Совершенствование управления платежеспособностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является изучение управления платежеспособностью предприятия и основные направления совершенствования управления платежеспособности ООО «Челны-Бройлер».
К задачам курсовой работы относится:
изучение теоретических аспектов платежеспособности предприятия;
изучить теоретические основы управления платежеспособности предприятия;
дать общую характеристику деятельности предприятия;
изучить управление платежеспособностью на ООО «Челны-Бройлер»;
выявить уровень платежеспособности ООО «Челны-Бройлер»;
выявить основные направления совершенствования управления платежеспособности.

Содержание работы

Введение. 3
1. Теоретические аспекты платежеспособности предприятия 6
1.1 Понятие платежеспособности предприятия 6
1.2 Система управления платежеспособностью предприятия 11
1.3 Основные показатели эффективности управления платежеспособностью предприятия 15
2. Анализ и оценка управления платежеспособностью предприятия на примере ООО «Челны-Бройлер» 23
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 23
2.2 Анализ системы управления платежеспособностью ООО «Челны-Бройлер» 27
2.3 Оценка эффективности управления платежеспособностью в ООО «Челны-Бройлер» 32
3. Основные направления совершенствования управления платежеспособностью ООО «Челны-Бройлер» 41
Заключение 46
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

Совершенствование управления платежеспособностью предприятия(курсовая).docx

— 153.53 Кб (Скачать файл)

Результаты финансового  анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.

В настоящее время в  России проблема оценки финансового  состояния предприятия является крайне актуальной, причем как для  различных государственных ведомств, контролирующих деятельность хозяйствующих субъектов, так и для менеджмента самого предприятия.

Анализ финансового состояния  предприятия - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Содержанием анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Анализ представляет собой  комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия, и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

Объектом финансового  анализа является бухгалтерская  отчетность предприятия. Анализ данных отчетности проводится с целью своевременного выявления и устранения недостатков  финансовой деятельности предприятия и нахождения резервов улучшения его финансового состояния.

К основным методам анализа  относятся:

  • Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста.
  • Вертикальный (структурный) анализ проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателей (выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом).
  • Трендовый (динамический) анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определения тренда, т.е. общей тенденции и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития ситуации. Трендовый анализ может быть построен с помощью методов статистики (скользящее среднее, полином 1-го или 2-го порядка и т.д.) на основе данных как горизонтального, так и вертикального анализа.
  • Расчет финансовых коэффициентов – расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности. По результатам расчета финансовых коэффициентов производится сравнительный анализ.(5, с. 7)

Управление платежеспособностью проводится как минимум по двум направлениям: повышение платежеспособности и профилактика (снижение) неплатежей. Платежеспособность предприятия можно повысить, если регулярно проводить различные мероприятия, которые устраняют причины и факторы снижения платежеспособности, а также способствующие повышению ликвидности активов. Это рост удельного веса оборотных активов в их составе, повышение доли ликвидности оборотных активов, ускорение оборачиваемости активов.

Немалое значение имеет финансовый имидж предприятия, который позволяет использовать в качестве средства расчетов коммерческие (товарные) векселя. Повышая платежеспособность, предприятие одновременно обеспечивает снижение и профилактику неплатежей. Всегда актуально усиление контроля за платежными потоками.

В этих целях желательно составлять планы поступления и  расходования денежных средств, вести платежный календарь.

В свою очередь, платежный  календарь представляет собой инструмент, который используется в процессе управления денежными потоками компании. Его ценность как инструмента управления денежными потоками компании заключается в установлении связи между денежными потоками, конкретными моментами или периодами времени и назначением или происхождением денежным сумм.

Основная его задача –  синхронизация дат поступлений  и выплат денежных средств с целью обеспечения постоянной платежеспособности предприятия.

Управление денежными  потоками компании создает основу для  количественного анализа последствий принятия сложных управленческих решений и формального сравнения различных вариантов решений. Это повышает эффективность как деятельности планово-экономических служб предприятий, так и решений, принимаемых руководством компаний.

Формами предотвращения неплатежей покупателей являются авансовые платежи, предоплата, использование аккредитивов, различных видов поручительства со стороны финансово благонадежных структур (устойчивых банков, крупных страховых, финансовых, инвестиционных компаний, органов власти и др.), а также осуществление сделок с залогом.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных сложных условиях мирового финансового кризиса, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать состояние своего предприятия, состояние потенциальных конкурентов и уметь адаптироваться в условиях быстроизменяющейся внешней среды.

Рассматривая финансовое состояния предприятия, можно обнаружить следующие проблемы:

  • низкая финансовая устойчивость. Грозит проблемами в погашении обязательств в будущем, зависимостью предприятия перед кредиторами, что это означает потерю самостоятельности.;
  • низкая платежеспособность. Это означает, что у предприятия в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для того, чтобы своевременно расплатиться по своим обязательствам, с кредиторами, персоналом предприятия. Вовремя произвести оплату налогов и сборов. Проблемы с погашением обязательств означают снижение коэффициента ликвидности. Коэффициент общей ликвидности помогает оценить потенциальную способность предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов.
  • недостаточное удовлетворение интересов собственника. Данная проблема связана с "низкой рентабельностью собственного капитала". Это означает, что собственник получает доходы, значительно меньшие вложенных средств. О снижающейся отдаче на вложенный в компанию капитал скажет снижение показателей рентабельности.

