Совершенствование методологии экономического анализа на современном этапе развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:05, доклад

Описание работы

Переход российской экономики от планово-директивной к рыночной повлиял на изменение структуры и содержательного наполнения экономического анализа деятельности предприятия. Учитывая тот факт, что условия хозяйствования российских предприятий в условиях рыночной экономики направлены на приведение к международным стандартам хозяйствования (в частности, постепенный переход аудита, бухгалтерского учета к международным нормам, внедрение западного опыта функционирования предприятия и т.д.), анализ деятельности предприятия также претерпевает изменения в сторону западного анализа. Об этом свидетельствует внедрение в российскую методологию западных методов анализа финансовой деятельности предприятия. Надо заметить, что именно финансового - ведь на Западе весь анализ деятельности предприятия, в отличие от российского, сводится к анализу рентабельности и платежеспособности (российский анализ предполагает всесторонне изучение функционирования предприятия на рынке).

Файлы: 1 файл

Bogomolova .docx

— 34.01 Кб (Скачать файл)

Макросреда:

  • экономические факторы;
  • политические факторы;
  • правовые факторы;
  • социально-демографические факторы;
  • социально-культурные факторы;
  • технологические и научно-технические факторы;
  • природные и экологические факторы и др.

В процессе анализа внешней среды должны выполняться следующие действия:

  1. Производится диагностика и дается прогноз развития внешней среды.
  2. Определяется важность каждого фактора внешней среды для фирмы и отрасли в целом.
  3. Выявляется вероятность влияния факторов внешней среды на фирму, а также характер этого влияния (негативное, позитивное).
  4. Определяется сила влияния внешних факторов.

На основе полученных данных составляется свод таблиц (см. табл. 3).

Таблица 3

АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ВЛИЯНИЯ И СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ФИРМУ

Факторы

внешней

среды

Влияние внешней среды

Характер

влияния

Сила

влияния

Важность фактора для отрасли (или фирмы)

Ситуация 1

     
       

Ситуация N

     

Параметр

«Характер влияния»

оценивается по как:



- 1 - влияние негативное; + 1 - влияние позитивное.


 

Параметр «Сила влияния» оценивается по балльной системе (рекомендуется использовать 10-балльную систему).

Сила влияния негативных факторов показывает, насколько невыгодна и опасна сложившаяся ситуация во внешней среде для предприятия. Сила влияния позитивных факторов показывает, насколько выгодно сложившееся положение для фирмы.По параметру «Важность фактора для отрасли» можно судить на влияние каких факторов следует акцентировать внимание.

Третий этап проведения SWOT-анализа заключается в сопоставлении сильных и слабых сторон предприятия и факторов внешней среды. На этом этапе строится матрица на основе стандартной методики (см. табл. 5).

Таблица 5

СОПОСТАВЛЕНИЕ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН

ПРЕДПРИЯТИЯ И ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Характеристики корпоративного профиля

Факторы внешней среды

Возможности

Угрозы

Силы

1

2

Слабости

3

4




 

Большинство аналитиков предлагают сосредоточиться на качественном анализе, перечисляя в соответствующих квадрантах матрицы:

  1. Силы, позволяющие с наибольшей выгодой использовать возможности.
  2. Силы, позволяющие эффективно противостоять угрозам.
  3. Слабости, ограничивающие возможности фирмы о внешней среде.
  4. Слабости, увеличивающие опасность ситуации для предприятия.

Четвертый этап проведения SWOT-анализа заключается в определении основных действий, актуальных для того или иного сочетания сил, возможностей, угроз и слабостей. Это достигается благодаря использованию следующей матрицы (см. табл. 6).

Таблица 6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Список сильных сторон:

Список слабых сторон:

Спи

сок

воз-

мож-

ностей

Каким образом можно использовать сильную сторону для развития бизнеса благодаря использованию возможности? Каким образом можно использовать возможность рынка для усиления сильной стороны?

Каким образом можно использовать возможности внешней среды для снижения негативного влияния слабых сторон на развитие предприятия?

Спи-

Каким образом можно использовать сильную сторону для

 

сок угроз

снижения негативного влияния проявления угроз на развитие предприятия?

(Не заполняется)




 

Используя обозначенные в квадрантах вопросы, можно сформулировать список мер.

При формулировании мер можно использовать несколько сильных и слабых сторон с одной возможностью или угрозой, и наоборот.

По результатам построения данной матрицы можно перейти к следующему шагу.

