1.1. Сущность
стратегического управления
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке
60—70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем
уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость
проведения такого различия была вызвана
в первую очередь изменениями в условиях
осуществления бизнеса, о которых было сказано ранее.
В качестве ведущей идеи, отражающей сущность
перехода к стратегическому управлению от оперативного
управления, явилась идея необходимости
переноса центра внимания высшего руководства
на окружение для того, чтобы соответствующим
образом и своевременно реагировать на
происходящие в нем изменения, своевременно
отвечать на вызов, брошенный внешней
средой.
Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий
потенциал как основу организации, ориентирует производственную
деятельностьна запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование
и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны
окружения и позволяющие добиваться конкурентных
преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей
цели в долгосрочной перспективе.
Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся
конкурентной борьбе, тем не менее постоянно
можно наблюдать в действиях организацийотсутствие стратегичности,
что и приводит их зачастую к поражению
в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в
следующих двух формах.
Во-первых, организации планируют свою
деятельность, исходя из того, что окружение
либо не будет вообще меняться, либо в
нем не будет происходить качественных
изменений. При нестратегическомуправлении составляется план конкретных
действий как в настоящем, так и в будущем,
априори базирующийся на том, что четко
известно конечное состояние и что окружение
фактически не будет меняться. Составление долгосрочных
планов, в которых предписывается
что и когда делать и поиск в исходный
период решений на многие годы вперед,
желание строить «на века» либо же приобретать
«на долгие годы» — все это признаки нестратегического управления. Видение долгосрочной перспективы
— очень важная составляющая управления. Однако это ни в коей мере не
должно означать экстраполяциисуществующей практики и существующего
состояния окружения на много лет вперед.
В случае стратегического управления в каждый данный момент фиксируется, что организация должна делать в настоящее время,
чтобы достичь желаемых целей в будущем,
исходя при этом из того, что окружение
и условия жизни организации будут изменяться, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд
из будущего в настоящее. Определяются
и осуществляются действия организациив настоящее время, обеспечивающие
ей определенное будущее, а не вырабатывается
план или описание того, что организация должна будет делать в будущем.
При этом для стратегического управленияхарактерно, что не только фиксируется
желаемое в будущем состояние организации, но и это является важнейшей
задачей стратегического управления, вырабатывается способность
реагировать на изменения в окружении,
позволяющие достичь желаемых целей в
будущем.
Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий
начинается с анализа внутренних возможностей
и ресурсов
организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе
анализа своих внутренних возможностей,
так это то, какое количество продукта
она может произвести и какие издержки при этом она может осуществить.
Объем производства и величинаиздержек на дают ответа на вопрос о том,
насколько созданный фирмой продукт будет
принят рынком — какое количество будет
куплено и по какой цене, определит рынок.
Наряду с
явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений по его использованию, которые
указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не
обладает универсальностью применения
в любых ситуациях для решения любых задач.
Во-первых, стратегическое управление в силу своей сущности не дает,
да и не может дать точной и детальной
картины будущего. Формируемое в стратегическом управлении будущее желаемое состояние организации — это не детальное описание
ее внутреннего и внешнего положения,
а, скорее, качественное пожелание к тому, в каком состоянии
должна находиться организация в будущем, какую позицию занимать
на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную
культуру, входить в какие деловые группы
и т.п. При этом все это в совокупности
должно составлять то, что определит, выживет
или неторганизация в будущем в конкурентной борьбе.
Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору
рутинных процедур и схем. У него нет описательной
теории, которая предписывает, что и как
делать при решении определенных задач
или же в конкретных ситуациях. Стратегическое управление — это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. Каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется
в значительной мере по-своему. Конечно,
существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа
проблем и выбора стратегии, а также осуществления
стратегического планирования и практической реализации
стратегии. Однако в целом стратегическое управление — это симбиоз интуиции и искусства
высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий
профессионализм и творчество служащих,
обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию
текущих планов и, наконец, активное включение
всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения
ее целей.
В-третьих, требуются огромные усилия
и большие затраты времени и ресурсов для того,
чтобы в организации начал осуществляться процесс
стратегического управления. Необходимо создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных
планов, обязательных к исполнению
в любых условиях. Стратегический план
должен быть гибким, он должен реагировать
на изменения внутри и вне организации, а для этого требуются очень
большие усилия и большие затраты. Необходимо также создание
служб, осуществляющих отслеживание окружения
и включение организации в среду. Службы маркетинга, общественных отношений и
т.п. приобретают исключительную значимость
и требуют значительных дополнительных
затрат.
В-четвертых, резко усиливаются негативные
последствия ошибок стратегического предвидения.
В условиях, когда в сжатые сроки создаются
совершенно новые продукты, когда в короткие
сроки кардинально меняются направления
вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности,
существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение
и соответственно за ошибки стратегического
выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими бывают
последствия неверного прогноза для организаций, осуществляющих безальтернативный
путь функционирования либо же реализующих
стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.
