Совершенствование системы налогообложения резидентов и нерезидентов на современном этапе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 17:06, реферат
Описание работы
Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Содержание работы
1.2 Функции налогов. Принципы налогообложения 1.3 Организационные принципы налоговой системы РФ 1.4 Резиденты и нерезиденты в системе налогообложения 2. Организация налогообложения в ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум" 2.1 Организационно-экономическая характеристика ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум" 2.2 Порядок исчисления и уплаты основных налоговых платежей ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум" 2.3 Расчет и оценка налогового бремени ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум" 3. Совершенствование системы налогообложения резидентов и нерезидентов на современном этапе Заключение Список литературы
2) размер налогов определяет
уровень оплаты труда, так как
она включает налоговые платежи;
3) от налогов зависит
соотношение между издержками
производства и ценой товаров
и услуг (оно является определяющим
в процессе использования или
реализации производственных мощностей
для предпринимателей);
4) налоги влияют на
инвестиционные решения предпринимателей.
На уровне корпораций важное
значение имеют правила исчисления облагаемых
налогом прибылей. Дивиденды выплачиваются
из суммы прибыли после уплату налогов,
а затем облагаются налогом на уровне
акаунеров.
Следовательно, необходимо
предусмотреть освобождение от двойного
налогообложения инвестиций, финансируемых
за счет собственного капитала; снижение
налогов с основного капитала, играющее
важную роль в определении прибыли инвесторов
после уплаты налогов; инвестиционные
субсидии и различные методы отсрочки
налоговых платежей через инвестиционные
фонды. На уровне акционеров встает проблема
стимулирования инвестиционной активности
при обложений налогом на процентный доход
и дивиденды, а также налогом на прирост
капитала. На уровне международных инвестиционных
потоков обращают внимание на налоги,
которыми облагаются иностранные инвесторы.
Контрольная функция налогов как экономической
категории состоит в том, что появляется
возможность качественного отражения
налоговых поступлений и их сопоставления
с потребностями государства в финансовых
ресурсах. Благодаря этой функции оценивается
эффективность налогового механизма,
обеспечивается контроль за движением
финансовых ресурсов, выявляется необходимость
внесения изменений в налоговую систему
государства. Контрольная функция определяет
эффективность налогово-финансовых отношений
и бюджетной политики государства. Осуществление
контрольной функции налогов, ее полнота
и глубина зависят от налоговой дисциплины.
Суть ее заключается в том, чтобы налогоплательщики
(юридические и физические лица) своевременно
и в полном объеме уплачивали установленные
законодательством налоги. Принципы налогообложения.
К принципам налогообложения относятся:
· принцип справедливости -
все субъекты должны ставиться в равные
условия;
· разумное сочетание прямых
и косвенных налогов - использование разнообразных
их видов, позволяющее учесть как имущественное
положение налогоплательщиков, так и получаемые
ими доходы. В период обострения кризисной
ситуации в экономике лучше иметь много
источников пополнения бюджета со сравнительно
низкими ставками и широкой налогооблагаемой
базой, чем один - два вида поступлений
с высокими ставками изъятия;
· универсализация налогообложения,
обеспечивающая, во - первых, одинаковые
для всех плательщиков требования к эффективности
хозяйственной деятельности, не зависящие
от видов собственности, организационно
- правовых форм хозяйствования и так далее,
а, во - вторых, одинаковый подход к исчислению
величины налога вне зависимости от источника
полученного дохода, сферы хозяйственной
деятельности, отрасли экономики;
· однократность обложения,
состоящая в том, что один и тот же объект
может облагаться налогом одного вида
только один раз за определенный законом
период;
· научный подход к определению
конкретной величины ставки налога, состоящей
в обосновании той доли изъятия, которая
позволит субъекту налога иметь доход,
обеспечивающий ему нормальное развитие.
Научный подход исключает как механический
перенос на нашу страну ставок налогообложения,
используемых в других странах, так и сугубо
фискальный подход к их установлению;
· дифференциация ставок налогообложения
в зависимости от уровня доходов, которая
тем не менее не должна превращаться ни
в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию
ставок, противоречащую основам рыночного
хозяйствования;
· стабильность ( устойчивость
) ставок налогообложения, действующих
в течении довольно длительного периода
и простота исчисления платежа;
· использование системы налоговых
льгот, реально стимулирующих процессы
инвестирования средств в предпринимательскую
деятельность и одновременно реализующих
принцип социальной справедливости, в
том числе гарантируемый гражданам прожиточный
минимум. Льготы не должны устанавливаться
для конкретных плательщиков, они едины
для всех;
· четкое разделение налогов
по уровням государственного управления:
федеральные (центральные), республиканские
(включая налоги краев, областей, автономных
образований) и местные.
1.3 Организационные принципы
налоговой системы РФ
Налоговая система Российской
Федерации строится в соответствии НК
РФ. Принципы построения налоговой системы,
которые являются основополагающими в
экономически развитых странах, показали
свою эффективность и могут быть заимствованы
Россией, - это:
1) детальная структурированность
и целостность налоговой системы.
Обеспечивается жесткой централизацией
управления налогами со стороны
государства на базе налогового
законодательства. Данный принцип предполагает
тесную взаимосвязанность налогов, исключающую
двойное налогообложение, право выбора
в отдельных случаях налогоплательщиком
конкретного вида налога или налоговой
ставки, а также строгое разделение налогов
на централизованные и местные;
2) гибкость налоговой
системы, обеспеченная возможностью
ежегодно уточнять ставки налогов
и осуществлять налоговую политику
с учетом изменений политической
и экономической коньюктуры на основе
ежегодно принимаемых законов по бюджету;
3) социальная направленность
налоговой системы, связанная со
стимулированием социального и
экономического развития страны
с учетом таких факторов, как
темпы развития, финансовое положение
отраслей экономики, уровень инфляции
и безработицы, выравнивание развития
регионов.
Налоговая система РФ включает
федеральные, региональные (краевые, областные,
автономных образований) и местные налоги.
Федеральные налоги, порядок
их зачисления в бюджет или внебюджетный
фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения,
плательщики налогов устанавливаются
законодательными актами РФ и взимаются
на всей ее территории.
Ставки федеральных налогов
устанавливаются Федеральным Собранием
РФ. При этом ставки налогов на отдельные
виды природных ресурсов, акцизов на отдельные
виды минерального сырья и таможенных
пошлин устанавливаются федеральным правительством.
Налоги республик в составе
РФ, краевых, областей, автономной области,
автономных округов (для краткости их
чаще называют региональными) устанавливаются
законодательными актами субъектов РФ
в соответствии с НК РФ и действуют на
территории соответствующих субъектов
РФ. При этом конкретные ставки определяются
законами республик в составе РФ или решениями
органов государственной власти краёв,
областей, автономной области, автономных
округов, если иное не установлено законодательными
актами РФ.
Местные налоги устанавливаются
законодательными актами субъектами РФ
и органов местного самоуправления и действуют
на территории соответствующих городов,
районов в городах и сельской местности
или иного административно-территориального
образования.
Основой классификации налогов
является признак компетенции органов
государственной власти в применении
налогового законодательства.
1.4 Резиденты и нерезиденты
в системе налогообложения
При налогообложении важно
определить налоговый статус плательщика
налога или сбора (не путать со статусом
налогоплательщика). Для этих целей применяются
понятия "налоговый резидент" и "нерезидент".
Отнесение налогоплательщика к той или
иной категории определяет налоговую
обязанность (полную или неполную), а также
иные различия в налогообложении (порядок
декларирования и уплаты налога и др.).
Для организаций и граждан существуют
различные правила определения резидентства.
Согласно ст. 11 НК РФ физические лица признаются
налоговыми резидентами, если они фактически
находятся на территории Российской Федерации
не менее 183 дней в календарном году. "В
календарном году" означает, что понятие
"резидент" характеризует проживание
лица в Российской Федерации строго в
пределах одного календарного года и не
может быть распространено на более длительные
периоды. Иными словами, резидентство
в Российской Федерации устанавливается
ежегодно. Положение о 183 днях весьма уязвимо.
Обойти его просто, особенно в условиях
открытых границ внутри СНГ. Кроме того,
правило "календарного года" допускает
ситуацию, когда субъект проживает на
территории Российской Федерации в общей
сложности год, но не является резидентом,
поскольку этот год может быть распределен
по календарным годам таким образом, что
в каждом из них лицо проживает менее 183
дней. В законодательстве ряда стран используется
более сложный тест физического присутствия
для признания резидентства. Например,
в США этот тест включает два условия:
во-первых, человек должен находиться
на территории страны не менее 31 дня в
календарном году, во-вторых, учитывается
его проживание в США в течение двух календарных
лет, предшествовавших данному году.
