Теоретическая аспекты анализа прибыль и рентабельность и их роли в финансовой устойчивости в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально- экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Теоретическая аспекты анализа прибыль и рентабельность и их роли в финансовой устойчивости в организации……………………..………………5
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности…………………….5
1.2 Методика анализа прибыли и рентабельности…………………………….14
1.3 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности ………………………………………………………………….23
2 Аналитическая прибыли и рентабильности на предприятии ОАО
«Волгогазоаппарат» …………………………………………………………….30
2.1Организационно-экономическая характеристика ОАО «Волгогазоаппарат» ………………………………………………………….…30
2.2 Анализ прибыли и рентабельности ………………………………………..31
2.3 Анализ финансового состояния предприятия …………………………….36
2.4Резервы повышения прибыли и рентабильности на предприятии……….
Заключение ………………………………………………………………………42
Библиографический список …………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по анализу.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Рентабельность продукции

Рентабельность продукции  показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие  показатели:

- Рентабельность всей  реализованной продукции, представляющую  собой отношение прибыли от  реализации продукции на выручку  от её реализации (без НДС);

- Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);

- Рентабельность продаж  по чистой прибыли, определяемая  как отношение чистой прибыли  к выручке от реализации (без  НДС);

- Рентабельность отдельных  видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

Расчет данных показателей  по ОАО «Волгогазоаппарат» представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели рентабельности продукции ОАО «Волгогазоаппарат» (тыс. руб.)

 

Показатели

2007

2008

2009

Выручка от реализации

товаров, работ, услуг (без  НДС, акцизов и аналогичных  обязательных платежей)

203649

256953

328061

Прибыль от реализации

14780

22898

19458

Балансовая прибыль 

10373

19654

13250

Чистая прибыль 

7149

11693

9969

Рентабельность всей  реализованной продукции

0,073

0,089

0,059

Общая рентабельность

0,051

0,076

0,04

Рентабельность продаж по

чистой прибыли 

0,035

0,046

0,03


 

Рентабельность всей реализованной продукции за 2007 год =

= 14780/ 203649=0,073

Общая рентабельность = 10373/203649=0,051

Рентабельность продаж по чистой прибыли=7149/203649=0,035

 

На основе расчётов можно  сделать следующие выводы:

- Показатель общей  рентабельности с каждым годом падает с 0,053 в 2007 году до 0,04 в 2009 году. Это говорит о том, что в 2009 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 0,04 копейки балансовой прибыли;

- Показатель рентабельности  продаж по чистой прибыли также  падает с

0,04 в 2007 году до 0,03 на конец 2009 года. Это говорит о том, что спрос на продукцию падает. Таким образом, в 2009 году на 1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь 0,03 копейки чистой прибыли;

- Рентабельность всей  реализованной продукции снизилась  за отчетный период на 0,9 % и составила к концу 2009 года 5,9 %.

Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции остаются на довольно низком уровне.

Рентабельность вложений предприятия:

Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего  имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

- Общая рентабельность  вложений, показывающая какая часть  балансовой прибыли приходится  на 1 руб. имущества предприятия,  то есть насколько эффективно  оно используется;

- Рентабельность вложений по чистой прибыли;

- Рентабельность собственных  средств, позволяющий установить  зависимость между величиной  инвестируемых собственных ресурсов  и размером прибыли, полученной  от их использования;

- Рентабельность долгосрочных  финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций;

- Рентабельность перманентного  капитала. Показывает эффективность  использования капитала, вложенного  в деятельность данного предприятия  на длительный срок.

Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Показатели для расчёта рентабельности

 

Показатели 

2007

2008

2009

Прибыль балансовая

10373

19654

13250

Прибыль чистая

12428

18430

15093

Среднегодовая стоимость  имущества 

72490

94124

99074

Собственные средства

40828

52791

60893

Доходы от участия  в других организациях

0

0

0

Долгосрочные финансовые вложения

0

0

0

Долгосрочные заёмные  средства

0

0

0


 

На основе данных показателей  рассчитываются показатели рентабельности вложений, которые представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Показатели рентабельности вложения

Показатели 

2007

2008

2009

Общая рентабельность вложений (с.1/с.3)

0,1431

0,2088

0,1337

Рентабельность вложений по чистой прибыли (с.2/с.3)

0,1714

0,1958

0,1523

Рентабельность собственных средств

(с.2/с.4)

0,1751

0,2215

0,1637

Рентабельность долгосрочных финансовых  вложений (с.5/с.1)

0

0

0

Рентабельность перманентного  капитала (с.2/(с.4+с.7))

0,1751

0,2215

0,1637


 

На основе данных таблицы  можно сделать вывод о том, что в целом показатели рентабельности вложений за 2007 – 2008 год росли, но за 2009 год наметился спад.

