Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:43, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть сущность лизинга и выявить его преимущества по сравнению с традиционными формами финансирования, описать разновидности лизинговых операций, порядок их проведения, проанализировать особенности лизинга как способа инвестирования, проследить тенденции развития лизинга в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Экономическая сущность лизинга. Виды лизинга……………………………..6
2 Лизинг как способ инвестирования…………………………………………....14
3 Значение лизинга и перспективы развития в Республике Беларусь……….....................................................................................................18
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников.......................................................................30
В Беларуси наблюдался недостаток кредитных ресурсов. Загруженные государственными программами, банки все чаще отказываются кредитовать лизинговые компании. Белорусские лизингодатели постепенно утратили свои лидирующие позиции среди стран СНГ [28].
Одним из основных показателей стабильности рынка лизинга в стране является величина лизингового портфеля, которая определяется исходя из суммы неоплаченного долга, т. е. суммы тех платежей по действующим договорам лизинга, которые лизингополучатели еще должны заплатить лизинговым компаниям. Оценка рынка по величине лизингового портфеля считается некоторыми исследователями более взвешенной по сравнению с оценкой по стоимости новых заключенных и профинансированных договоров, поскольку сглаживаются показатели, связанные с колебаниями рынка.
Можно прогнозировать, что с каждым годом будет опережающими темпами расти доля лизинговых компаний иностранной собственности. На белорусский рынок пришли «Парекс-лизинг», «Райффайзен-лизинг», «PECO БелЛизинг» и другие иностранные компании. Несколько крупных российских лизинговых компаний занимаются подбором персонала для своих белорусских дочерних предприятий.
Основным объектом лизинга на белорусском рынке являются машины и оборудование. Рост объемов транспортных средств в общей массе объектов лизинга Беларуси, вероятнее всего, обусловлен тем, что иностранные лизинговые компании считают их наиболее ликвидными.
Для оценки степени развития лизинга в Республике Беларусь обратимся к мировому опыту, который определяет шесть стадий развития лизинга. Как правило, на первых трех стадиях находятся рынки лизинга большинства развивающихся стран. На пятой стадии развития находятся рынки Германии, Великобритании, Японии. На шестой стадии сейчас находится самый старый лизинговый рынок — в США. По всем признакам белорусский рынок лизинга находится на третьей стадии развития. Скорость его дальнейшего развития зависит от многих факторов, главным из которых является желание и возможности государства развивать рыночные отношения в стране, поскольку лизинг — один из инвестиционных механизмов рыночной экономики [28].
Для исследования тенденций развития лизинга в Республике Беларусь основные показатели позаимствованы из ежегодных отчетов Национального статистического комитета. За основу берутся методики, используемые Европейской федерацией национальных лизинговых ассоциаций (Leaseurope). В качестве основного параметра характеризующего уровень развития лизинга в стране принимается объем нового бизнеса, который равен суммарной цене договоров лизинга с НДС (сумме обязательств) по договорам лизинга заключенным в течение отчетного года.
За период с 2004 по 2007 года
объем нового бизнеса рос стабильно
высокими темпами: в 2005 году по отношению
к 2004 году на 4 %, в 2006 году к 2005 году –
на 38 % и 2007 году к 2006 году на 44 %. Следует
отметить, что за предыдущие годы высокими
темпами росли и общие объемы инвестиций в основной
капитал, но лизинг рос темпами более высокими,
что и характеризуется ростом доли лизинга
в объеме инвестиций в основной капитал:
в 2004 году 8,1 %, в 2005 году - 6,0 %, в 2006 году-
6,5 % и в 2007 году – 7,1 %.
Падение доли
лизинга в 2005 году объясняется резким
ростом инвестиций в основной капитал
с 10783 млрд.р. в 2004 до 15096 млрд.р. в 2005 году
(+ 40%), а объем нового бизнеса в лизинге
вырос за этот же период только на 4 % [29].
Отношение
объема нового бизнеса к ВВП составило
соответственно в 2004 году – 1,7%, в 2005 году
– 1,4%, в 2006 году – 1,6% и в 2007 году – 1,9% (см.
таблицу 1).
Таблица 1 - Объем нового бизнеса 2004-2007 гг. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечание – Источник: [3]
Вторым важным параметром, используемым
исследователями рынка лизинга является
объем лизингового портфеля, который отражает
суммарную цену договоров лизинга (текущую
сумму обязательств) на конец года в соответствии
с графиками лизинговых платежей, независимо
от фактической оплаты.
Объем лизингового
портфеля составил на конец 2004 года 1201
млрд рублей, на конец 2005 года 1299 млрд рублей,
на конец 2006 года 1717 млрд рублей, и на конец
2007 года 2425 млрд рублей (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Объем лизингового портфеля в 2004-2007 гг. | ||||||||||||||||||||
|
Примечание – Источник: [3]
Четырехкратный рост за 4 года доли предприятий с иностранным участием говорит о привлекательности рынка лизинга в Республике Беларусь для иностранных инвесторов. По всей видимости, в ближайшие годы число лизинговых компаний с иностранными инвестициями будет расти, так же как и их доля на этом сегменте рынка.
Источники финансирования приобретения имущества, предназначенного для передачи в лизинг в 2007г. не претерпели существенных изменений. Белорусские лизингодатели 55% имущества приобрели за счет заемных средств, 38% за собственные средства и 7% за бюджетные средства.
Определенные тенденции наметились по распределению видов объектов переданных в лизинг. В 2007году продолжился рост объемов переданных в лизинг транспортных средств. Третий год подряд растет доля зданий и сооружений в общем объеме объектов лизинга (таблица 3).
Таблица 3. Распределение видов объектов переданных в лизинг | |||||||||||||||||||||||||
|
Примечание – Источник: [3]
Анализируя тенденции
развития лизинга в 2007году, следует
отметить, что объем нового бизнеса рос опережающими
темпами как к росту ВВП, так и к объему
инвестиций в основной капитал. По одному из основных показателей
характеризующих степень развития лизинга
в стране – отношению нового бизнеса к
ВВП, белорусский лизинг превысил среднеевропейский
уровень и вплотную приблизился к уровню
стран с развитой рыночной экономикой.
За последние
годы основной объем лизинговых операций
сконцентрировался в г. Минске. Из 151 действующей
лизинговой компании, 109 разместили свой
головной офис в Минске. Белорусские банки,
сдавшие отчетность по лизинговой деятельности
и владеющие 35% лизингового рынка так же
расположены в Минске. Основной объем
лизинговых операций концентрируется
в крупных специализированных компаниях,
имеющих серьезную ресурсную поддержку.
Благодаря взвешенной политике государства
по отношению к лизинговой деятельности,
лизинг стал привлекательной сферой для
иностранных инвестиций. При создании
благоприятных условий для деятельности
малого и среднего бизнеса, основной клиентской
базы лизинговых компаний, объем нового
бизнеса в лизинге может претерпеть значительный
рост. По видам объемов лизинга наметился
значительный рост доли транспортных
средств, с 21% в 2005году до 48% в 2007году и уменьшение
доли машин и оборудования с 72% в 2005году
до 40% в 2007году [3].
Таковы были прогнозы
до недавнего времени. Но ситуация изменилась
в связи с мировым
Известно, что лизинговые компании в основном работают на заемных средствах: получают кредит в банке, добавляют к банковской ставке свою маржу 3-5%. Банки перестали кредитовать, часть лизинговых компаний перестали заключать новые договора, часть изменили процентные ставки и условия лизинга. И в данный момент реально работающих лизинговых компаний не так много. Все они в данный момент гораздо тщательнее проверяют финансовое состояние потенциальных лизингополучателей, и кроме этого увеличили долю участия собственными средствами до 30% . Многие лизинговые компании работают со старыми клиентами, сокращают сроки лизинга и увеличивают суммы сделок. В данный момент времени для потенциального лизингополучателя в первую очередь интересует не размер процентных ставок, а сама возможность осуществления лизинга.
Ввиду такой ситуации количество лизинговых договоров резко сократилось. И по итогам 2009 года возможно вообще не будет какого-либо роста лизингового бизнеса в нашей стране [2].
