Запрещенная монополистическая деятельность: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Монополия: понятие, сущность 5
2.Запрещенная монополистическая деятельность: понятие, виды 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список используемой литературы: 26

Файлы: 1 файл

Антимонопольное право к.р.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

В числе вторых нарушений  следует назвать: экономически или  технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на данный товар имеется спрос  или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его  рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено законодательством или судебными актами; изъятие товара из обращения, когда результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В Законе о защите конкуренции (подп. 8 п. 1 ст. 10) используется довольно широкое по объему понятие «дискриминационные условия». Дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект (несколько хозяйствующих субъектов) поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (или хозяйствующими субъектами).

Понятие «дискриминационные условия» практически охватывает большинство  правонарушений в сфере антимонопольного регулирования.

Требования ст. 10 Закона не распространяются на действия по осуществлению  исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Коллективное поведение  хозяйствующих субъектов в форме  соглашений и согласованных действий субъектов, ограничивающих конкуренцию, — самостоятельный вид монополистической  деятельности субъектов конкуренции  на товарном рынке. Закон о защите конкуренции проводит разграничение  между понятиями «соглашение» и  «согласованные действия».

Соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в  документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4). В контексте Закона о защите конкуренции «соглашение» — широкое понятие; оно не совпадает  с понятием договора, используемым в гражданском законодательстве. Так, в силу п. 1 ст. 420 ГК договором  признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или  прекращении гражданских прав и  обязанностей. Следовательно, любой  договор есть соглашение, однако не всякое соглашение является договором.

Применительно к гражданскому праву договор представляет собой  юридический факт, благодаря которому происходит установление, изменение  или прекращение гражданских  прав и обязанностей (п. 1 ст. 8 ГК). Поэтому  на те соглашения, которые не подпадают  под режим гражданско-правового  договора, соответственно не распространяются общие положения Гражданского кодекса  о договоре.

Согласованные действия хозяйствующих  субъектов — действия субъектов  на товарном рынке, удостоверяющие совокупности следующих условий:

  1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Такими обстоятельствами, в частности, могут быть: изменение  регулируемых тарифов; изменение цен  на сырье, используемое для производства товара; изменение цен на товар  на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение  не менее чем одного года или в  течение срока существования  соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее  чем один год.

Согласованные действия осуществляются хозяйствующими субъектами без оформления соглашения. Именно таким образом  следует понимать правило п. 2 ст. 8 Закона о защите конкуренции, согласно которому совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится  к согласованным действиям. Иначе  говоря, согласованные действия —  это такие действия хозяйствующих  субъектов, которые получили одобрение (согласие) всех субъектов, как по организации  самих действий, так и по их результатам. Согласовать — значит одобрить.

К сказанному следует добавить.

Во-первых, в силу п. 14 ст. 3 Закона о защите конкуренции координация  экономической деятельности есть согласование действий хозяйствующих субъектов  третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких  хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с  федеральными законами действия само- регулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа  на товарный рынок или выхода из него.

Координация экономической  деятельности, т. е. согласованные действия хозяйствующих субъектов с третьими лицами, признается неправомерной, если при этом создается возможность  ограничения конкуренции. В противном случае такая координация допустима и правомерна.

Во-вторых, в соответствии с п. 21 ст. 3 Закона экономическая  концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых оказывает  влияние на состояние конкуренции. На наш взгляд, Закон сформулировал  весьма оригинально определение  понятия «экономическая концентрация». Дословно это звучит так: «экономическая концентрация — это сделки». Действительно, век живи — век учись! Кто бы мог подумать, что ключевая категория  гражданского права может использоваться в контексте определения понятия  экономической концентрации.

В экономических словарях и литературе слово «концентрация» означает сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм. Применительно к экономической концентрации можно говорить о сосредоточении разных составляющих экономики — производства, капитала, ресурсов, экономических субъектов (например, концентрация банков). Сделки и иные действия есть правовые средства экономической концентрации.