В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся  на среднем уровне, что говорит  о недостаточно эффективном вложении средств.

 

 

2.3 Анализ финансового состояния предприятия

 

          Анализа дебиторской и кредиторской задолженности.

Бухгалтерский баланс служит индикатором для оценки финансового  состояния предприятия. Итого баланса  носит название валюты баланса и дает ориентировочную сумму средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Для общей оценки финансового  состояния предприятия составляют уплотненный баланс, в котором  объединяют в группы однородные статьи. При этом сокращается число статей баланса, что повышает его наглядность и позволяет сравнивать с балансами других предприятий.

Задачи анализа дебиторской  и кредиторской задолженности находятся  в тесной взаимосвязи с экономическим  содержанием понятий дебиторской  и кредиторской задолженности.

Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.

Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации  другим организациям и физическим лицам  – кредиторам (платежи за приобретенную  продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) и пр.

Таким образом, дебиторская задолженность фактически представляет собой компоненту собственных средств предприятия, а кредиторская задолженность фактически представляет собой компоненту заемных средств.

Уплотненный баланс можно  выполнять различными способами.

Допустимо объединение статей различных разделов. Занесем показатели для анализа структуры кредиторской и дебиторской задолженности в таблице 4.

Таблица 4 – Показатели для анализа структуры кредиторской и дебиторской задолженности ОАО «Волгогазоаппарат»

А1

2713

1411

263

А2

12416

14971

22778

А3

28639

26920

26770

А4

26590

44785

46949


 

Первые три группы активов в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам  предприятия. Текущие активы более  ликвидные, чем остальное имущество предприятия.

Пассивы баланса по степени  возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:

1. Наиболее срочные  обязательства (П1) – кредиторская  задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства,  а также ссуды, не погашенные в срок.

2. Краткосрочные пассивы  (П2) – краткосрочные заемные кредиты  банков и прочие займы, подлежащие  погашению в течение 12 месяцев  после отчетной даты.

3. Долгосрочные пассивы  (П3) – долгосрочные заемные кредиты  и прочие долгосрочные пассивы – статьи V раздела баланса «Долгосрочные пассивы».

4. Постоянные пассивы  (П4) – статьи IV раздела баланса  «Капитал и резервы» и отдельные  статьи VI раздела баланса, не вошедшие  в предыдущие группы: «Доходы  будущих периодов», «Фонды потребления» и

«Резервы предстоящих  расходов и платежей». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить  на сумму по статьям «Расходы будущих  периодов» и «Убытки».

 

Таблица 5 – Структура пассива баланса по степени погашения обязательств

 

 

2007

2008

2009

П1

27523

24783

22295

П2

0

10875

12000

П3

0

0

0

П4

40828

52791

60893


Сопоставив итоги по всем годам получаем следующую систему  неравенств:

A1<П1

A2>П2

A3>П3

A4<П4

Как видно, первое соотношение не соответствует установленному ограничению. Наиболее ликвидные активы (А1) не покрывают наиболее срочные обязательства (П1) на конец периода. Это очень плохо для предприятия. Но по остальным показателям предприятие соответствует установленному ограничению.

Наряду с абсолютными  показателями для оценки ликвидности и платежеспособности организации рассчитываются относительные показатели, которые сравниваются с рекомендуемыми. Для предприятия они рассчитываются в таблице 2, данные для расчетов взяты из бухгалтерского баланса.( приложение А и Б)

Таблица 6 - Относительные показатели текущей ликвидности

Показатели

2007

2008

2009

Рекомендуемые показатели

1. коэффициент текущей  ликвидности

1,66

1,38

1,51

2,0 и выше

2. коэффициент быстрой  ликвидности 

0,55

0,46

0,66

0,8-1,0

3.коэфф. абсолютной  ликвидности

0,1

0,036

0,007

0,2-0,7

Информация о работе Теоретическая аспекты анализа прибыль и рентабельность и их роли в финансовой устойчивости в организации