Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:05, доклад
Переход российской экономики от планово-директивной к рыночной повлиял на изменение структуры и содержательного наполнения экономического анализа деятельности предприятия. Учитывая тот факт, что условия хозяйствования российских предприятий в условиях рыночной экономики направлены на приведение к международным стандартам хозяйствования (в частности, постепенный переход аудита, бухгалтерского учета к международным нормам, внедрение западного опыта функционирования предприятия и т.д.), анализ деятельности предприятия также претерпевает изменения в сторону западного анализа. Об этом свидетельствует внедрение в российскую методологию западных методов анализа финансовой деятельности предприятия. Надо заметить, что именно финансового - ведь на Западе весь анализ деятельности предприятия, в отличие от российского, сводится к анализу рентабельности и платежеспособности (российский анализ предполагает всесторонне изучение функционирования предприятия на рынке).
Говоря о бенчмаркинге, надо заметить, что он уже долгое время уверенно находит свое место в методологии управленческого анализа за рубежом. Очередь за российскими компаниями, которые при использовании данного метода для анализа конкурентов будут иметь неоспоримые преимущества в функционировании на рынке.
Маркетинг отношений (CRM - Customer Relations Management) - система учета и управления взаимоотношениями с потребителями
Управление цепочками поставок (SCM - Supply Chain Management) - система учета и управления взаимоотношениями с поставщиками.
CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - планирование ресурсов в зависимости от потребностей рынка. Процесс управления предприятием включает маркетинг отношений (CRM), что дает возможность интегрировать взаимоотношения "потребитель- предприятие" во внутренние бизнес-процессы предприятия. Планирование деятельности предприятия начинается не с анализа возможностей предприятия производить товары или услуги, а с изучения потребностей рынка в них. Иными словами, этапы производственной деятельности (проектирование будущего изделия, гарантийное и сервисное обслуживание) должны планироваться с учетом специфических требований заказчика.
SWOT-анализ - данный метод заслуживает внимания, прежде всего, из-за простоты применения и адаптивности ко всем отраслям деятельности предприятия. При использовании SWOT-анализа как метода экономического анализа деятельности предприятия основной целью служит принятие решений для повышения эффективного функционирования на рынке.
Теоретические основы SWOT- анализа можно представить следующим образом: SWOT- анализ - это анализ бизнеса в контексте рыночного окружения. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны бизнеса, а также определить возможности успешного функционирования фирмы в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Цель SWOT-анализа - сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.
Задачи SWOT-анализа:
SWOT - это аббревиатура из 4-х слов:
Необходимо понять различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами.
Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
SWOT-анализ в общей форме строится при помощи табл. 1.
Таблица 1 ОБЩАЯ ФОРМА SWOT-АНАЛИЗА
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
В процессе проведения SWOT-анализа аналитик
ищет ответ на следующий ряд вопросов:
Каковы сильные и слабые стороны фирмы (в настоящее время и прогнозируемые)?
Каково влияние на деятельность фирмы внешней среды (в настоящее время и прогнозируемое, негативное или же позитивное)?
Насколько фирма может воспользоваться своими сильными сторонами для противостояния внешней среде?
В какой мере слабые стороны не позволяют этого ей сделать?
Какую оценку можно дать фирме и ее бизнес-направлениям (исходя из сочетаний сильных и слабых сторон деятельности, а также возможностей и угроз)?
Какие стратегии следует внедрить и реализовать на фирме при сложившемся сочетании сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также при прогнозируемом сочетании?
SWOT-анализ может проводиться по фирме в целом, по отдельным бизнес-направлениям, по отдельным рынкам, на которых фирма функционирует, по отдельным товарно-рыночным комбинациям.
Перед проведением непосредственно анализа необходимо определить исследуемый период, в раках которого будут изучаться взаимодействия фирмы и внешней среды. Это может быть: текущий период - исследуются существующие силы и слабости фирмы и текущая рыночная ситуация, краткосрочная перспектива (1-2 года), среднесрочная перспектива (3-5 лет), долгосрочная перспектива (более 5 лет).
В зависимости от выбранного периода анализа, SWOT-анализ будет носить характер ситуационного или стратегического анализа. После определения исследуемого периода аналитик подходит к стадии изучения собственно аналитического материала.
Здесь целесообразно сделать отступление и начать, как ни странно с того, как не следует проводить SWOT- анализ, предостерегая вас от ошибок, которые могут дискредитировать саму методику анализа. Тут можно выделить два основных правила:
Во-первых, не следует поручать проведение SWOT- анализа одному человеку (соответственно, не пытаться провести его в одиночку); вместо этого необходимо организовать обмен мнениями между несколькими ведущими сотрудниками предприятия. Участие в анализе нескольких человек существенно повысит объективность оценок и снизит вероятность ошибок.
Во-вторых, нельзя превращать SWOT-анализ в перечень своих догадок: он должен в наибольшей степени основываться на объективных данных и результатах исследований.