Следовательно, экономическая  концентрация (равно как координация  экономической деятельности) — объект повышенного внимания со стороны  антимонопольных органов, с тем  чтобы избежать неправомерного ограничения  конкуренции на товарных рынках. Поэтому  не случайно гл. 7 Закона (ст. 27—35) подробно регулирует общественные отношения  в сфере государственного контроля за экономической концентрацией.

В-третьих, в Законе о защите конкуренции (п. 19, ст. 4, 12) особо регламентируются так называемые вертикальные соглашения. Согласно п. 19 ст. 4 «вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют  между собой, один из которых приобретает  товар или является его потенциальным  приобретателем, а другой предоставляет  товар или является его потенциальным  продавцом. По общему правилу «вертикальные» соглашения считаются неправомерными, за исключением случаев, предусмотренных ст. 12 Закона о защите конкуренции.

Прежде всего, допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме, являющиеся договорами коммерческой концессии (гл. 54 ГК). Закон признает правомерными «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%. Правила ст. 12 Закона о защите конкуренции не распространяются на «вертикальные» соглашения между финансовыми организациями.

Что касается «горизонтальных» соглашений, то в Законе о защите конкуренции они прямо не названы. Однако в литературе (со ссылкой  на антимонопольный закон) ряд авторов  очерчивают круг соглашений, подпадающих  под режим «горизонтальных» (картельных) соглашений.

Под «горизонтальными» соглашениями, а также согласованными действиями понимаются соглашения (согласованные  действия) между субъектами конкуренции (потенциальными конкурентами), действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), т. е. имеет место так  называемый картельный сговор. Закон  о защите конкуренции (ст. 11) содержит абсолютный запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные  действия хозяйствующих субъектов. При этом в Законе отсутствуют  какие-либо требования, предъявляемые  к хозяйствующим субъектам, действующим  на рынке одного товара.

Статья 11 Закона о защите конкуренции предусматривает примерный  перечень запрещенных «горизонтальных» соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые  могут привести:

  • к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен актами федерального законодательства или судебными актами;
  • навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы, при наличии возможности их рентабельного производства;
  • созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Далее, Закон о защите конкуренции (п. 2 и 3 ст. 11) устанавливает  два общих запрета. Первый запрет касается физических лиц, коммерческих и некоммерческих организаций, которым  запрещается координация экономической  деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 11. Суть второго  запрета заключается в том, что  запрещаются иные соглашения между  хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия субъектов, если такие соглашения или согласованные  действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Абсолютный запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные  действия хозяйствующих субъектов  не лишает субъектов права представить  доказательства того, что достигнутые  им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 и п. 1 ст. 13 Закона.

Закон о защите конкуренции  содержит запреты не только в отношении  хозяйствующих субъектов при  осуществлении ими монополистической  деятельности. Признается также неправомерной  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих управленческие функции, а также  государственных внебюджетных фондов, Банка России, индивидуальные акты и действия (бездействия) которых  направлены на ограничения конкуренции (ст. 15).

В частности, подлежат запрету:

  • введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
  • установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
  • дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
  • установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Надо особо обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Наряду с органами  государственной власти и органами  местного самоуправления Закон  о защите конкуренции называет  иные органы и организации,  которые осуществляют управленческие  функции. К их числу относятся,  например, Центральный банк РФ и государственные внебюджетные органы. Публичные функции могут выполнять и некоторые некоммерческие организации (например, саморегулируемые организации).

2. Закон о защите конкуренции  (п. 2 ст. 15) запрещает наделение органов  государственной власти субъектов  Федерации, органов местного самоуправления  полномочиями, осуществление которых  приводит или может привести  к недопущению, ограничению, устранению  конкуренции, за исключением случаев,  установленных федеральными законами.

Информация о работе Запрещенная монополистическая деятельность: понятие, виды