В-пятых, при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается
на стратегическое планирование. На самом же деле важнейшей
составляющей стратегического управленияявляется реализация стратегического
плана. Это предполагает в первую очередь
создание организационной культуры, позволяющей
реализовать стратегию, создание систем
мотивирования и организации
труда, создание определенной гибкости
в организации и т.п. При этом при стратегическом управлении процесс выполнения оказывает активное обратное
влияние на планирование, что еще более усиливает значимость
фазы выполнения. Поэтому организация в принципе не сможет перейти
к стратегическому управлению, если у нее создана, пусть даже
и очень хорошая, подсистема стратегического планированияи при этом нет предпосылок
или возможностей для создания подсистемы
стратегического выполнения.
1.2. Система стратегического
управления
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую
совокупность пяти взаимосвязанных управленческих
процессов. Эти процессы логически вытекают
(или следуют) один из другого. Однако существует
устойчивая обратная
связь и, соответственно, обратное
влияние каждого процесса на остальные
и на всю их совокупность. Это является
важной особенностью системы стратегическогоуправления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 3.1.
Анализ среды
обычно считается исходным процессом
стратегического управления, так как он обеспечивает базу
для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения,
позволяющих фирме выполнить миссию и достичь
своих целей. Анализ среды предполагает
изучение трех ее частей: 1) макроокружения;
2) непосредственного окружения; 3) внутренней
среды.
Рис 3 1 Структура
стратегического управления
Анализ
макроокружения включает в себя изучение влияния
таких компонентов среды, как: состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная
среда и ресурсы; социальная и культурная
составляющие общества; научнотехническое
и технологическое развитие общества; инфраструктура и т.п.
Непосредственное
окружение анализируется по следующим
основным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей
силы.
Анализ
внутренней среды вскрывает те внутренние возможности
и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе
достижения своих целей, а также позволяет
более верно сформулировать миссию и лучше
уяснить цели организации. Исключительно важно всегда
помнить, что организация не только производит продукцию
для окружения, но и обеспечивает возможность
существования своим членам, предоставляя
им работу, возможность участия
в прибылях, создавая для них социальные
условия и т.п.
Внутренняя среда анализируется
по следующим направлениям:
• кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
• организация управления;
• производство, включающее
организационные, операционные и технико-технологические
характеристики, научные исследования
и разработки;
• финансы фирмы;
• маркетинг;
• организационная
культура.
Определение миссии
и целей, рассматриваемое как
один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов,
каждый из которых требует большой и исключительно
ответственной работы. Первый подпроцесс
состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной
форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идет
подпроцесс определения долгосрочных
целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных
целей Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится
ясным, зачемфункционирует фирма и к чему она стремится. А зная
это, можно вернее выбрать стратегию поведения.
После того как
определены миссия и цели, наступает
этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву
считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемоворганизация определяет, как она будет достигать
своих целей и реализовывать свою миссию.
Выполнение
стратегии является критическим процессом,
так как именно он в случае успешного осуществления
приводит фирму к достижению поставленных
целей. Очень часто наблюдаются случаи,
когда фирмы оказываются не в состоянии
осуществить выбранную стратегию. Это
бывает либо потому, что неверно был проведен
анализ и сделаны неверные выводы, либо
потому, что произошли непредвиденные
изменения во внешней среде. Однако часто
стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным образом вовлечь
имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии.
В особенности это относится к использованию
трудового потенциала.
Оценка
и контроль выполнения
стратегий является логически последним
процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную
связьмежду тем, как идет процесс
достижения целей, и собственно целями организации.
Основными задачами
любого контроля являются следующие: 1)
определение того, что и по каким
показателям проверять; 2) осуществление
оценки состояния контролируемого
объекта в соответствии с принятыми
стандартами, нормативами или другими эталонными
показателями; 3) выяснение причин отклонений,
если таковые вскрываются в результате
проведенной оценки; 4) осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
В случае контроля выполнения стратегий
эти задачи приобретают вполне определенную
специфику, обусловленную тем, что стратегический
контроль направлен на выяснение того,
в какой мере реализация стратегий приводит
к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает
стратегический контроль от управленческого
или оперативного контроля, так как его
не интересует правильность выполнения
стратегического плана, правильность
осуществления стратегии или правильность
выполнения отдельных работ, функций и
операций. Стратегический контроль сфокусирован
на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать
принятые стратегии и приведет ли их реализация
к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического
контроля может касаться как стратегий,
так и целей фирмы.
2. Анализ среды
Любая организация находится и функционирует
в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае,
если среда допускает его осуществление.
Внутренняя средаорганизации является источником ее жизненной
силы. Она заключает в себе тот потенциал,
который дает возможность организации функционировать, а следовательно,
существовать и выживать в определенном
промежутке времени. Но внутренняя среда
может также быть и источником проблем
и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает
необходимого функционированияорганизации.
Внешняя среда
является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для
поддержания ее внутреннего потенциала
на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного
обмена с внешней средой, обеспечивая
тем самым себе возможность выживания.
Но ресурсы внешней среды небезграничны.
И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде.
Поэтому всегда существует возможность
того, что организация не сможет получить нужные ресурсы
из внешней среды. Это может ослабить ее
потенциал и привести ко многим негативным
для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого
взаимодействия организации со средой, которое позволяло
бы ей поддерживать ее потенциал на уровне,
необходимом для достижения ее целей,
и тем самым давало бы ей возможность выживать
в долгосрочной перспективе.