Совершенствование системы налогообложения резидентов и нерезидентов на современном этапе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 17:06, реферат
Описание работы
Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Содержание работы
1.2 Функции налогов. Принципы налогообложения 1.3 Организационные принципы налоговой системы РФ 1.4 Резиденты и нерезиденты в системе налогообложения 2. Организация налогообложения в ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум" 2.1 Организационно-экономическая характеристика ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум" 2.2 Порядок исчисления и уплаты основных налоговых платежей ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум" 2.3 Расчет и оценка налогового бремени ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум" 3. Совершенствование системы налогообложения резидентов и нерезидентов на современном этапе Заключение Список литературы
· объединение разных мелких
однородных налогов и сборов в один;
· отмена неэффективных налогов,
т.е. таких налогов, по которым расходы
по сбору превышают поступления.
Современный этап налоговой
реформы отличается высокой динамичностью:
приняты кардинальные поправки в отдельные
виды налогов, активно реализуется общая
концепция развития налоговой системы.
В этих условиях важно своевременно фиксировать
и оценивать наиболее существенные сдвиги
в налогообложении, а вместе с ними и качество
налоговой политики. Вот некоторые общие
характеристики налогов, наиболее ярко
проявившиеся в последние годы.
Снижение налоговой нагрузки:
Смыслом и главной характеристикой
налоговой системы является "доставка"
средств в бюджет, поэтому рассмотрение
российской системы налогов естественно
начать с налоговых платежей
Явный рост налогового бремени
происходит на фоне экономического роста.
Парадоксальность этой ситуации состоит
еще и в том, что повышение налоговой нагрузки
идёт вопреки реальным шагам по снижению
налогов.
Либеральная классическая схема
взаимосвязи налогов и экономики выглядит
так: снижение налогов - активизация производства
- увеличение налоговой базы - рост налоговых
платежей. В этой схеме, столь популяризируемой
некоторыми идеологами реформ, нет и не
может быть места повышению налогового
бремени, тогда как именно это повышение
на сегодняшний день и наблюдается.
Объяснение этого факта состоит
в следующем.
В действительности реализуется
не указанная схема, а другая, где исходным
пунктом выступает не снижение налогов,
а рост производства. Именно оживление
экономики послужило причиной роста налоговых
платежей, причём роста ускоренного за
счёт более быстрого расширения налоговой
базы (в том числе роста цен) и появившейся
возможности выплаты накопившихся долгов
по налогам, что и вело к увеличению нагрузки.
Вывод - сегодня в России работает
не либеральная схема, как бы ни хотели
её сторонники связать с ней рост налоговых
поступлений, а напротив, оживление экономики
обусловливало ускоренный рост налогов
и повышение налогового бремени. В свою
очередь, рост нагрузки стал дополнительным
аргументом в пользу снижения налогов.
Сегодняшнее снижение налогов носит подчинённый
характер: в связке налоги - производство,
оно является определяемым, зависимым,
несамостоятельным фактором, а, следовательно,
не может быть устойчивым. Рост производства
не связан с уменьшением налогов, их параллельное
движение случайно. Надо ясно понимать,
что сегодня есть возможность снижать
налоги, но возводить эту представившуюся
благоприятную возможность в концепцию
развития налогов - ошибочно. Не исключено,
что вскоре ситуация может поменяться,
и налоги придётся повышать. При таком
развитии событий, не говоря уже о бюджете,
серьёзный удар будет нанесён по доверию
к провозглашаемой налоговой политике.
Общий курс на снижение налогов
абсолютно правилен в долгосрочной перспективе,
но как актуальный лозунг он должен быть
снят на сегодняшний день. Только что понижены
налоги с доходов физических лиц и предприятий,
объявлено о снижении ставок НДС, активно
обсуждается сокращение платежей в социальные
фонды. Всё это чрезвычайно многообещающе
звучит, но надо видеть, что стоит на противоположной
стороне.
Потребность государства в
дополнительных ресурсах огромна: внешний
долг, социальная сфера, армия - всё требует
значительных расходов. Крайне пессимистично
выглядит перспектива страны на фоне утечки
капиталов и чахлого инвестиционного
процесса. С последним дело обстоит критически.
