Теории стилей применительно к практике управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами. В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин подходов к кадровой работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, аппелируя главным образом к опыту развитых стран Запада, обычно говорили о двух основных подходах в работе персоналом:

Содержание работы

1. Парадигмы управления персоналом в XХ веке………………………………3
2. Подходы к управлению персоналом………………………………………….6
2.1. Технократический и гуманистический……………………………………..6
3. Понятие стиля руководства……………………………………………………7
3.1. «Одномерные» стили управления: методы их реализации……………………………….............................................9
3.2. Авторитарный:
эксплуататорский и благожелательный……………………..............................10
3.3. Демократический:
консультативный и партисипативный………………………………………….14
3.5. Либеральный, в т.ч. бюрократический……………………….....................17
3.6.«Многомерные» стили управления……………………………...................19
4. Ситуационный менеджмент……………………………………….................20
4.1. Модель ситуационного руководства Фидлера………………....................21
4.2. Модель Митчелла-Хауса «путь-цель»……………………………………..22
4.3. Теория жизненного цикла П.Херсли и К.Бланшара…………....................23
4.4. Модель принятия решения руководителем Врума-Йеттона……………..27
5. Теории стилей применительно к практике управления………………… . . 28
5.1. Эксперимент Курта Левина……………………………………………… .28
5.2. Лидерский континуум Р.Тенненбаума и В.Шмидта…………………….. 29
5.3. Теория эффективного лидерства Ф.Фидлера…………………………… ..30
5.4. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутона……………………….31
5.5. Концепция эффективного управления
Г.Питерса и Р.Уотермена………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….35 Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии. Кирилова.Методы управления персоналом..docx

— 68.92 Кб (Скачать файл)

 

5.3. Теория эффективного лидерства Ф. Фидлера.

   Американский профессор Фидлер, создавший теорию эффективного лидерства (1967) привел со своими коллегами исследования в разнообразных малых группах. На основании этого выделил два стиля лидера – жесткий и мягкий.                                                                                                                           Лидер с жестким стилем ориентирован, прежде всего, на достижение задач, выполнение принятых решений.                                                                                   Лидер с мягким стилем отдает предпочтение установлению и поддержанию хороших межличностных отношений и усилению личного положения.

 

 

 

 

 

 

5.4. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон.

   В начале 80-х годов появилась концепция «управленческой решетки», созданная американскими психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон.

Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о  человеке” по шкале от 1 до 9.                                                                                                    Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9.                                                                                                                                         Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блейк и Мутон описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки, как

1. 1. - страх перед бедностью.  Со стороны руководителя требуется  лишь минимальное усилие, чтобы  добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1. 9. - дом отдыха. Руководитель  сосредоточивается на хороших,  теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности  выполнения заданий.

9. 1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится  об эффективности выполняемой  работы, но обращает мало внимания  на моральный настрой подчиненных.

5. 5. - организация. Руководитель  достигает приемлемого качества  выполнения заданий, находя баланс  эффективности и хорошего морального  настроя.

9. 9. - команда. Благодаря  усиленному вниманию к подчиненным  и эффективности, руководитель  добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

 

 

 

1.9 внимание к запросам  людей, что создает «человеческую»  обстановку

   

9.9 внимание как решению  произв. задач и

 человеческим отношениям

   
               
     

5.5

 управление вокруг  золотой середины

     
     

 

   
               

1.1 проявление незначительного  внимания к решению произв. задач  и людям

   

9.1 основное внимание уделяется  решению производственных задач

   

 

 

Управленческая решетка  включает в себя две составляющие работы менеджера. Первая – внимание к решению производственных проблем  и задач и вторая – внимание к людям. Термин «производство» означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживания покупателей  и т.д. Незначительное внимание к  решению производственных задач  и людям приводит к так называемому  «убогому» стилю управления (1.1). Руководители совершают колебания  между стилем 1.9 (управление отношениями) и 9.1 (управление на основе производственных задач). Для увеличения отдачи руководители «затягивают гайки», и когда отношения  между людьми начинают страдать, их «маятник» возвращается в положение 1.9.                                                                                             В середине решетки находится стиль «золотая середина» или баланс между «кнутом и пряником».                                                                                                          Для точки 9.9 характерна взаимосвязь между вниманием к людям и решению производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов через отношения или человеческий фактор.                                            Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9. 9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9. 9, тем самым, повышая эффективность своей работы.                                                     Управленческая решетка Блейка и Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.

 

 

5.5. Концепция эффективного управления Г. Питерса и Р. Уотермена.

