Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:18, курсовая работа
Целью работы является анализ финансового состояния ОАО «Роспечать» за 2007-2009 годы и разработка путей его улучшения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы анализа финансо-вого состояния предприятия.
2. Дать общую организационно-экономическую характеристику ОАО «Роспечать».
3. Провести анализ имущества предприятия и источников его формирования по данным баланса.
4. Провести анализ ликвидности баланса.
5. Провести коэффициентный анализ ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и оборачиваемости.
6. Провести анализ конечных финансовых результатов.
7. Разработать предложения по улучшению финансового состояния ОАО «Роспечать».
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сущность и значение анализа финансового состояния предприятия 7
1.2 Методические основы и этапы анализа финансового анализа предприятия 8
1.3 Информационная база проведения анализа 15
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «РОСПЕЧАТЬ» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ имущества предприятия и источников его формирования по данным баланса 20
2.3 Анализ ликвидности баланса 23
2.4 Коэффициентный анализ ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и оборачиваемости 25
2.5 Анализ конечных финансовых результатов 29
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «РОСПЕЧАТЬ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 54
Пользователи финансовой отчетности склонны положительно оценивать финансовую устойчивость предприятия при условии, что значение коэффициента финансовой автономии равно или превышает значение 0,5, то есть собственный капитал составляет 50% пассивов. Высокий уровень собственного капитала отражает высокое качество финансовой структуры капитала предприятия, его финансовую независимость и отсутствие значительных финансовых рисков.
Рентабельность характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам. Показатель рентабельности отражает, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов и т.д.
Различают следующие коэффициенты рентабельности, представленные в таблице 5.
Таблица 5 - Коэффициенты рентабельности
Наименование коэффициента |
Расчет |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
Рентабельность продаж (Return on Sales, ROS) |
Операционная прибыль ·100% Выручка от продаж (12) |
Отражает долю операционной прибыли (т.е. прибыли от продаж (EBIT)) в совокупной величине выручке от продаж |
Рентабельность совокупных активов (экономическая рентабельность) (Return on Assets, ROA) |
Прибыль до налогообложения·100% Совокупные активы (13) |
Показывает, какая величина прибыли до налогообложения приходится на каждую денежную единицу, вложенную в совокупные активы (Total Assets, TA) компании. |
Рентабельность собственного капитала (Return on Equiti. ROE) |
Чистая прибыль ·100% Собственный капитал (14) |
Показывает, какая величина чистой прибыли (Net Profit, NP) приходится на каждую стоимостную единицу капитала, принадлежащего собственникам компании |
Рентабельность оборотных активов (Return on Current Assets. ROCA) |
Прибыль операционная ·100% Оборотные активы (15) |
Показывает какая величина операционной прибыли (Operating Income) приходится на каждую денежную единицу, вложенную в оборотные активы (Current Assets, CA) компании |
Рентабельность инвестиций (Return on investments, ROI) или рентабельность инвестированного капитала (Return on Invested Capital. ROIC) |
Прибыль чистая (или прибыль до налогообложения) ·100% Собственный капитал + Долгосрочные кредиты и займы (16) |
Показывает отношение прибыли к инвестициям, направленным на получение этой прибыли. Инвестиции рассматриваются как совокупные инвестиции (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств) (Invested Capital. IC) |
Следующим критерием эффективности деятельности предприятия являются показатели деловой активности (оборачиваемости).
В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение предприятия на рынках продукции, труда, капитала. В контексте финансового анализа деловая активность предприятия рассматривается как некоторая характеристика масштаба деятельности предприятия и его способности генерировать в процессе деятельности устойчивый поток доходов безотносительно сопутствующих расходов. Оценка деловой активности предприятия включает оценку оборачиваемости средств (активов и источников их формирования) и продолжительности производственно – сбытового цикла. В таблице 6 представлены основные показатели оборачиваемости.
Ускорение оборачиваемости активов в результате сокращения операционного цикла способствует условному высвобождению средств из оборота, которые вновь вовлекаются в оборот и приносят дополнительные доходы. Чем короче время, необходимое для завершения операционного цикла (превращения денежных средств в денежные средства с наращением), тем быстрее образуется финансовый результат в виде наращения прибыли. Чем большее количество оборотов совершили средства, вложенные в бизнес, тем большую сумму прибыли и денежных средств получила организация за анализируемый период. Следовательно, главный фактор роста эффективности – ускорение оборачиваемости активов.
Ускорение оборачиваемости оборотных активов оказывает положительное влияние на финансовую устойчивость предприятия, так как способствует росту доходов в виде выручки от продаж, прибыли, рентабельности.
Таблица 6 - Расчет показателей оборачиваемости (отдачи) за год
Показатель актива или пассива |
Коэффициент оборачиваемости, в оборотах |
Продолжительность оборота, в днях |
1 |
2 |
3 |
Активы |
Выручка от продаж Активы (17) |
Активы · 360 дней Выручка от продаж (18) |
Оборотные активы |
Выручка от продаж Оборотные активы (19) |
Оборотные активы · 360 дней Выручка от продаж (20) |
Денежные средства |
Выручка от продаж Денежные средства (21) |
Денежные средства · 360 дней Выручка от продаж (22) |
Дебиторская задолженность |
Выручка от продаж Дебиторская задолженность (23) |
Дебиторская задолженность · 360дней Выручка от продаж (24) |
Запасы (по выручке) |
Выручка Запасы (25) |
Запасы · 360 дней Выручка (26) |
Запасы (по себестоимости) |
Себестоимость Запасы (27) |
Запасы · 360 дней Себестоимость (28) |
Кредиторская задолженность |
Себестоимость Дебиторская задолженность (29) |
Дебиторская задолженность · 360дней Себестоимость (30) |
Промежуток времени, за который осуществляется один оборот оборотных активов, называется операционным циклом. Продолжительность операционного цикла (LОЦ) в днях определяется суммированием показателей средней продолжительности периодов нахождения средств в отдельных видах оборотных активов.
