Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 04:03, дипломная работа
Основной целью дипломного проекта является рассмотрение хранения и дальнейшего варьирования запасами и пути совершенствования управления запасами на предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретико-методические основы управления запасами;
2) Проанализировать основные методы управления запасами;
3) Провести общий анализ управления запасами на примере ГУП РМЭ «Сувенир»;
4) Оценить эффективность управления запасами на предприятии;
5) На основе проведенного анализа предложить направления улучшения политики управления запасами.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические методические основы управления……………………….9
1.1. Сущность управления запасами на предприятии……………………….9
1.2. Виды запасов и принципы управления ими на предприятии……...…..19
1.3. Методы управления запасами на предприятии………………………...24
2. Анализ управления запасами предприятия на примере ГУП РМЭ «Сувенир»………………………………………………………………………..33
2.1. Общая характеристика финансово - хозяйственной деятельности
ГУП РМЭ «Сувенир»………………………………………………….....33
2.2. Анализ организации управления запасами на ГУП «Сувенир»………43
2.3. Анализ рисков, влияющих на управление запасами на ГУП
«Сувенир»………………………………………………………………....51
3. Предложения по совершенствованию управления запасами………….58
3.1. Совершенствование качества управления запасами на ГУП Сувенир..58
3.2. Направления улучшения организации управления запасами на ГУП
«Сувенир»………………………………………………………………....64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…80
При логистическом подходе к управлению запасами инструментарий работы с ними остается прежним, но принципиально меняется взгляд на сам запас, который как форма существования материального потока не может рассматриваться изолированно в рамках отдельного звена [20, С.244].
Запасы, так же, как и взаимодействующие с ними потоки, в логистических системах подразделяются на материальные, информационные, финансовые и др. Однако наиболее часто в практике управления бизнес-процессом встречается управление материальными запасами.
Запасы – это экономическая категория. Они создаются на всем пути продвижения товарно-материальных ценностей – от места их производства (изготовления, добычи) на предприятиях-изготовителях до мест непосредственного использования материальных ресурсов на предприятиях-потребителях или базах снабжения. Совокупный запас практически любой марки товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, комплектующих изделий, покупных полуфабрикатов, топлива, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, готовой продукции и т. п.) размещается в разных местах по мере продвижения ее к непосредственным потребителям — это сбытовые, товарные, производственные запасы и запасы в пути [33].
Из определения понятия «запасы» можно сделать следующие выводы [12, С.127]:
1. Не существует
принципиального различия в
2. Определяющим для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.
3. Вид запаса
зависит от потребности,
Первый вывод связан с критерием классификации по месту нахождения запаса. Второй - с критерием классификации по времени, который позволяет выделить различные виды запасов в зависимости от их величины. Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классификации - функцию запаса. Итак, критериями классификации запасов могут быть два параметра движения материальных потоков - пространство (или место нахождения) и время, а также функция запаса [33].
Около 25% всего годового продукта промышленности находится в запасах, из которых около ¾ — производственные запасы. Это ведет к «замораживанию» части материальных ресурсов, замедляет их оборот и создает искусственный дефицит предметов труда; повышает издержки обращения, связанные с хранением запасов сырья и материалов; уменьшает прибыль предприятий и, в конечном счете, снижает эффективность общественного производства. С другой стороны, заниженные производственные запасы могут оказаться недостаточными для обеспечения непрерывности и ритмичности производственного процесса и также привести к убыткам, связанным с простоями, невыполнением производственных заданий или выполнением их с опозданием [33].
Поэтому, чтобы гарантировать
предприятие от возможных перерывов
в материально-техническом
Управление запасами представляет собой проблему, общую для предприятий и фирм любого сектора системы хозяйствования. Запасы требуется создавать в промышленности, розничной торговле, на предприятиях, фирмах и т. д.
Существует много причин, по которым фирмы идут на создание запасов. Основным доводом является то, что на предприятии должно быть определенное количество материальных ресурсов для поддержания производственного процесса. При отсутствии необходимое запаса предприятие может понести большие убытки [22, С.113].
Имеются и другие причины для создания запасов: например, сезонность, т. е. только в определенный сезон можно доставить продукцию потребителю. В свою очередь цены на сырье, используемое изготовителями, могут подвергаться значительным сезонным колебаниям. Когда цена низкая, выгодно создавать достаточные запасы сырья, которых хватило бы на весь сезон высоких цен и которые можно было бы по мере надобности использовать в производстве.
Другой довод, особенно важный для предприятий розничной торговли, состоит в том, что объем продаж и прибыль могут быть увеличены, если имеется некоторый запас товаров, который можно предложить потребителю.
Создавая запас, необходимо учитывать, что расширение ассортимента товаров на рынке приводит к сокращению жизненного цикла товара, а также влияет на поведение партнеров, покупателей и конкурентов. Запасы — это оборотный капитал, чем их меньше, тем эффективнее производство [22, С.117].
Перечисленные тенденции или другие характерные явления для конкретных предприятий и отраслей оказывают серьезное влияние на запасы.
Запасы формируются из различных товаров. В логистике понятие товар включает в себя фактический товар (в вещественной форме). Он может выражаться в товарной единице, т.е. в конкретном специфическом виде продукта.
