Теоретическая аспекты анализа прибыль и рентабельность и их роли в финансовой устойчивости в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально- экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Теоретическая аспекты анализа прибыль и рентабельность и их роли в финансовой устойчивости в организации……………………..………………5
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности…………………….5
1.2 Методика анализа прибыли и рентабельности…………………………….14
1.3 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности ………………………………………………………………….23
2 Аналитическая прибыли и рентабильности на предприятии ОАО
«Волгогазоаппарат» …………………………………………………………….30
2.1Организационно-экономическая характеристика ОАО «Волгогазоаппарат» ………………………………………………………….…30
2.2 Анализ прибыли и рентабельности ………………………………………..31
2.3 Анализ финансового состояния предприятия …………………………….36
2.4Резервы повышения прибыли и рентабильности на предприятии……….
Заключение ………………………………………………………………………42
Библиографический список …………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по анализу.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Перечисленные факторы влияют на прибыль  не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли  предприятия. Ее величина формируется  под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.

Количественно в структуре  цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

К показателям снижения себестоимости относятся следующие  показатели:

- показатели, связанные  с повышением технического уровня  производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);

- показатели, связанные  с улучшением организации труда  и управления

(совершенствование организации,  обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда).

Основными задачами анализа  себестоимости промышленной продукции  являются:

- установление динамики  важнейших показателей себестоимости;

- определение затрат на рубль товарной продукции;

- выявление резервов  снижения себестоимости.

Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления  отклонений, определения состава  элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

Зависимость величины прибыли  от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной  продукции, но и уровня применяемых цен.

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру  себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.

Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей  рентабельности. С учетом рассмотренных  ранее групп показателей, факторный  анализ может строится следующим  образом.

Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного  периода соответственно. Тогда по определению:

K0 = (N0 - S0) / N0

K1 = (N1 - S1) / N1

(K = K1 - K0 где P1, P0 — прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

N1, N0 — реализация продукции  (работ, услуг) соответственно;

S1, S0 — себестоимость  продукции (работ, услуг) соответственно;

(K — изменение рентабельности  за анализируемый период.

Влияние фактора изменения  цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

(KN = (N1-S0) / N1 - (N0-S0) / N0

Соответственно влияние  изменения себестоимости даст общее  изменение рентабельности за период:

(KS = (N1-S1) / N1 - (N1-S0) / N1

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

(K = (KN - (KS

Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости  продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий:

- рост выручки при  неизменно, либо снижающейся себестоимости;

- снижение себестоимости  при постоянном объеме выручки;

- либо больший темп  роста выручки по сравнению  с темпом роста величины себестоимости.

Рентабельность производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям. Например:

K П.К. = P / (F + E) = (P / TR) * (TR / (F + E))

где K П.К. — рентабельность производственных активов;

P — чистая прибыль;

F — стоимость основных  производственных фондов;

E — средняя сумма  оборотных средств;

TR — выручка от реализации.

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью  фондов K П.К., производственных активов (P / (F + E)), рентабельностью реализации (P /

TR), и фондоотдачей (TR / (F + E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Необходимо рассмотреть  еще одну факторную модель рентабельности:

P/PK = (P / TR) * (TR / TK) * (TK / PK)

где PK — собственный  капитал;

TK — совокупный капитал.

Как видно, рентабельность собственного капитала P/PK зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P / TR), скорости оборота совокупного  капитала (TR / TK), и соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.

Однако необходимо сделать  следующую оговорку. При анализе  факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности.

 

2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  ОАО «ВОЛГОГАЗОАППАРАТ»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Волгогазоаппарат»

 

 История предприятия:

Сфера деятельности: производство газовых плит, газовых водонагревателей, электрошашлычниц, запасных частей и комплектующих к газовым плитам.

Форма собственности: 53% акций принадлежит представителям Москвы, остальные руководству предприятия.

Общая численность рабочих: составляет 1961 человек.

Рассмотрим историю  создания предприятия «Волгогазоаппарат».

"...Образовать и  включить в состав предприятий  Сталинградского Совнархоза завод "Газоаппарат" (Из распоряжения Совета Министров РСФСР № 6366-Р 30 ноября 1957 г.). За годы жизни завода было изготовлено 7,3 млн. газовых плит и 2,5 млн. газовых водонагревателей. На данный момент времени завод имеет широкую сеть дилеров во всех регионах России. Предприятие производит современные качественные газовые плиты, водонагреватели и другую газовую аппаратуру. Завод недавно отпраздновал свою 45 годовщину, что является неопровержимым доказательством устойчивого положения на рынке.

На данный момент в  Волгограде выпускается следующая  продукция:

- Плита газовая «Электа»  четырехгорелочная с электророзжигом,  модель 1447;

- Плита газовая «Лада  - 2» двухгорелочная, модель 12101;

- Плита газовая «Электа»  четырехгорелочная, модель 1447;

- Плита газовая «Дачница»  четырехгорелочная (без духовки), модель 1469;

- Плита газовая двухгорелочная  настольная, модель 1216;

- Электрошашлычница,  ЭШВ 1/220 – 1000.

 

2.2 Анализ рентабельности

 

Рентабельность в отличие  от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная  величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

Рентабельность продукции  можно рассчитать как по всей реализованной  продукции, так и по отдельным  ее видам.

Рентабельность всей реализованной продукции можно  определить как:

- процентное отношение  прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

- процентное отношение  прибыли от реализации продукции  к выручке от реализованной  продукции;

- процентное отношение  балансовой прибыли к выручке  от реализации продукции;

- отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

Эти показатели дают представление  об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.

Рентабельность отдельных  видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).

Рентабельность внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к  средней величине внеоборотных активов.

Рентабельность оборотных  активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.

Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение  валовой прибыли к стоимости  имущества предприятия.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа  финансово- хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений  потенциальных инвесторов об участии  в финансировании инвестиционных проектов.

Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством  увеличения суммы прибыли, так и  путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли  и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.

Анализ общей рентабельности имеет большое значение для комплексной  характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия.

Информация о работе Теоретическая аспекты анализа прибыль и рентабельность и их роли в финансовой устойчивости в организации