
В нижней части таблицы 5 дается пример оценки конкурентноспособности компании АВС с использованием системы взвешенных оценок. Отметим, что две различные системы оценок дали различный рейтинг компаний. В том и другом примере все компании характеризуются одинаковыми значениями показателей по десятибальной шкале. Однако компания АВС переместилась со второго на третье место, а конкурент под номером 1 шагнул с третьего на, фактически, первое место, характеризуясь самыми высокими значениями двух наиболее важных факторов. Таким образом, использование весов может в значительной мере повлиять на результаты оценки и окончательный вывод о конкурентноспособности компании.
Оценка конкурентноспособности позволяет глубже разобраться в занимаемой компанией конкурентной позиции. Рейтинг по каждому из факторов (показателей) показывает, в каких видах деятельности компания наиболее, а в каких - наименее сильна и относительно кого из своих конкурентов. Более того, сопоставление суммарного рейтинга конкурентноспособности позволяет определить добилась ли компания чистого преимущества или, наоборот, находится в проигрыше относительно каждой из конкурирующих организаций. Компания имеет чистое преимущество над всеми конкурентами, если обладает наивысшим рейтингом конкурентноспособности. Размер преимущества отражается в величине превышения итогового (суммарного) показателя оценки конкурентноспособности данной фирмы над соответствующими показателями конкурирующих фирм. Чистое преимущество (проигрыш) других компаний определяется путем сравнения итоговых (суммарных) показателей различных компаний между собой.
Определение сильных и слабых сторон конкурентной позиции компании находит непосредственное применение при разработке стратегии усиления конкурентноспособности. Как правило, компании следует сыграть на своих сильных сторонах и укрепить или защитить свои слабые стороны. Другими словами, следует разрабатывать стратегию организации, отталкиваясь от сильных сторон, и предпринимать стратегические шаги по укреплению слабых позиций. В то же время, оценка конкурентноспособности конкурентов позволяет определить наиболее слабых конкурентов и те конкретные области, в которых их позиции наиболее уязвимы. Если компания имеет важное конкурентное преимущество, то она может предпринять новые наступательные действия с целью развития своего успеха.
3.
Заключительный этап ситуативного
анализа компании состоит в определении
круга вопросов стратегического
порядка, ответы на которые необходимо
представить при формировании генерального
плана игры компании. Характер возникающих
проблем объясняется
Среди вопросов, включаемых в повестку стратегических действий компании, можно выделить следующие:
Принятие во внимание указанных
вопросов позволит определить - может
ли компания следовать текущей стратегии
(при условии незначительных корректировок)
или же необходим пересмотр
Чем теснее увязана стратегия с внутренней и внешней средой компании, тем слабее потребность пересмотра действующей стратегии. С другой стороны, если текущая стратегия не отвечает в должной мере перспективам развития компании, все насущнее становится потребность разработки новой стратегии.
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
Выделяют пять этапов ситуативного анализа компании.
1.ОЦЕНКА
ТЕКУЩЕЙ СТРАТЕГИИ. Предполагае
2.ПРОВЕДЕНИЕ CCBY АНАЛИЗА. Сильные стороны компании служат в качестве фундамента разрабатываемой стратегии; слабые стороны компании указывают на необходимость принятия соответствующих мер по их исправлению. Внешние возможности и угрозы также необходимо принимать во внимание, поскольку грамотная стратегия заключается в реализации появившихся возможностей и защите от угрожающих благополучию компании факторов.
3.ОЦЕНКА
ПОЗИЦИИ КОМПАНИИ ПО УРОВНЮ
ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
4.ОЦЕНКА
КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА КОМПАНИИ
И ЕЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ. На этом этапе оценивается способность
компании вести успешную конкурентную
борьбу по основным факторам успеха. Рейтинг
конкурентноспособности показывает в
каких областях компания имеет сильные
и слабые позиции. Как правило, стратегия
конкуренции компании должна основываться
на высококонкурентноспособных областях
деятельности и быть направлена на укрепление
низкоконкурентноспособных
5.ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КРУГА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
И ПРОБЛЕМ, ВСТАЮЩИХ ПЕРЕД
Профессионалы используют SWOT-анализ для определения сильных и слабых сторон продукта или услуги, возможностей и угроз для продукта или услуги.
Strengths - сильные стороны.
Opportunit
Threat - угрозы.
Этот же анализ помогает анализировать
и компании. Так как компания,
в своем роде продукт, ее также
можно рассматривать через
Сильные стороны
Mогут проявляться в различных формах.
Они могут быть материальными (например,
продукт упакован в удобную упаковку для
применения) или неосязаемыми (например,
продукт успешно используется в течение
30 лет).
Сильная сторона это что-либо, что делает продукт
или услугу более легким для продажи. Найдите
сильные стороны продукта или услуги,
которые Вы продаете. Соберите информацию
о своем продукте или услуге и выделите
факторы, которые помогут клиенту выбрать
Ваш продукт. Посмотрите на Ваш продукт
и конкурирующие продукты глазами покупателя
и найдите, какие факторы Вашего продукта
сильнее, чем у конкурентов.
В качестве сильных
сторон рассмотрите: