Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:12, курсовая работа
В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами. В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин подходов к кадровой работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, аппелируя главным образом к опыту развитых стран Запада, обычно говорили о двух основных подходах в работе персоналом:
1. Парадигмы управления персоналом в XХ веке………………………………3
2. Подходы к управлению персоналом………………………………………….6
2.1. Технократический и гуманистический……………………………………..6
3. Понятие стиля руководства……………………………………………………7
3.1. «Одномерные» стили управления: методы их реализации……………………………….............................................9
3.2. Авторитарный:
эксплуататорский и благожелательный……………………..............................10
3.3. Демократический:
консультативный и партисипативный………………………………………….14
3.5. Либеральный, в т.ч. бюрократический……………………….....................17
3.6.«Многомерные» стили управления……………………………...................19
4. Ситуационный менеджмент……………………………………….................20
4.1. Модель ситуационного руководства Фидлера………………....................21
4.2. Модель Митчелла-Хауса «путь-цель»……………………………………..22
4.3. Теория жизненного цикла П.Херсли и К.Бланшара…………....................23
4.4. Модель принятия решения руководителем Врума-Йеттона……………..27
5. Теории стилей применительно к практике управления………………… . . 28
5.1. Эксперимент Курта Левина……………………………………………… .28
5.2. Лидерский континуум Р.Тенненбаума и В.Шмидта…………………….. 29
5.3. Теория эффективного лидерства Ф.Фидлера…………………………… ..30
5.4. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутона……………………….31
5.5. Концепция эффективного управления
Г.Питерса и Р.Уотермена………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….35 Список литературы………………………………………………………………37
4.1. Модель ситуационного руководства Фидлера.
Так, по мнению Фреда Фридлера,
поскольку руководитель изменить себя
и свой стиль управления как правило, не
способен, его нужно, исходя из ситуации
и стоящей задачи, помещать в те условия,
где он сможет лучшим образом себя проявить.
Так, когда задачи четко сформулированы,
должностные полномочия руководителя
значительны, а его отношения с подчиненными
благоприятны, так что на них легко воздействовать,
а также в противоположном случае, когда
наоборот – все плохо, руководителю, по
мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный
стиль, отодвинув налаживание человеческих
отношений на второй план. Это обеспечивает
оперативность в принятии и реализации
решений, надежность их контроля.
4.2. Модель Митчела – Хауса "путь –цель".
Еще одна ситуационная модель лидерства "путь - цель" была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить какие блага их ожидают в случае хорошей работы, устранить помехи на пути её осуществления, оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
Если у сотрудников
большая потребность в
4.3. Теория жизненного цикла П. Херсли и К. Бланшара.
В настоящее время
теория стилей руководства получила свое
дальнейшее развитие. Так, теория ситуативного
управления, разработанная Полем Херсли и
Кеном Бланшаром в развитии ситуационного
подхода в управлении персоналом, основывается
на объеме непосредственного управления
(задачецентрическое поведение) и социо-эмоциональной
поддержки (антропоцентрическое поведение),
принимаемым руководителем в каждой отдельной
ситуации и основывается на «степени зрелости»
подчиненных или группы. Задачецентрическое
поведение (или управляющее) означает
то, в какой мере руководитель использует
и углубляется в одностороннюю коммуникацию
при объяснении того, что каждый подчиненный
обязан сделать, и каким образом необходимо
выполнить поставленную задачу. Антропоцентрическое
поведение (или поведение, оказывающее
поддержку) означает то, в какой мере руководитель
использует и углубляется в двусторонюю
коммуникацию при оказании социо-эмоциональной
поддержки, при использовании психологических
стимуляторов и при оказании содействия
в работе других.
1.Объем применяемого руководителем задачецентрического поведения;
2.Объем применяемого руководителем антропоцентрического поведения;
3.Степень зрелости, которую подчиненные показывают в отношении определенной задачи, функции или тех целей, которые руководитель намерен достичь при помощи подчиненных.
В теории ситуативного
управления степень зрелости определяется
способностью ставить высокие, но достижимые
цели ( мотивация достижения), желанием
и способностью принимать на себя обязательства.
Эти переменные факторы принимаются в
соотношении с выполняемой задачей. Это
означает, что индивид или группа не могут
быть зрелыми или незрелыми в общем смысле.
Степень зрелости работника варьируется
в зависимости от определенной задачи,
которой руководитель намерен достичь
при помощи подчиненных.
