Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:03, контрольная работа
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса, о которых было сказано ранее. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить
его потенциальные
возможности в обеспечении организации необхо
Внутренняя
среда организации — это та часть
общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное
и самое непосредственное воздействие
на функционированиеорганизации. Внутренняя среда имеет несколько
срезов, каждый из которых включает набор
ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности
определяет тот потенциал
и те возможности, которыми располагает организация. Кадро
Внутренняя
среда как бы полностью пронизывается органи
Организационная культура может
способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво
выживающей в конкурентной борьбе структурой.
Но может быть и так, что организационная
культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться
даже в том случае, если она имеет высокий
технико-технологический и финансовый
потенциал. Особая важность анализа организационной
структуры для стратегического управления сос
Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать. Однако тем не менее есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы попытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые организационная культура придает организации.
Информацию об организационной
культуре можно получить из различных
публикаций, в которых организация представля
Представление
об организационной культуре дает наблюдение
того, как сотрудники трудятся на своих рабочих
местах, как они коммуницируют друг
с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание
организационной культуры может быть
улучшено, если ознакомиться с тем, как
построена система карьеры в организации
Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои и т.п., насколько об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, то можно предположить с высокой степенью соответствия действительности, что организация обладает сильной организационной культурой.
Для того чтобы успешно
выживать в долгосрочной перспективе, организация должн
Чтобы успешно справляться
с угрозами и действенно использовать
возможности, отнюдь не достаточно только
одного знания о них. Можно знать об угрозе,
но не иметь возможности противостоять
ей и тем самым потерпеть поражение. Также
можно знать об открывающихся новых возможностях,
но не обладать потенциалом для их использования
и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные ислабые
Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.
Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (рис. 3.2).
Рис 3 2. Матрица SWOT
Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом изданных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее используетконкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
Для успешного применения
методологии SWOT-анализа окружения организ
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис. 3.3).
Рис 3 3 Матрица возможностей
Данная матрица
строится следующим образом: сверху
откладывается степень влияния
возможности на деятельность организации (
Похожая матрица составляется
для оценки угроз (рис. 3.4). Сверху откладываются
возможные последствия для орга
Рис 3 4 Матрица угроз
Те угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК» и «HP», также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях «НК», «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.
Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
Наряду с
методами изучения угроз, возможностей,
силы и слабости организации для анализа среды может быть
применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для
составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного
окружения и внутренней среды. С помощью
метода составления профиля среды удается оценить относительную
значимость дляорганизации отдельных факто
Метод составления профиля среды заключается в следующем. В таблицу профиля среды (табл. 3.1) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается:
• оценка его важности для отрасли по шкале: 3 — сильное значение, 2 — умеренное значение, 1 — слабое значение;
• оценка его влияния на организацию по шкале: 3 — сильное влияние, 2 — умеренное влияние, 1 — слабое влияние, 0 — отсутствие влияния;
• оценка направленности влияния по шкале: +1 — позитивная направленность, —1 — негативная направленность.
Таблица 3.1.
Профиль среды
Факторы среды |
Важность дляотрасли А |
Влияние наорганизацию В |
Направленность влияния С |
Степень важности D = A×B×C |
Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие изфакторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.
Как видно из материала главы, анализ среды — очень
важный для выработки стратегии организации и очень сложный
процесс, требующий внимательного отслеживания
происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между
факторами и теми сильными и слабыми сторонами,
а также возможностями и угрозами, которые
заключены во внешней среде. Очевидно,
что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако
она не плывет в окружении, как лодка, не
имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить
себе успешное продвижение к своим целям.
Поэтому в структуре процесса стратегического управления всл