LОЦ = LДС + LЗАПАСЫ + LДЗ (31)
где LДС – продолжительность оборота среднего остатка денежных средств; LЗАПАСЫ – продолжительность оборота запасов; LДЗ - продолжительность оборота дебиторской задолженности.
От того, насколько продолжителен операционный цикл, зависит потребность организации в оборотном капитале для обеспечения процессов производства и реализации продукции. Увеличение продолжительности операционного цикла ведет к замедлению оборачиваемости средств, т.е. у организации возникает потребность в дополнительных источниках финансирования, которыми чаще всего становятся дорогостоящие кредиты.
4-й этап – анализ
конечных финансовых
Эффективность деятельности предприятия определяется конечными финансовыми результатами - показателями прибыли. Увеличение прибыли создает финансовую базу для самофинансирования развития предприятия, начисления и выплаты дивидендов собственникам. За счет прибыли также выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
Для анализа и оценки уровня и динамики прибыли составляется таблица, в которой используются данные отчета о прибылях и убытках формы №2. Пример составления такой таблицы представлен во второй главе данного исследования.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационной базой финансового анализа.
Как пишет Бариленко В.И., бухгалтерская (финансовая) отчетность является единой системой данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [7 c. 22].
На сегодняшний день Российские компании продолжают составлять финансовую отчетность в соответствии с российской системой бухгалтерского учета (РСБУ). Она регламентирована Федеральным законом от 21.11.1996 N 34н "О бухгалтерском учете"[2], положениями по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/2008) [6] и "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) [5], а также принятой Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике [12].
В состав отчетности по РСБУ входят следующие формы:
- форма №1 «Бухгалтерский баланс»;
- форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
- форма №3 «Отчет об изменении капитала»;
- форма №4 «Отчет о движении денежных средств»;
- форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
- форма №6 «Отчет
о целевом использовании
- «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия с оценкой его финансового состояния;
- итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), подтверждающая степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.
Из всех рассмотренных форм бухгалтерской отчетности основными формами для анализа следует считать баланс и отчет о прибылях и убытках. Только лишь основываясь на данных этих форм можно получить вполне полноценное представление о финансовом состоянии предприятия.
Объектом исследования выступает ОАО Агентство «Роспечать» Краснодарского края. Предприятие располагается по адресу 350000 Краснодарский край, г. Краснодар, Ул. Рашпилевская д.92. Официальный сайт предприятия: http://rpkuban.ru/.
ОАО Агентство «Роспечать» обеспечивает распространение печатной продукции на протяжении более 90 лет и в настоящее время является лидером данного сегмента рынка. Основными видами деятельности Агентства являются: организация подписки, оптово-розничное распространение, экспедирование и магистральная доставка периодических печатных изданий. Агентство «Роспечать» владеет крупнейшей сетью розничного распространения периодики в России, предоставляет услуги по хранению тиражей, упаковке, адресным рассылкам, подписке на печатные издания, рекламе, маркетинговым исследованиям и многим другим. ОАО "Роспечать" постоянно обновляет ассортиментный перечень новыми изданиями.
История создания предприятия. В 1994 г. в соответствии с государственной программой приватизации ЦРПА “Союзпечать” было акционировано, и на его базе была создана новая структура – ОАО Агентство “Роспечать”. Также к декабрю 1994 года было приватизировано 47 региональных предприятий “Роспечати”.
На сегодняшний день Агентство “Роспечать” занимает лидирующие позиции в организации распространения газет и журналов, предлагая издателям весь спектр услуг, востребованных рынком: экспедирование и перевозки, хранение тиражей и упаковка, реклама, маркетинговые исследования и многое другое.
За долгие годы были налажены надежные партнерские отношения с Почтой России, благодаря чему Агентство имеет обширную географию подписных кампаний. С каталогами “Роспечати”, а их 2002 году было выпущено уже семь наименований, работают во всех почтовых отделениях России и стран ближнего зарубежья.
Сегодня «Роспечать» проводит подписные компании в более чем 40 000 отделениях почтовой связи, а тираж подписных каталогов Агентства составляет 800 000 экземпляров.
Сеть розничного распространения периодики, принадлежащая Агентству, является крупнейшей в стране. Агентство «Роспечать» - это современная, высокотехнологичная компания, обеспечивающая бесперебойную доставку периодики жителям 17 регионов России.
Издателям мы предлагаем сегодня весь спектр услуг, востребованных рынком. Это экспедирование и перевозка, хранение тиражей и упаковка, различные виды адресных рассылок, реклама, маркетинговые исследования и многое другое.
Правовой статус Общества определяется ГК РФ [1] и ФЗ №208 от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» [3].
Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости обыкновенных акций Общества, приобретённых акционерами (размещенные акции), и определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям.
Общество вправе от своего
имени приобретать и
Общество несет
Согласно ст. 2 ФЗ №208 от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества [3].
Органами управления Общества являются: Общее собрание акционеров Общества; Генеральный директор – единоличный исполнительный орган Общества. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является Ревизор.
Общее Собрание акционеров является высшим органом управления Общества. Функции Совета директоров Общества осуществляет Общее собрание акционеров Общества.
Информация о работе Сущность и значение анализа финансового состояния предприятия