Каждое утверждение (сильная или слабая сторона, возможность или угроза), внесенное в матрицу SWOT- анализа, должно быть подкреплено результатами расчетов, опросов, данными статистики, официальными документами. Следует помнить, что неправильно произведенный SWOT-анализ более опасен для предприятия, чем его полное отсутствие.
Итак, SWOT-анализ должен основываться на достоверных данных. SWOT-анализ состоит из двух частей: анализ внутренней среды (определение сильных и слабых стороны вашего предприятия) и анализ внешней среды (поиск возможностей и угроз). Соответственно, для проведения SWOT-анализа понадобится информация как о предприятии (внутренняя информация), так и об окружении предприятия (внешняя информация).
Для того чтобы провести SWOT-анализ, эту информацию необходимо собрать и обработать. Существует два возможных положения на предприятии:
В этом случае для SWOT-анализа используется информация, постоянно собираемая и анализируемая в рамках аналитической системы (АС) предприятия.
Аналитическая система — это алгоритм, позволяющий регулярно собирать необходимую для принятия решений информацию из различных внешних и внутренних источников и передавать ее заинтересованным лицам.
Сама аналитическая система состоит из четырех подсистем:
Четыре подсистемы АС, работая слаженно, позволяют осветить все процессы и события, происходящие как внутри, так и вне компании. Первые две подсистемы (система внутренней отчетности и система анализа внутренней маркетинговой информации) поставляют информацию для анализа сильных и слабых сторон предприятия, а вторые (система наблюдения за внешней средой и система маркетинговых исследования) предназначены для выявления возможностей и угроз внешней среды.
Как правило, в случае отлаженного действия АС не возникает необходимости в сборе дополнительной информации для проведения полноценного SWOT- анализа.
Итак, рассматриваем случай, когда на предприятии отсутствует аналитическая система и требуется собирать информацию для проведения SWOT-анализа «с нуля». В этом случае аналитику необходимо:
Кстати говоря, когда аналитик соберет всю эту информацию, он заложит основу аналитической системы предприятия. Для того чтобы создать АС, достаточно будет сделать еще один шаг: собирать эти данные на регулярной основе и регулярно использовать их для принятия управленческих решений, а также для проведения различных видов анализа.
Когда информация собрана, начинается собственно анализ. SWOT-анализ проводят в несколько этапов. Рассмотрим их непосредственно на примере торговых предприятий :
Первый этап - анализ внутренней среды фирмы на рынке на предмет выявления сильных и слабых сторон. Основой для оценки сильных и слабых сторон фирмы является анализ корпоративного профиля (корпоративный профиль - совокупность характеристик компании, многоаспектно описывающих ее деятельность, ресурсы, компетенции и прочее). Он заключается в исследовании фирмы, ее внутренней среды и характеристик, описывающих функционирование компании на рынке. Для этого проводят анализ в сравнении позиций фирмы с конкурентом (лидером рынка, ближайшим конкурентом или наиболее опасным конкурентом) - при этом выявляются слабости и сильные стороны с позиции конкурентоспособности.
Для качественного проведения SWOT-анализа необходимо проводить его отдельно для каждого продукта, рынка, конкурента.
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей. Это упражнение полезно при определении привлекательности имеющихся возможностей и оценке способностей фирмы по их преследованию.
В идеале SWOT-анализ должен проводиться как комплекс структурированных SWOT-анализов:
SWOT-анализ предприятия как единого целого, по сравнению со всеми конкурентами;
SWOT-анализ предприятия как единого целого, по сравнению с каждым важным конкурентом;
SWOT-анализ бизнесов предприятия по сравнению с основным конкурентом в данном виде бизнеса; SWOT-анализ продуктов предприятия по сравнению с аналогичными продуктами конкурентов или товаров- заменителей.
Таким образом, появляется возможность добиться максимальной конкретности сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, возможностей и угроз рынка.
В процессе оценки слабых и сильных сторон составляется табл. 2.
Таблица 2
ОЦЕНКА СЛАБЫХ И СИЛЬНЫХ СТОРОН ФИРМЫ
Анализируемые характеристики |
Степень воплощения характеристики |
Степень важности характеристики |
Характеристика 1 |
||
Характеристика N |
Оценки воплощения характеристик могут быть даны:
1. В бинарной системе счисления: «+1»- сила, «-1» - слабость (такой подход значительно упрощает процедуру, но не позволяет произвести точную оценку - насколько выражена сила или слабость).
Пользуясь данным распределением, можно выявить, каким характеристикам корпоративного профиля необходимо уделить первостепенное внимание.
Второй этап SWOr-анализа заключается в исследовании внешней среды фирмы и выявлении возможностей и угроз. Изучаться может как текущая ситуация, так и прогнозируемая (в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах). Факторы внешней среды можно сгруппировать следующим образом.
Микросреда: