Анализ дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

С теоретической точки зрения выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:
1) влияет ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупное богатство акционеров;
2) какова должна быть оптимальная величина дивидендов.
Цель курсовой работы - изучить и обосновать дивидендную политику ОАО «ЛУКОЙЛ», а также рассмотреть ее финансово-хозяйственную деятельность и основные технико-экономические характеристики.

Содержание работы

С.
Введение
3
I. Теоретические основы формирования дивидендной политики

1.1 Основные теории дивидендной политики
4
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику
10
1.3 Методы дивидендных выплат
17
II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности оао «лукойл»

2.1Экономическая характеристика деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ»
24
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «ЛУКОЙЛ»
27
III. Анализ дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ»
3.1 Анализ дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ»

29
Заключение
32
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

кр готовая Дивидентная политика.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

С.

Введение

3

I. Теоретические основы формирования дивидендной политики

 

1.1 Основные теории дивидендной политики

4

1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику

10

1.3 Методы дивидендных выплат

17

II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности оао «лукойл»

 

2.1Экономическая характеристика деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ»

24

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «ЛУКОЙЛ»

27

III. Анализ дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ»

3.1 Анализ дивидендной  политики ОАО «ЛУКОЙЛ»

 

29

Заключение

32

Список используемой литературы

34

Приложение

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.

       С теоретической точки зрения выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

1) влияет ли величина выплачиваемых  дивидендов на совокупное богатство акционеров;

2) какова должна быть оптимальная  величина дивидендов.

Цель курсовой работы - изучить и обосновать дивидендную политику ОАО «ЛУКОЙЛ», а также рассмотреть ее финансово-хозяйственную деятельность и основные технико-экономические характеристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы формирования дивидендной политики

1.1 Основные теории дивидендной политики

 

Понятие дивиденда определяется Гражданским и Налоговым кодексами РФ, причем в налогообложении его значение гораздо шире. С юридической точки зрения дивидендом признается полученный акционером от акционерного общества при распределении прибыли доход по принадлежащему акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этого общества (т.е. дивиденды выплачивают только акционерные общества). С точки зрения налогообложения дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), но принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации (т.е. дивиденд — доход на вложенный участниками капитал при любой форме долевого финансирования)

Таким образом, распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный вариант, хотя в более широкой трактовке под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия.

Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени показывают, насколько успешно работает та коммерческая организация, в акции которой они вложили свои средства. Большая часть компаний основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестированную прибыль. И поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке выплаты дивидендов является решением об объемах и источниках финансирования деятельности компании и влияет на размер привлекаемых внешних источников капитала. Реинвестирование прибыли — одна из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных программ предприятий, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования (например, при дополнительной эмиссии акций, получении банковского кредита) и оставляет контроль за деятельностью компании в руках нынешних собственников. Поэтому, к примеру, 91% инвестиций у 402 зарегистрированных на лондонской бирже компаний, действующих в сфере производства, распределения, строительства и транспорта, осуществлялся за счет реинвестируемой прибыли.

Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки, снижает платежеспособность компании. С другой стороны, если акционеры не получают достаточной прибыли на инвестированный капитал и предпочитают избавляться от ценных бумаг данного предприятия, падает рыночная стоимость предприятия и нынешними собственниками может быть утрачен контроль над акционерным капиталом.

Для выработки дивидендной политики компании необходимо решить два ключевых вопроса:

1) влияет ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупное богатство акционеров;

2) какова должна быть оптимальная  величина дивидендов.

Совокупный доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендных выплат, руководство компании может повлиять на стоимость компании в целом.

Стоимость акций (модель М. Гордона) рассчитывается по формуле:

                                                     Vt = Dt/(r-g),                                                        

где Vt – теоретическая стоимость акций;

Dt – ожидаемый дивиденд очередного периода;

r – коэффициент дисконтирования;

g – ожидаемый темп прироста дивиденда.

На основании одной из основных моделей оценки акций можно сделать вывод, что чем больше ожидаемый дивиденд и темп его прироста, тем больше теоретическая стоимость акций и благосостояние акционеров.

Однако выплата дивидендов уменьшает возможности рефинансирования прибыли, что с позиций долгосрочной перспективы может отрицательно повлиять на доходы и благосостояние собственников компании. Отсюда следует, что большие дивиденды акционерам невыгодны.

Практика разработки дивидендной политики предприятий базируется на трех основных теориях дивидендной политики:

  • ирревалентности дивидендов;
  • существенности дивидендной политики;
  • налоговой дифференциации;

Вышедшая в 1961 г. статья Ф. Модильяни и М. Миллера является самым аргументированным обоснованием теории ирревалентности дивидендов. В этой статье утверждается, что стоимость фирмы определяется исключительно доходностью ее активов и ее инвестиционной политикой и что пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует.

Если фирма может получить в результате реализации инвестиционного проекта прибыль, превышающую рыночный уровень капитализации, то акционеры готовы предоставить фирме возможность использовать на инвестиционные цели столько чистой прибыли, сколько необходимо для финансирования всех проектов такого же уровня. Размер дивидендов в этом случае определяется остаточным способом после покрытия всех инвестиционных затрат.

Теория ирревалентности дивидендной политики подверглась критике, прежде всего потому, что на практике инвестору не безразлично, получит он свой доход на вложенный капитал в форме дивидендных выплат или в форме повышения курса акций компании. По мнению Ф. Модильяни и М. Миллера, акционер ориентируется, в первую очередь не на размер текущих дивидендных выплат, а на благоприятные тенденции в развитии компании и устойчивые прибыли в будущем. Иными словами, не размер текущих дивидендных выплат, а ожидаемые прибыли и повышение спроса на акции определяют поведение инвестора. В реальной жизни, как правило, сокращение размера дивидендов приводит к падению курса акций, а увеличение — к росту курса.

Акционеры предпочитают дивиденды потому, что их выплата свидетельствует об определенности в положении компании на рынке. Повышение дивидендов обычно рассматривается как сигнал о благоприятных тенденциях роста прибыли, на который реагирует и курсовая стоимость акций. Принято считать, что инвесторы используют размер дивидендных выплат как индикатор будущего финансового состояния фирмы и ожиданий руководства.

Кроме того, зачастую акционеры предпочитают выплату дивидендов реинвестированию прибыли по той причине, что во многих странах дивиденд и доход от капитализации облагаются налогом по разным ставкам. Если ставка налога на доход с капитала больше, чем ставка налога на дивидендный доход, акционерам предпочтительнее дивидендные выплаты. Например, по налоговому законодательству США 1992 г. дивидендный доход облагался по ставке до 31%, а доход от прироста капитала — 28% (и лишь после действительной продажи акций). В российской практике дивидендный доход облагается налогом по ставке не менее 15%, аналога налога на доход от капитализации не существует.

Теория Модильяни—Миллера не учитывает и некоторые интересы акционерных обществ. Для компании преимущество реинвестирования прибыли перед дивидендными выплатами заключается в том, что дополнительная эмиссия акций, восполняющая средства, выплаченные в форме дивидендов, обходится дороже по сравнению с реинвестированием прибыли ввиду наличия эмиссионных расходов. Из-за издержек по размещению ценных бумаг на каждый рубль выплаченных дивидендов приток внешнего финансирования составляет менее одного рубля.

Оппоненты теории Модильяни—Миллера — сторонники теории существенности дивидендной политики, видными представителями которой являются М. Гордон и Дж. Линтнер. Второе название их теории — «синица в руках». Основной их аргумент — лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Сторонники этой теории считают, что дивидендная политика существенно влияет на величину совокупного богатства акционеров. Исходя из стремления избежать риска акционеры всегда предпочтут дивидендные выплаты сегодня потенциально возможным в будущем, в том числе и приросту стоимости капитала. Поскольку размер выплачиваемых дивидендов свидетельствует о стабильности и целесообразности инвестирования в данную компанию, акционеров удовлетворяет меньшая норма прибыли на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной стоимости компании. Напротив, отказ от выплаты дивидендов увеличивает риск инвестирования и вызывает повышение требуемого уровня нормы дохода, что ведет к снижению рыночной стоимости капитала. Таким образом, путем увеличения доли прибыли, направляемой на дивидендные выплаты, компания может повысить благосостояние акционеров.

Сторонники теории налоговой дифференциации, разработанной в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. Р. Литценбергером и К. Рамсвами, считают, что для акционеров важнее не дивидендная доходность, а доход от капитализации стоимости. Поскольку в США доход от капитализации облагается налогом по меньшей ставке, чем полученные дивиденды, инвестиции в фирму, накапливающую прибыль, но не выплачивающую дивиденды, должны быть более прибыльны. Из-за разницы в ставках налогообложения этих доходов акционеры должны требовать больший дивидендный доход, чтобы компенсировать потери в связи с повышенным уровнем налогообложения. Следовательно, компаниям невыгодно выплачивать большие дивиденды, поскольку ее рыночная стоимость максимизируется при низком уровне расходов на дивидендные выплаты.

В различных странах по-разному подходят к проблемам установления ставок налогообложения этих двух видов доходов по отдельным категориям налогоплательщиков. Например, в ФРГ и Японии накопленная прибыль облагается налогом по более высокой ставке, чем выплаченные дивиденды; во Франции — наоборот; в Великобритании, Австралии, Канаде ставки налога на дивидендный доход и реинвестированную прибыль одинаковы.

Во многих странах ставки налогов дифференцированы в отношении различных категорий налогоплательщиков, поэтому зачастую дивидендная политика акционерных обществ строится в зависимости от той или иной группы инвесторов.

Таким образом, хотя компании не обязаны выплачивать акционерам в каждом отчетном периоде весь свободный остаток средств, в то же время большинство крупных компаний на Западе предпочитают регулярно выплачивать дивиденды. Статистические данные, полученные в 1987 г. по компаниям, котирующим ценные бумаги на Нью-Йорк-ской и Американской фондовых биржах и включенным в файлы системы Standard and Poor's Compustat, показали, что 76% из них выплачивают дивиденды своим акционерам. Кроме того, на практике изменения в политике выплаты дивидендов немедленно отражаются на курсовой стоимости ценных бумаг компании.

 

1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику

 

При разработке и проведении дивидендной политики компания должна учесть множество различных факторов. Основными факторами, определяющими практическое формирование и проведение дивидендной политики компании, являются:

  • правовое регулирование дивидендных выплат;
  • обеспечение достаточного размера инвестиционных ресурсов;
  • поддержание достаточного уровня ликвидности компании;
  • сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала;
  • соблюдение интересов акционеров;
  • информационное значение дивидендных выплат.

Информация о работе Анализ дивидендной политики ОАО «ЛУКОЙЛ»