 

    1. Основные показатели эффективности управления                                платежеспособностью предприятия

Рыночные условия хозяйствования обязывают предприятие в любой  период времени суметь рассчитаться по внешним обязательствам (т.е. быть платежеспособным) или по краткосрочным обязательствам (т.е. быть ликвидным).

Платежеспособность организации  – внешний признак ее финансовой устойчивости. Она определяется возможностью организации наличными денежными ресурсами погашать свои платежные обязательства. Как уже выше было сказано различают долгосрочную и текущую платежеспособность. Под долгосрочной платежеспособностью понимается способность организации рассчитываться по своим обязательствам в долгосрочной перспективе(17, с. 148-163).

Способность организации  рассчитываться по своим краткосрочным  обязательствам принятии называть текущей  платежеспособностью. Организация считается платежеспособной, когда она в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, привлекая оборотные активы.

Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства. Предприятие является ликвидным, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства. Кроме того, для успешного управления финансовой деятельностью наличные (денежные) средства для предприятия более важны, чем прибыль, поскольку их отсутствие на счетах в банке в определенный момент может привести к кризисному финансовому состоянию.

Для оценки изменения степени  платежеспособности и ликвидности  нужно сравнивать показатели балансового  отчета предприятия по различным группам активов и обязательств. На основе этого сравнения определяют абсолютные и относительные аналитические показатели.

В мировой практике для  определения платежеспособности предприятие используется абсолютный показатель превышения всех активов над внешними обязательствами (долгосрочными и краткосрочными долгами). Если предприятие не в состоянии выполнить внешние обязательства за счет всех активов, оно может быть признано неплатежеспособным.

Для более точной оценки платежеспособности предприятия в  отечественной практике изучаются величина чистых активов и их динамика. Чистые активы предприятия представляют собой превышение активов над пассивами, принимаемыми в расчет. К активам, участвующим в расчете, относятся денежное и неденежное имущество предприятия, за исключением задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал().

При исчислении величины чистых активов исключают часть собственных обязательств предприятия (целевые финансирование и поступление), внешние обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам.

Чистые активы – это  реальный собственный капитал предприятия. Поэтому при оценке использования собственного капитала, определении рентабельности, коэффициентов автономии, соотношении заемного и собственного капитала и многих других показателях важен расчет чистых активов.

Изменение уровня ликвидности  предприятия устанавливается в  мировой практике по абсолютному показателю чистого оборотного каптала (собственного оборотного капитала), величина которого определяется как разность между оборотными (текущими) активами и краткосрочными (текущими) обязательствами. Чистый оборотный капитал представляет остаток после погашения всех краткосрочных обязательств. Чем больше превышение текущих активов над краткосрочными обязательствами, тем больше чистый оборотный капитал.

Таким образом, если предприятие не располагает чистым оборотным капиталом, оно неликвидно.

В отечественной практике анализ платежеспособности и ликвидности  предприятия осуществляется путем  сравнения активов, сгруппированных и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными и расположенными в порядке возрастания сроков погашения. По существу, ликвидность предприятия означает ликвидность его баланса.

Ликвидность баланса –  это степень покрытия обязательств организации активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует срок погашения обязательств.

Ликвидность активов и  срочность обязательств могут быть определены по бухгалтерскому балансу  лишь в общих чертах в ходе внешнего анализа. Уточнение ликвидности баланса происходит в рамках внутреннего анализа на базе данных бухгалтерского учета.

В зависимости от степени  ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы().

  1. Наиболее ликвидные активы (А1), включающие денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги), рассчитываются по формуле

               А1=d+КФВ (∑стр.250,260)                                            (1)

  1. Быстро реализуемые активы (А2) – краткосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы за вычетом задолженности участников по взносам в уставный капитал:

              А2=                           (2)

  1. Медленно реализуемые активы (А3) – запасы, НДС, задолженность участников по взносам в уставный капитал, а также долгосрочные финансовые вложения (FT) и отложенные налоговые активы (FO):

          A3=          (3)

  1. Трудно реализуемые активы (А4) – иммобилизированные средства (внеоборотные активы) и долгосрочная дебиторская задолженность за вычетом долгосрочных финансовых вложений и отложенных налоговых активов:

А4= (4)

Пассивы баланса группируются по срочности их оплаты следующим образом().

  1. Наиболее срочные обязательства (П1) включают кредиторскую задолженность, задолженность участникам  по выплате доходов и прочие краткосрочные обязательства:

                     П1=                         (5)

  1. Краткосрочные пассивы (П2) – краткосрочные кредиты и заемные средства, резервы предстоящих расходов:

                     П2=                                          (6)

  1. Долгосрочные пассивы (П3) – долгосрочные кредиты и заемные средства:

                               П3= КТ(стр.590)                                                (7)

  1. Постоянные пассивы (П4) – капитал и резервы, доходы будущих периодов:

Информация о работе Совершенствование управления платежеспособностью предприятия