1.Стиль управления С1 – «приказывающий», так как этому стилю свойственна односторонняя коммуникация, основанная на указаниях незрелым, неспособным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже налаживание человеческих отношений и создание коллектива.
2.Стиль управления С2 – «продающий». В нем руководитель вырабатывает большинство указаний. Он стремится путем двухсторонней связи и социо-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые она должны были сделать.
3.Стиль управления С3 – «учавствующий». Здесь руководитель и подчиненные учавствуют в процессе принятия решений через двухсторонюю коммуникацию и оказание помощи (поддержка, поощрение и т.д.),. Подчиненные обладают способностью и знаниями для выполнения задачи.
4.Стиль управления С4 – «делегирующий». В этом стиле подчиненные могут работать по своему усмотрению. Руководитель делегирует свои полномочия, поскольку уровень зрелости подчиненных высокий, они готовы и способны принимать ответственность за свою деятельность.
Эффективные руководители должны достаточно хорошо знать свой персонал, чтобы распознавать и применять его постоянно меняющиеся способности и требования. Необходимо помнить, что по истечении определенного времени подчиненные развивают как индивидуально, так и в группах свой способ поведения и действий (например, нормы, обычаи). Хотя руководитель может использовать определенный стиль при работе с группой, ему довольно часто приходится использовать другой стиль при работе с отдельными подчиненными, поскольку они находятся на разных уровнях зрелости. В обоих случаях, независимо от того, работает ли он с индивидуумом или с группой, изменения стиля управления с С1 к С2, с С3 к С4 должны происходить постепенно. Этот процесс по характеру не может быть резким, революционным, а должен быть эволюционным: создавать постепенные изменения развития, результаты планируемого роста, обоюдное доверие и уважение.
Модель жизненного цикла Херси и Бланшара рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства. Но как и другие модели лидерства, она не получила всеобщего признания. Критика подчеркивала отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей и неясность в отношении того, смогут ли руководители на практике вести себя с такой степенью гибкости, как требует модель.
4.4. Модель принятия решения руководителем Врума-Йеттона.
По мнению В.Врума и Ф.Йеттона в зависимости от ситуации, особенности коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях руководства:
1. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
2. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
3. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.
4. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение.
5. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, не зависимо от того, кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
1. Наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
2. Уровень требований, предъявляемых к решению;
3. Четкость и структурированность проблемы;
4. Степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
5. Вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
6. Заинтересованность исполнителей в достижении целей;
7. Степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
5. Теории стиля применительно к практике управления.
Исторически и ситуационно в стиле сконцентрированы проблемы результативности (эффективности) управления, что в свою очередь обуславливает специфику диагностических (аналитических) методик, теорий, разрабатываемых рекомендаций по совершенствованию, улучшению стиля.
Рассмотрим, какие появлялись теории стиля применительно к деятельности руководителя, и какие основные рекомендации получала практика управления.
5.1. Эксперимент Курта Левина.
Первые научные исследования в области стилей управления малой группой были проведены немецким психологом К.Левиным (1890-19470) во второй половине 40-х годов. Он создал две экспериментальные группы для выявления факторов, влияющих на групповую деятельность. Они состояли из детей 10-12 лет, делающих театральные маски. руководителем в группах был один и тот же экспериментатор, использовавший два стиля – авторитарный и демократический.
Выяснилось, что эти стили
по-разному оказывали влияние
на атмосферу в группах, самочувствие,
настроение ребят и результативность
их работы. В дальнейшем руководитель
использовал либерально-
- «вне руководителя» существует множество возможных методов воздействия на людей. Овладение этим полем – одна из задач профессиональной деятельности руководителя. «Стилевая бедность» – нежелательная болезнь в этой профессии.
- Стиль руководителя складывается с двух сторон: со стороны особенностей личности руководителя и со стороны специфики группы (коллектива). В стиле своеобразно находят отражение потребности управляемого объекта. Поэтому важно уловить их в используемых формах и методах.
- Не существует хороших и плохих стилей управления. Каждый стиль применительно к данным условиям, ситуации или объекту имеет свои плюсы и минусы. Соотношение между ними весьма важно для результатов управления.
Таким образом, Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение
Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени.
5.2. Лидерский континуум Р. Тенненбаума и В. Шмидта.
В 50-60-х годах появилось
много исследований по влиянию людей со
стороны лидера – формального или неформального
в своей концепции лидерского континуума
ученые выделили три силы, влияющие на
стиль руководителя:
Информация о работе Теории стилей применительно к практике управления