Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:12, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении системы калькулирования неполной ограниченной себестоимости, а также её роли при принятии управленческих решений.
Для реализации поставленной цели необходимо обратить внимание на следующие задачи:
- изучить сущность учета затрат и калькулирования себестоимости по системе «директ-костинг»;
- показать преимущества и недостатки данного метода;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:……………………………………………………5
1. Возникновение, развитие и сущность системы «директ-костинг»……...5
2. Цель и задачи системы учета и калькулирования неполной ограниченной себестоимости («директ-костинг»)…………..................................................10
3. Варианты директ-коста. Преимущества и недостатки системы………….11
4. Роль и значение затрат в системе «директ-костинг»……………………...19
5. Организация учета затрат и калькулирование себестоимости по системе «директ-костинг»………………………………………..……………………26
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................33
Одной из модификаций данной системы является система «директ-костинг. Суть системы «директ – костинг» состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, то есть лишь переменные расходы распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовые результаты, то есть учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период.
По переменным расходам оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.
Однако в соответствии с Международными стандартами метод «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчета налогов. Он применяется во внутреннем учете для проведения управленческого анализа и для принятия оперативных управленческий решений.
Важной особенностью системы «директ – костинг» является возможность изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства и продаж, затратами и прибылью. Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы «директ – костинга» можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; составлять сметные уравнения; получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.
По степени дифференциации затрат директ-костинг может иметь два основных варианта:
При обоях вариантах системы директ-коста общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат и определяют величину маржинального дохода ( брутто-прибыль, сумма покрытия) за отчетный период. Для исчисления нетто-прибыли предприятия из этой величины вычитают сумму постоянных затрат, которые не распределяются между носителями как переменные затраты, а попадают из подсистемы учета по местам возникновения затрат, минуя подсистему калькулирования производственного учета, в подсистему учета результатов за период. При этом общую сумму постоянных затрат за период относят на результаты того отчетного периода, в котором она возникла.
Первоначальной и в известной мере классической формой системы директ-костинга является учет постоянных расходов единым неразделенным блоком, когда они переходят единой суммой из подсистемы учета по местам затрат в подсистему учета результатов за период, а суммы покрытия при этом рассчитываются по отдельным изделиям или из группам. В одноступенчатом учете сумм покрытия все постоянные расходы, объединенные одним блоком, вычитают из суммы покрытия данного отчетного периода. В противоположность этому в ступенчатом (многоступенчатом) учете покрытия постоянных расходов делается попытка разделения блока постоянных затрат и распределения отдельных частей постоянных расходов не между отдельными носителями затрат, а между общим количеством какого-либо продукта или товарной группой, местом возникновения затрат или целым подразделением предприятия. Такой подход часто используется на большинстве современных предприятий, применяющих в практике учета систему директ-костинга.
Аналитически более ценная информация получается, когда переменные расходы сгруппированы или распределены по местам производства, управления сбыта и есть возможность определить суммы и ставки покрытия не только по видам продукции и услуг, но и по местам формирования и центрам ответственности. Аналогично должны быть дифференцированы и постоянные расходы.
В современном управленческом учете и контроллинге постоянные затраты предприятия могут быть представлены следующим образом.
При таком представлении возможен вариант многоступенчатого директ-костинга, при котором дифференцируют не только переменные, но и постоянные расход и определяют ставки покрытия по видам продукции и местам ее изготовления и сбыта.
Особенностью системы развитого директ-костинга является ее постоянная направленность на конечный результат деятельности – прибыль, на определение маржинального дохода по предприятию в целом, а также по изделиям, видам работ и услуг, секторам рынка.