Уже более десяти лет, российская экономика
с нетерпением ждёт иностранных инвестиций,
но кто же пойдёт в страну, в которой почти
весь её собственный бизнес не в ладах
с законом и из которой бежит национальный
капитал: в крайнем случае, можно вложить
в скорую отдачу - спекуляцию, торговлю,
нефть.
В такой ситуации государство
не имеет права оставаться пассивным,
оно обязано взять на себя запуск инвестиционного
процесса, обеспечить его не только декларациями,
но и собственными ресурсами, для чего
ему также нужны налоги.
Реформирование налоговой системы
осуществляется посредством снижения
налоговой нагрузки на производителя
и обеспечения достаточной доходности
бюджетной системы. В первом случае результатом
может быть стимулирование производства
и предпринимательства, а во втором, полнота
доходной части бюджета, которая служит
ресурсом инвестирования во все сферы
экономики.
Снижение налогового бремени
на производство и сферу услуг наиболее
эффективно путём уменьшения прямых налогов,
т.к. именно прямое налогообложение в отличии
от косвенного в большей степени носит
безвозвратный характер. Снижение ставок
налога на прибыль, НДФЛ позволяет экономическому
субъекту получить больше средств в собственное
распоряжение и соответственно возможность
маневрировать ими.
Косвенные налоги имеют привлекательность
по многим позициям: это и возвратный характер
при реализации для производителей и предпринимателей;
и стабильный источник поступления в бюджетную
систему, а при наличии набора косвенных
налогов и дифференцированных ставок
по ним, получаем прогрессивный, а, следовательно,
справедливый метод налогообложения доходов
различных социальных групп.
Необходимо совершенствовать
и налог на добавленную стоимость. На протяжении
длительного периода времени он рассматривался
как один из наиболее надёжных налогов,
скрыть который затруднительно. Однако
резкое повышение экспортной выручки
в связи с благоприятной внешнеэкономической
конъюнктурой привело к росту возврата
НДС экспортёрам из федерального бюджета.
В таких условиях следует рассмотреть
возможность альтернативного подхода
к его зачёту. При экспорте товаров суммы
уплаченного НДС не возвращать из бюджета,
а относить на себестоимость продукции.
Конечно, это приведёт к сокращению налога
на прибыль, но такая процедура позволит
ограничить число злоупотреблений с возмещением
НДС. Другой подход заключается в отказе
от НДС и переходе к налогу с продаж, однако
целесообразность данного шага должна
основываться, прежде всего, на детальных
экономических расчётах.
Продолжение налоговых реформ
должно свести к минимуму возможности
незаконного уклонения от налогов. Если
мелкий и средний бизнес зачастую работает
в "тени", то крупные компании широко
используют трансфертное ценообразование.
Минфин РФ предлагает ряд мер
по совершенствованию налогового регулирования
в сфере трансфертного ценообразования
(применяемого при сделках между взаимозависимыми
компаниями, при внешнеторговых и бартерных
сделках).
Следует совершенствовать механизмы
установления ставок и налоговой базы.
Необходимо разрабатывать налоговое законодательство,
чтобы взимать платежи, налоговой базой
которых являются нескрываемые объекты,
и чтобы размер платежей варьировался
в зависимости от трудности извлечения
сырья и степени использования месторождений.
Вступление России в ВТО влечёт
за собой снижение гос. пошлин, поэтому
целесообразно использовать налог на
дополнительный доход от добычи углеводородов.
Выплату его можно осуществлять после
возмещения капитальных затрат, позволяя
сохранить благоприятный налоговый режим
и использовать налог в качестве дополнительного
стимула к разработке добычи месторождений
с высокой степенью выработки.
Объективным фактором рассогласования
налоговой политики является ведомственная
разобщенность налогов. Бесспорно, что
выработка налоговой политики должна
быть за Министерством Финансов РФ. В то
же время важная роль сохраняется у Министерства
Экономического Развития и ФНС.
Что касается Министерства
Экономического Развития и торговли, то
оно, откровенно спекулируя абстрактной
идеей о пользе любого сокращения налогов,
по существу пытается с её помощью оправдать
просчёты в экономическом курсе.