    В 80-х годах получает распространение концепция эффективного управления, созданная американскими специалистами Г.Питерсом и Р.Уотерменом. Их совместная монография «В поисках эффективного управления» (издана на русском языке в 1986 году), «Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании» (1988) были и до сих пор остаются настольными книгами руководителей разных стран.                                                                                             С практической точки зрения главным в этой концепции является осознание двух видов факторов применительно к деятельности предприятий, подразделений, руководителя – «своих и/или чужих».                                       Факторы эффективности – то, что способствует достижению необходимых количественных и качественных результатов, или из чего складывается наша сила.                                                                                                                         Факторы неэффективности – то, в чем заключаются наши слабости, недостаточная конкурентоспособность, малая или низкая эффективность.           Согласно данной концепции, название стиля управления не имеет принципиального значения, поскольку оно недостаточно информативно для понимания эффективности/неэффективности. Весьма важна та информация, которая раскрывает особенности или стиль достижения результатов – высоких, средних или низких.                                                                                                              На этой концептуальной основе построены многие современные методики анализа и совершенствования стиля управления, начиная с экспресс-методик и заканчивая так называемыми «глубокими» методиками, которые отличаются большой трудоемкостью при их использовании.                                                        В рамках своей концепции Питерс и Уотермен определили главные составляющие эффективного стиля руководителей:

  • Ориентация на действия и упорный труд. Работая, они умеют извлекать уроки из ошибок, неудач, промахов – как своих, так и чужих, оставаясь активными, становятся мудрее.
  • Они внимательны к подчиненным, которые отвечают им тем же: не отгораживаются от людей и практически осваивают искусство человеческого общения.
  • Поощряют самостоятельность и творчество: несамостоятельный руководитель просто не может быть руководителем, потому что он является исполнителем. Его постоянно лишают привилегии быть руководителем.
  • Результаты – от человека: условия для достижения требуемых результатов должен создавать руководитель. Если от человека ждут высокого результата и не создают условия, никакая система стимулирования не поможет.
  • Преданность выбранному делу: если руководитель раздваивается и одно мешает другому, напрасно ждать от него профессиональной работы и результатов. Он просто мешает самому себе.
  • Поддерживаются и развиваются традиции и ценности, свойственные данному коллективу – ломать хорошие традиции означает ломку людей и того, что им дорого.
  • Каждый в системе управления за что-то отвечает: важно добиться, чтобы каждый осознал ответственность в меру своей самостоятельности и спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.   

                                                                                                                                            Проблема согласования действий подчиненных по достижению намеченных целей находит свое выражение в выборе стиля управления. Под стилем управления понимается манера поведения руководителей по отношению к своим починенным, позволяющая влиять на них и заставить делать то, что в данный момент необходимо для организации. Принято выделять три основных стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них отличается рядом поведенческих признаков и использует различные методы управления.                                                                                    Авторитарный - характеризуется жестким управлением, единоличным принятием решений руководителем, слабым интересом к работнику как личности, неприятием неформальных отношений с подчиненными.                   Демократический - в противоположность авторитарному, широко использует коллективное обсуждение при принятии решений, дает возможность руководителю поддерживать с подчиненными дружеские формальные и доверительные неформальные отношения.                                                     Либеральный - опирается на минимальное вмешательство руководителя в дела подчиненных, демонстрирует отстраненность от решения управленческих задач и в этом смысле является пассивным.                                                                        Позже сложилась идея «двумерного» стиля управления, так называемая управленческая решетка. Она основывается на двух подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного климата, налаживание человеческих отношений, другой - на создании должных организационных и технических условий.                                                                                         Попытка определения универсального стиля управления поставила задачу соединения большого числа факторов, влияющих на поведение руководителя. Главной идеей ситуационного подхода было положение, что управленческое решение должно быть разным в разных ситуациях. Традиционные подходы к построению ситуационного менеджмента различаются комбинацией трех основных переменных: личностных качеств руководителя, поведенческих характеристик руководителя и ситуации в организации. Каждый из подходов предлагает свое решение эффективного управления.                                                                                                                           В современных условиях эффективность управления определяется не только характером отношений между руководителем и подчиненными, но и рядом других обстоятельств, прежде всего внешних факторов. Поэтому модели ситуационного управления имеют существенные различия по набору рассматриваемых стилей управления, ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними и наконец по определению эффективности самого руководства.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Герчикова И.Н. Управление персоналом. Учебник. - М., «Высшая школа», 2001. – 472 с.

Менеджмент: Учебник/ под  ред. Виханского О.С. – М., Гардарика, 2001, - 528с

Менеджмент: учебное пособие/ Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. – М., Академия, 2002. – 288с

Менеджмент: Учебник/ под общ. ред. Проф. Переверзева М.П. – М, ИНФРА-М, 2002. – 288с..

Основы менеджмента / под  ред. проф. Вачугова Д.Д. - М., «Высшая школа», 2001. – 366 с.

Основы менеджмента: Учебное  пособие/ Кабушкин Н.И. – Мн., «Новое знание, 2002. –336с.

Управление персоналом: Учебник / под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М., Юнити, 2000. – 418 с.

Управление персоналом в  системе государственной службы: Учебное пособие/ сост. Данилов В.И., Китин Е.А., Нехвядович Э.А. – СПб, 1997. –143 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теории стилей применительно к практике управления