При разделении блока накладных расходов на постоянные затраты изделия, группы изделий, производственного места затрат, центра ответственности, управленческого подразделения и постоянные расходы предприятия в целом общая схема их взаимосвязи и выход на итоговый результат производственно-финансовой деятельности могут быть представлены следующим образом:
Многоступенчатый учет маржинального дохода
Выручка от реализации (цена) одного изделия
- Переменная себестоимость этого изделия
= Сумма покрытия изделия (маржинальный доход изделия)
- Постоянные расходы на изделие
= Сумма покрытия 1 (маржинальный доход 1)
Сумма маржинального дохода 1 одной группы изделий
- Постоянные расходы на группу изделий
= Сумма покрытия 2 (маржинальный доход 2)
Сумма маржинального дохода 2 одного места возникновения затрат
- Постоянные расходы мест возникновения затрат
= Сумма покрытия 3 (маржинальный доход 3)
Сумма маржинального дохода 3 одного подразделения
- Постоянные расходы
= Сумма покрытия 4 (маржинальный доход 4)
= Сумма маржинального дохода 4 предприятия
- Постоянные расходы предприятия
= Результат (прибыль)
Система развитого директ-костинга за счет многоступенчатого учета сумм покрытия постоянных расходов создает более совершенную информационную базу для анализа структуры полученного результата и основных факторов, повлиявших на его величину. При этом можно выявить, вносит ли конкретный вид продукции, работ, услуг вклад в покрытие постоянных расходов предприятия, какова его величина, насколько оправдан уровень накладных затрат по подразделениям организации.
Рассмотрим принципиальные особенности простого и развитого директ-костинга на сквозном примере.
Примет 1. Пивоваренный завод изготавливает четыре сорта пива двух разновидностей: группа А – светлое двух сортов и группа Б – темное, тоже двух сортов.
Определить:
Объем производства, затраты и цены продаж характеризуются данными табл. 2.
Исходные данные для расчета
Группа А (пиво светлое) |
Группа Б (пиво темное) | |||||
I |
II |
III |
IV | |||
Объем производства, гкл Объем продаж, гкл Сырье и материалы, руб. Заработная плата по изготовлению, руб. Постоянная часть общепроизводственных расходов, руб. Переменная часть общепроизводственных расходов, руб. Переменная часть расходов по управлению и сбыту, руб. Прямые расходы по сбыту, руб. Цена реализации, руб./л |
24000 20000 120000
180000
200000
300000
120000 80000 60 |
16000 18000 80000
160000
150000
240000
126000 54000 90
|
12000 10000 72000
102000
100000
162000
50000 40000 80 |
8000 9000 48000
60000
80000
124000
54000 45000 70 |
Постоянные расходы управления и сбыта, руб. |
360000 | |||
Постоянные расходы при изготовлении группы продукции, руб. |
Группа А |
160000 | ||
Группа Б |
80000 | |||
Сумма покрытия |
500000 |
900000 |
430000 |
270000 |
Сумма покрытия всего Постоянные затраты Прибыль отчетного периода |
2100000 1130000 970000 |
Табл. 2
Расчет переменной себестоимости и ставки покрытия одного гектолитра каждого сорта пива, руб.
I |
II |
III |
IV | |
Сырье и материалы Заработная плата по изготовлению Переменная часть производственных расходов Переменная часть затрат по изготовлению Переменная часть расходов по управлению Прямые расходы по сбыту Переменная себестоимость, руб./гкл Ставка покрытия, руб./гкл |
5,00 7,50 12,50 25,00 6,00 4,00 35,00 25,00 |
5,00 10,00 15,00 30,00 7,00 3,00 40,00 50,00
|
6,00 8,50 13,50 28,00 5,00 4,00 37,00 43,00 |
6,00 7,50 15,50 29,00 6,00 5,00 40,00 30,00 |
Табл. 3
Финансовый результат продаж при одноступенчатом директ-косте, руб.
I |
II |
III |
IV | |
Выручка Переменные затраты, руб. Сумма покрытия |
1200000 700000 500000 |
1620000 720000 900000 |
800000 370000 430000 |
630000 360000 270000 |
Сумма покрытия всего Постоянные затраты Прибыль отчетного периода |
2100000 1130000 970000 |
Табл. 4
Финансовый результат продаж при многоступенчатом директ-косте, руб.
I |
II |
III |
IV | |
Сумма покрытия |
500000 |
900000 |
430000 |
270000 |
Постоянныее затраты по изготовлению |
200000 |
150000 |
10000 |
80000 |
Сумма покрытия по изделию на базе затрат по изготовлению |
300000 |
750000 |
330000 |
190000 |
Сумма покрытия по группам изделий |
1050000 |
520000 | ||
Постоянные расходы группы изделий |
160000 |
80000 | ||
Сумма покрытия группы |
890000 |
440000 | ||
Итого |
1330000 | |||
Постоянные затраты предприятия в целом |
360000 | |||
Прибыль отчетного периода |
970000 |
Информация о работе Современные системы учета и калькулирования неполной ограниченной себестоимости