Запрещенная монополистическая деятельность: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Монополия: понятие, сущность 5
2.Запрещенная монополистическая деятельность: понятие, виды 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список используемой литературы: 26

Файлы: 1 файл

Антимонопольное право к.р.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

3. Установлен запрет на  совмещение функций федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления  и функций хозяйствующих субъектов,  за исключением случаев, установленных  федеральными законами, указами  Президента РФ, постановлениями  Правительства РФ, а также наделение  хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора (п. 3 ст. 15).

На наш взгляд, исключение из общего правила о запрете на совмещение функций распространяется также на хозяйствующие субъекты, которые могут быть наделены некоторыми правами и функциями органов  государственной власти.

Неправомерные соглашения или  согласованные действия, ограничивающие конкуренцию органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, а  также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, запрещены.

В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции подлежат запрету  соглашения или согласованные действия, которые могут привести:

  • к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ;
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Закон о защите конкуренции  не разрешает (в отличие от хозяйствующих  субъектов) перечисленным выше органам  и организациям представлять доказательства того, что принятые ими индивидуальные акты и действия, а также достигнутые соглашения или осуществляемые ими согласованные действия могут быть признаны допустимыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. 
Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги. 
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях. 
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. 
 
На региональном же уровне в настоящее время прослеживается негативная тенденция усиления административного регулирования экономических процессов в регионах. Значительное количество дел по нарушению антимонопольного законодательства возбуждалось в последнее время против местных органов власти. Они были связаны с установлением различного рода административных барьеров. 
К их числу можно отнести барьеры входа на местные, локальные товарные рынки для иногородних хозяйствующих субъектов, способных успешно конкурировать с местными товаропроизводителями, введение для иногородних предприятий повышенных ставок местных налогов, повышенных размеров оплаты лицензий, усложнение порядка лицензирования видов деятельности, усложнение порядка регистрации предприятий, создание препятствий в отведении земельных участков, приоритетное распределение любых видов ограниченных ресурсов и т.п. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г.Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование
  3. Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательства : учебное пособие для студентов экон. спец. Вуз. 
  4. Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 04.05.2006) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
  5. Никифоров А. Изменения в законе "О конкуренции..." и борьба с установлением монопольных цен
  6. Сидоров, В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов.

 


Информация о работе Запрещенная монополистическая деятельность: понятие, виды