Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:05, доклад
Переход российской экономики от планово-директивной к рыночной повлиял на изменение структуры и содержательного наполнения экономического анализа деятельности предприятия. Учитывая тот факт, что условия хозяйствования российских предприятий в условиях рыночной экономики направлены на приведение к международным стандартам хозяйствования (в частности, постепенный переход аудита, бухгалтерского учета к международным нормам, внедрение западного опыта функционирования предприятия и т.д.), анализ деятельности предприятия также претерпевает изменения в сторону западного анализа. Об этом свидетельствует внедрение в российскую методологию западных методов анализа финансовой деятельности предприятия. Надо заметить, что именно финансового - ведь на Западе весь анализ деятельности предприятия, в отличие от российского, сводится к анализу рентабельности и платежеспособности (российский анализ предполагает всесторонне изучение функционирования предприятия на рынке).
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ
Богомолова Е.В., главный бухгалтер ЗАО «Котеджстрой-17», г. Москва
Переход российской экономики от планово-директивной к рыночной повлиял на изменение структуры и содержательного наполнения экономического анализа деятельности предприятия. Учитывая тот факт, что условия хозяйствования российских предприятий в условиях рыночной экономики направлены на приведение к международным стандартам хозяйствования (в частности, постепенный переход аудита, бухгалтерского учета к международным нормам, внедрение западного опыта функционирования предприятия и т.д.), анализ деятельности предприятия также претерпевает изменения в сторону западного анализа. Об этом свидетельствует внедрение в российскую методологию западных методов анализа финансовой деятельности предприятия. Надо заметить, что именно финансового - ведь на Западе весь анализ деятельности предприятия, в отличие от российского, сводится к анализу рентабельности и платежеспособности (российский анализ предполагает всесторонне изучение функционирования предприятия на рынке).
Практика использования приёмов финансового анализа российскими предприятиями недостаточна с точки зрения современных требований экономики. Надо согласиться, что западный опыт финансового анализа достаточно богат. Здесь есть свое “ноу-хау”, отлаженные и опробованные технологии. Однако, учитывая тот факт, что российская экономика отличается от западной своей «специфичностью», методика проведения анализа на западе не всегда достаточно хороша для использования в российских условиях. Здесь необходимо детальное изучение новых для нас методов и адаптация их применительно к условиям хозяйствования российских предприятий.
Как уже отмечалось выше, в настоящее время широко внедряется опыт западных специалистов в части финансового анализа деятельности предприятия. В частности, об этом свидетельствует появление и применение принципиально новых методов анализа: управленческого и маркетингового. Наиболее известные и широко используемые из них: Функционально-стоимостной анализ (ФСА, Activity Based Costing, АВС) - метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, в основе которого лежит использование функций и ресурсов, задействованных в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также в обеспечении качества. Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:
• формирование релевантной информации об эффективности деятельности центров ответственности на предприятии;
др.);
Несмотря на то, что данный метод анализа позволяет решить наиболее значимые для предприятия проблемы, применим он не ко всем видам предприятий. Точнее сказать, в наибольшей степени он адаптирован для анализа деятельности производственных предприятий.
CVP анализ - одним из эффективных методов комплексного анализа предприятия методика анализа соотношения “затраты-объем-прибыль” (“Cost - Volume - Profit” или “CVP-анализ”), которая позволяет определить точку безубыточности (порог рентабельности), т.е. момент, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.
При использовании этого метода необходимо учитывать следующие допущения, на которых основан CVP- анализ:
Большое количество ограничений делает этот вид анализа не всегда применимым в условиях российской экономики: в условиях нестабильности рынка, а также постоянной инфляции у предприятия нет возможности оставлять цену и ассортимент неизменными. Это касается производственных предприятий. В отношении торговых предприятий здесь еще более сложная ситуация - большинство торговых предприятий постоянно меняют свой ассортимент, изменяя и торговую наценку - в связи с изменением цен поставщика, покупательной способности населения, уровня инфляции, спроса и т.д.
JOCAS (job order cost accounting system) - позаказный метод распределения затрат.
MRP II (Manufacturing Resource Planning) - главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов- комплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов. Это автоматизированное планирование всех производственных ресурсов предприятия: сырье, материалы, оборудование, его производительность, трудозатраты (контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю); используется для описания компонентов "производство", "логистика".
Эта система создана для эффективного планирования всех ресурсов производственного предприятия, в том числе финансовых и кадровых. MRPII способна адаптироваться к изменениям внешней ситуации и отвечать на вопрос "Что, если?"
MRP II Standart System содержит описание 16 групп функций системы:
В своем развитии стандарт MRP II прошел несколько этапов развития:
Результаты использования интегрированных систем стандарта MRP II:
В основу MRP II положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие- то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Кроме того, эти планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня.
ERP (Enterprise Resource Planning) - автоматизирование и оптимизация внутренних бизнес-процессов (т.н. back-office), планирование как материальных, так и финансовых ресурсов в масштабе предприятия, в частности: приём заказов, планирование производства, поставки, само производство, доставка и администрирование; используется для описания компонентов "производство", "логистика", "финансы".
Бенчмаркинг (Benchmarking) - процесс нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса и поисков возможных путей для применения в своей организации.
Определяя конечные цели использования бенчмаркинга в «арсенале» организации, нужно отметить, что после того, как будет найдена наиболее успешная компания в данной области из функционирующих на рынке, следующей целью будет анализ и внедрение необходимых изменений для сокращения отрыва от данной фирмы и, как конечный результат, для ее превосходства.
Рассматривая практическое применение бенчмаркинга, можно выделить четыре основных этапа его проведения:
Бенчмаркинг можно проводить не только внешний (сравнивая бизнес-процессы своей компании и других компаний на рынке), но и внутренний (анализируя и сравнивая работу собственных подразделений).
Внешний бенчмаркинг можно разделить на несколько видов:
Учитывая тот факт, что конечный результат бенчмаркинга - выявление путей и методов для превосходства над конкурентами, данный метод не может и не должен быть «одноразовым» анализом. Для получения эффективных результатов от проведения бен- чмаркинга на предприятии необходимо сделать его постоянной частью комплексного анализа бизнеса.
На первый взгляд, просматривается простота применения данного метода, заключающаяся только в сравнении ведения бизнеса собственной компании и конкурентов. Однако доскональное изучение конкурентов - достаточно сложная задача. Аналитикам необходимо не только собрать все сведения об организации, но и понять, что именно привело компанию к успеху - удачная рекламная кампания, мотивация сотрудников или что-то еще?