В некоторых странах периодом
для определения резидентства служит
не календарный, а налоговый год, который
может не совпадать с календарным. Если
для определения резидентства физического
лица временного критерия недостаточно,
используются дополнительные признаки:
место расположения постоянного (привычного)
жилища, центр жизненных интересов (личные
и экономические связи), место обычного
проживания, гражданство. Если в результате
последовательного применения данных
критериев, установленных национальным
законодательством и международными соглашениями,
все-таки невозможно определить государство,
где человек имеет постоянное местожительство,
вопрос решается в ходе переговоров налоговых
и финансовых органов заинтересованных
государств. На лиц, признанных резидентами
данной страны, распространяется принцип
"неограниченной налоговой ответственности",
в соответствии с которым они подлежат
обложению в этой стране по всем принятым
здесь нормам и платят налоги с доходов
из любых источников, включая и зарубежные.
Основой для определения резидентства
юридических лиц являются следующие тесты
или их комбинации:
тест инкорпорации -- лицо признается
резидентом в стране, если оно в ней основано
(зарегистрировано);
тест юридического адреса --
лицо признается резидентом в стране,
если оно зарегистрировало в ней свой
юридический адрес;
тест места осуществления центрального
управления или контроля -- лицо признается
резидентом в стране, если с территории
этой страны осуществляется центральное
(общее) руководство юридическим лицом
и контроль за его деятельностью;
тест места осуществления текущего
управления юридическим лицом -- лицо признается
резидентом в стране, если на ее территории
осуществляется текущее управление деятельностью
(находится исполнительная дирекция);
тест деловой цели -- лицо признается
резидентом в стране, если основной объем
его деловых операций совершается на территории
этой страны.
Нерезидент - это:
1. Юридическое лицо, зарегистрированное
в другой стране;
2. Физическое лицо, постоянно
проживающее в другой стране.
Для нерезидентов существует
лишь "ограниченная налоговая ответственность":
они обязаны платить налоги только по
доходам, происходящим из источников в
данной стране.
Следует различать понятия
"налоговая обязанность" и "обязанность
налогоплательщика". Под налоговой
обязанностью понимается обязанность
налогоплательщика по уплате какого-либо
налога. А одной из обязанностей налогоплательщика
является обязанность уплачивать законно
установленные налоги.
Из норм НК РФ (ст. 17 и 19) вытекает
следующий алгоритм определения обязанности
по уплате налога.
Необходимо определить, относится
ли физическое лицо или организация к
той категории лиц, на которых законом
возложена обязанность по уплате налога.
Если согласно закону (как правило, это
определенная глава части второй НК РФ)
заинтересованное лицо не относится к
плательщикам данного налога, то на этом
исследование может остановиться, так
как ясно, что никакие обязанности, связанные
с уплатой налога, не возникают.
Если в ходе исследования все-таки
выяснится, что по всем признакам заинтересованное
лицо является плательщиком налога, то
необходимо выяснить, располагает ли налогоплательщик
объектом налогообложения. Вопрос очень
важный, поскольку именно с наличием у
налогоплательщика объекта налогообложения
законодательство о налогах и сборах связывает
возникновение обязанности по уплате
налога (ст. 38 НК РФ).
Если у налогоплательщика есть
объект налогообложения, то у него остается
надежда только на предусмотренные законом
льготы, освобождающие его от налоговых
обязанностей.
Права и обязанности налогоплательщиков
и плательщиков сборов прописаны соответственно
в ст. 21 и 23 НК РФ. Налогоплательщикам и
плательщикам сборов гарантируется административная
и судебная защита их прав и законных интересов.
Права налогоплательщиков обеспечиваются
соответствующими обязанностями должностных
лиц налоговых органов.
2. Организация налогообложения
в ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный
техникум"
На основании Постановления
Совета Министров РСФСР от 4 марта 1963 г.
и Приказа Министерства производства
и заготовок сх продуктов РСФСР от 13 марта
1963 г. Алатырский кормзавод "Большевик"
разрушен и 1 апреля 1963 г. организован совхоз
"Стемасский".
25 мая 1977 г. на основании
Приказа Министерства сельского
хозяйства РСФСР на базе совхоза
"Стемасский" организован Алатырский
совхоз-техникум. В соответствии Постановлением
главка от 24 ноября 1994 г. Алатырский совхоз-техникум
переименован в Алатырский сельскохозяйственный
техникум. 26 июля 2000 г. на основании Постановления
главы администрации Алатырского района
Алатырский сельскохозяйственный техникум
переименован в ГОУ СПО "Алатырский
сельскохозяйственный техникум".