Товарный ассортимент — это группа товаров, тесно связанных между собой хотя бы одним признаком: общая потребительская группа, общий канал распределения, сходный диапазон цен [35].
Товарная номенклатура — совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых для продажи. Товарная номенклатура характеризуется тремя показателями: шириной, глубиной и последовательностью (гармоничностью). Ширина товарной номенклатуры — общая численность различных ассортиментных групп. Глубина товарной номенклатуры — число видов (вариантов) каждого отдельного варианта в каждой ассортиментной группе. Последовательность (гармоничность) товарной номенклатуры означает степень близости между товарами различных ассортиментных групп, каналов распределения и других показателей.
Решения, принимаемые в рамках товарной политики, определяют ряд позиций [20, С.246]:
Товарная политика формирует запасы товаров на фирмах, а логистика рассматривает политику фирмы в области управления запасами.
Политика фирмы в управлении запасами состоит из двух элементов: первый — это что закупать и что производить, когда и в каких объемах. Этот элемент включает в себя и размещение запасов (на производстве или в распределительном центре).
Второй элемент политики касается стратегии управления запасами, т.е. управление запасами каждого распределительного центра по раздельности или всех вместе — централизованно.
В управлении запасами важно и такое понятие как уровень обслуживания. Оно определяется следующими параметрами: продолжительностью цикла исполнения заказа и нормой насыщения спроса — но объему или ассортименту заказа, в целом по всем заказам или в любой комбинации этих параметров.
Продолжительность цикла исполнения заказа — это время между подачей клиентом заказа на закупку и получением им соответствующей продукции. Норма насыщения спроса — это доля заказов, которые могут быть выполнены по всем параметрам.
Чтобы эффективно работала логистическая цепочка нужно выполнять и четыре функции [35]: географическую специализацию, консолидацию ресурсов, уравновешивание спроса и предложения и защиту от неопределенности.
Названные функции влияют на величину запасов, а также предопределяют величину инвестиций в запасы, необходимую для выполнения планов производства предприятия или фирмы.
Таким образом, можно сказать, что при управлении запасами любого товара следует ответить на два вопроса: когда пополнять запас и каков должен быть размер заказа на пополнение. Для решения этих вопросов существуют две основные системы управления запасами: с фиксированным размером заказа и с фиксированным интервалом между заказами (с постоянным уровнем запаса). Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем [10, С.35].
Система с фиксированным размером запаса проста и является своего рода классической. В этой системе размер заказа является постоянной величиной, и повторный заказ подается при уменьшении наличных запасов до определенного критического уровня точки заказа. Эта система основана на выборе такого размера партии, который минимизировал бы общие издержки управления запасами. Последние состоят из издержек выполнения заказа и издержек хранения запасов.
Издержки выполнения заказа — это накладные расходы, связанные с реализацией заказа и зависящие от размера заказа. В промышленности эти издержки относят на подготовительно-заключительные операции.
Издержки хранения запасов включают в себя расходы, связанные с физическим содержанием товаров на складе, и возможные проценты на капитал, вложенный в запасы.
Выбор той или иной системы зависит от следующих обстоятельств [10, С.37]:
Выбор этих систем управления зависит от стоимостных показателей, т. е. от издержек выполнения заказа и издержек хранения запасов. Часто определение этих издержек для большого количества продукции вызывает затруднение на предприятиях.
Таблица 1
Системы управления запасами и их регулирующие параметры
Система управления запасами |
Регулирующие параметры |
Оценка параметра |
Система с фиксированным размером заказа |
Точка заказа |
Фиксированный уровень запаса, при снижении до которого организуется заготовка очередной партии сырья, материалов, топлива и т. д. |
| Размер заказа |
Размер партии поставки |
Система с фиксированной периодичностью заказа |
Максимальный уровень запаса |
Оба параметра постоянные |
| Продолжительность периода повторения заказов |
Варьируется лишь размер партии |
Система с двумя фиксированными уровнями без постоянной периодичности заказа, или Ss — система |
Максимальный запас Точка запаса Периодичность заказа |
Значение первых двух параметров постоянное, периодичность заказа -величина переменная. В определенных пределах варьируется размер закупаемой партии |
Таким образом, можно сказать, что для осуществления успешной хозяйственной деятельности руководство предприятия и руководители соответствующих функциональных его подразделений (отделов сбыта, материально-технического снабжения, финансового, планового и т. д.) должны обязательно знать: какое количество готовой продукции лежит на складе в виде сбытового запаса, какой дополнительно объем и ассортимент той или иной марки готовой продукции следует произвести в текущем месяце или плановом периоде (следующем месяце, квартале) для реализации в зависимости от ее спроса на рынке; сколько и каких нужно для этого материально-технических ресурсов; что из необходимых материалов лежит на складе предприятия в виде производственных запасов и что из этого является лишним и без ущерба для производства может быть реализовано покупателям; на сколько дней бесперебойной работы хватит той или иной марки материала, когда и сколько ее нужно в очередной раз заказать изготовителям для поставки, чтобы обеспечить непрерывность производственного процесса; сколько для этого нужно предусмотреть на плановый период оборотных средств для приобретения необходимых материальных ресурсов и т. д [20, С.249].
Информация о работе Сущность управления запасами на предприятии