Комментарий Председателя ОО «Белорусский союз лизингодателей» Цыбулько Александра Ивановича:
«В настоящих условиях кризиса ликвидности и дефицита ресурсов многие белорусские лизинговые компании вообще приостановили свою деятельность. Среднерыночные же ставки по лизинговым сделкам поднялись до 25%-27% и даже 30% в белорусских рублях. Многие крупные банки, в том числе АСБ Беларусбанк, Приорбанк, перестали работать со сторонними лизинговыми компаниями, поэтому сейчас многие независимые компании оказались в откровенно затруднительном положении. Огорчает еще и то, что в 2009 году количество доступных ресурсов вряд ли добавится, и это - несмотря на общий тон по либерализации экономики и готовящиеся в этом отношении серьезные законодательные акты. Поэтому если и произойдет оживление бизнеса, то оно будет происходить на фоне жесткой кредитной политики банков. Не сомневаюсь, что банки будут поддерживать свои дочерние лизинговые компании, последние, возможно, даже неплохо заработают на сегодняшней высокой ликвидности лизинговых сделок. Однако 2009 год переживут не все лизинговые компании. Вопрос уровня проблемной задолженности в лизинговых компаниях довольной щекотливый и закрытый, но время от времени слышны тревожные нотки – то там, то там происходит изъятие объектов лизинга. Наметилась и такая тенденция – далеко не для всех сейчас доступны рублевые ресурсы, а надо сказать, что трудозатраты в случае валютных ресурсов и постоянно изменяющегося курса вырастают в разы. Это, безусловно, добавит проблем в работе лизинговых компаний» [2].
В условиях высокой инфляции,
характерной для текущего уровня
развития отечественной экономики,
эффективность лизинга
Сложившаяся кризисная ситуация не является поводом для полной остановки финансирования лизингодателями, а скорее станет поводом для принятия новой стратегии привлечения клиентов и управления рисками. Даже в условиях кризиса вполне реально найти разумный баланс между рисками и прибылью и продолжить увеличивать лизинговый портфель.
Ужесточение условий лизинга прошло сразу по всем основным параметрам сделки. Во-первых, гораздо более жесткие требования теперь предъявляются к финансовой надежности клиента. Если до кризиса популярны были продукты, предполагающие предоставление лизинга вообще без оценки финансового состояния клиента (правда, при высоком авансе и высоких ставках), то сейчас такой подход остался в прошлом. Предприятию с плохим финансовым состоянием крайне сложно получить сейчас лизинг, даже если оно хочет профинансировать приобретение наиболее ликвидных активов — новых автомобилей и даже если оно готово оплатить достаточно высокий аванс — 30–40%.
Другая линия ужесточения условий — это виды активов, приобретение которых готовы финансировать лизинговые компании. Пока желанными активами остаются новые легковые и грузовые автомобили, автобусы, ряд видов ликвидной спецтехники. С подержанными автомобилями и спецтехникой дело обстоит уже гораздо сложнее. До кризиса можно было профинансировать автотранспорт и технику в возрасте до пяти лет, сейчас это редкость. В лучшем случае лизингодатели готовы финансировать технику в возрасте до трех лет.
Гораздо менее охотно лизинговые компании сейчас финансируют железнодорожный подвижной состав, цена на который упала на 20–40% с начала кризиса в зависимости от конкретного типа вагона.
Практически никто не желает работать с любым производственным и прочим оборудованием. Исключение может быть сделано только по причине высокой кредитоспособности клиента или в случае, если оборудование попадает под гарантии зарубежных экспортных агентств. В таком случае сделку осуществить реально, правда, ее размер должен составлять не менее 1 млн долларов (иначе не окупаются затраты на сложное структурирование сделки).
Следующее направление изменений условий лизинга — это повышение требуемого аванса и процентной ставки по договору. Небольшие авансы (10%) доступны только для клиентов с высокой кредитоспособностью и в сегменте легковых автомобилей. Обычный размер аванса для новой грузовой и специальной техники — сейчас от 30% [4].
Информация о работе Виды лизинга и его особенности как способа инвестирования