Сложнее с ФНС. Налоговые органы
реально ведут всю практическую работу,
постоянно связаны с налогоплательщиком,
законодательством, судами. Обладая огромным
опытом, они способны внести ощутимый
положительный вклад в улучшение налоговой
политики. Однако их понимание налогов
часто ограничивается контрольной функцией
ведомства.
Срединное положение Министерства
Финансов, единственного звена, которое
ответственно ставит и решает финансовые
задачи, обрекает его на неизбежную критику
со всех сторон. Такая критика естественна
и даже полезна до известного предела,
но она не может перехлёстывать через
край, когда ставится под сомнение осмысленность
налоговой политики.
Возможно в стабильной обстановке
некоторая разногласица пошла бы на пользу
налогам, но в сегодняшней ситуации необходима
концентрация идеологической и практической
работы в области налогообложения.
Лучшим решением для налогов
было бы следующее: ограничение влияния
на налоговую политику Министерства Экономического
Развития и торговли, сближение Министерства
Финансов с МНС и нахождение взаимопонимания
с судами в трактовке и применении налогового
законодательства. Проведение в жизнь
такого решения - задача невероятной трудности,
для которой хороши любые средства. Ибо
речь идёт о налогах - материальной основе
существования государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система является
одним из главных элементов рыночной экономики.
Она выступает главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального
развития. В связи с этим необходимо, чтобы
налоговая система России была адаптирована
к новым общественным отношениям, соответствовала
мировому опыту.
Нестабильность наших налогов,
постоянный пересмотр ставок, количества
налогов, льгот и т.д., несомненно, играет
отрицательную роль, особенно в период
перехода российской экономики к рыночным
отношениям, а также препятствует инвестициям
как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы на
сегодняшний день - главная проблема реформы
налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность
сделанного упора на чисто фискальную
функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика,
налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую
базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований
в области налогов в основном показывает,
что выдвигаемые предложения касаются
отдельных элементов налоговой системы
(прежде всего размеров ставок, предоставляемых
льгот и привилегий; объектов обложения;
усиления или замены одних налогов на
другие).
На сегодняшний день существует
огромный, причем теоретически обобщенный
и осмысленный, опыт взимания и использования
налогов в странах Запада. Но ориентация
на их практику весьма затруднена, поскольку
было бы совершенно неразумно не уделять
первостепенное внимание специфике экономических,
социальных и политических условий сегодняшней
России, ищущей лучшие пути реформирования
своего народного хозяйства.
В принципиальном плане основные
направления государственной политики
в области налоговой реформы определены
в Указе Президента "Об основных направлениях
налоговой реформы в Российской Федерации
и мерах по укреплению налоговой и платежной
дисциплины". В частности, к ним относятся
следующие задачи:
* построение стабильной
налоговой системы, обеспечивающей
единство, непротиворечивость и
неизменность в течение финансового
года системы налогов и других
обязательных платежей;
* сокращение общего числа
налогов путем их укрупнения
и отмены целевых налогов, не
дающих значительных поступлений;
* облегчение налогового
бремени производителей продукции
(работ, услуг);
* сокращение льгот и
исключений из общего режима
налогообложения.
Эти задачи предполагают создание
более выгодных условий для предпринимательской
деятельности в России.
Совершенствование налогообложения
неразрывно связано с созданием прочных
экономических отношений. От того, как
скоро это будет создано, зависит формирование
устойчивых предпосылок для постепенного
превращения системы налогообложения
в фактор экономического роста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской
Федерации: Часть первая, часть вторая
с изменениями и дополнениями.
- М.: Экзамен, 2005. - 512с.
2. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение
в Российской Федерации: учебник для вузов/
В.Г. Пансков. -М.: МЦФЭР, 2009. -592 с.
3. Пансков В.Г. Налоги и налоговая
система РФ: учебник/ В.Г. Пансков. -М.: Финансы
и статистика, 2010. -464 с.
4. Романовский М.В. Налоги и
налогообложение/ М.В. Романовский
5. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение:
учебник для вузов/ И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2010. -655 с.
6. Попов Е.В. Налогообложение
в России: учебник/ Е.В. Попов. -М.: Финансы
и статистика, 2009. -415 с.
7. Илышева Н.Н. Налоги и налогообложение:
учебник для вузов/ Н.Н Илышева. - СПб.: Питер,
2010. -546 с.