Последним шагом во всем анализе будет являться составление основных задач дальнейшей деятельности предприятия по результатам анализа. Для определения основных направлений развития бизнеса необходимо, используя полученные данные SWOT- анализа:

  1. Составить общий структурированный список мероприятий, которые были сформулированы на предыдущем этапе в 3-х квадрантах.
  2. Сформировать критерии для определения наиболее значимых мероприятий.
  3. Проранжировать меры по выбранным критериям.
  4. Сформировать план реализации намеченных мероприятий.

Наряду с высокими оценками специалистов о необходимости применения SWOT- анализа как инструменте управления прибылью предприятия, существует и мнение об его абсолютной неэффективности .

Было бы неправильно утверждать, что SWOT-анализ - это панацея от многих проблем функционирования предприятия на рынке, взаимодействия его как с конкурентами, так и самими потребителями. Здесь, в первую очередь, нужно понимать, что эффективность применения данного метода зависит не только от его методики применения, но и от участников анализа, непосредственно проводящих его, а также от поставленных задач. Ведь основой всей методики является, по сути дела, анализ критериев, предложенных самими участниками. Именно тех, которые, по их мнению, являются перспективными для анализа. Здесь-то и возникает первая типичная проблема - субъективность и недостаточная компетентность.

Следующее, на что тоже следует обратить внимание - излишнее увлечение формальной методикой, особенно количественным анализом в ущерб качественному. Составляются списки сильных и слабых сторон фирмы, число которых может перевалить за 100. Можно себе представить, сколько комбинаций (вариантов стратегических действий) получится на основе этих данных. И, как следствие, чем длиннее получается список возможных действий, тем сложнее решить, что же все-таки нужно сделать для повышения эффективности деятельности предприятия. Ну и конечно, необходимо помнить, что главным условием любого анализа является полнота, достоверность, актуальность и релевантность первичной информации.

Кроме названного недостатка, имеются и другие. Они заключаются в том, что SWOT-анализ не даёт ответа на следующие вопросы:

  1. А что будет, если возможности не выполнят ожидания?
  2. А что будет, если угрозы, наступят самым неподходящим образом?
  3. А что будет, если конкуренты ослабят сильные стороны?
  4. А что будет, если слабые стороны станут ещё более слабыми?
  5. Где же в SWOT-анализе риски?

Эти недостатки приводят к слабому использованию данного метода, но нижеприведённые рекомендации по расширению применения SWOT-анализа позволяют сделать его более практичным.

Чтобы избежать ошибок и извлечь максимум пользы из SWOT-анализа, нужно следовать следующим правилам:

Правило 1. Необходимо тщательно определить сферу SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Правило 2. Необходимо понять различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.

Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И, наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого, преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.

Правило 4. Важно быть объективными и использовать разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ — это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.

Правило 5. Необходимо избегать пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT- анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

Рассматривая вышеперечисленные методы анализа деятельности предприятия, хотелось бы отметить, что их совокупное применение даст наибольший эффект, в особенности, если в организации будет создана система анализа деятельности, включающая все вышеперечисленные методики. Аналитику будет достаточно, просто имея данные, например, для проведения SWOT-анализа, применить их для бенчмаркинга.

Литература

  1.  Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой.-М.:Прогресс,1990, с.149
  2. Дженстер П., Хасси Д. «Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей»: ISBN:5-8459-0481-1, Вильямс, 2003 -368 с.
  3. «Developing Your Strategic SWOT Analysis." Austrainer. 1999. http://www.austrainer.com/archives/1397.htm. (5 Dec. 1999)
  4. Анализ "затраты - объем - прибыль" Материалы семинара компании АКМР, http://www.akmr.ru, электронная публикация на сайте «Корпоративный менеджмент» http://www.cfin.ru
  5. Богомолова Е.В. SWOT-анализ: теория и практика. Журнал Экономический анализ: теория и практика. № 17 (32) - 2004 декабрь, Издательский дом "Финансы и Кредит"
  6. Ивлев В., Ивлев К., Попова Т. ВИП Анатех, http://www.user.cityline.ru/~anatec, «Что такое функционально-стоимостной анализ» электронная публикация на сайте «Корпоративный менеджмент» http://www.cfin.ru
  7. Описание стандарта MRPII, электронная публикация на сайте «Корпоративный менеджмент» http://www.cfin.ru, колонка Верникова «Стандарты MRP-ERP»
  8. Исследовательская компания Infowave. «Разрабатываем план маркетинга: cбор и анализ информации». Статья «Сбор информации о внутренней среде». Электронная публикация на Сайте «Корпоративный менеджмент» http://www.cfin.ru

Богомолова Елена Владимировна

 

 


Информация о работе Совершенствование методологии экономического анализа на современном этапе развития России