Анализ, конкуренция отечественного автопрома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Автомобилестроение представляет собой широкий спектр технологических, производственных и экономических элементов. Автомобильная промышленность не похожа ни на одну из отраслей современного машиностроения по сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства. Отрасль прямым образом влияет на технический прогресс. Уровень её развития говорит как о платежеспособности населения, так и, об уровне жизни в стране в целом.
Автомобилестроение во многих промышленно развитых странах занимает лидирующие позиции в производстве ВВП и влияет на экономическое и социальное развитие общества.

Содержание работы

Введение 3
История автомобилестроения России 4
2. Место и значение автопромышленности в экономике РФ 12
3. Общие тенденции развития автомобилестроения РФ 15
3.1. Сегмент легковых автомобилей 20
3.2. Сегмент грузовых автомобилей 22
3.3. Сегмент автобусов 26
4. Конкурентоспособность российского автомобилестроения 28
4.1. Факторы роста конкурентоспособности 33
4.2. Инвестиционное сотрудничество в российской автомобильной промышленности 38
Заключение 44
Список использованных источников 47

Файлы: 1 файл

автопром.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)

В ноябре 2009 года Renault-Nissan и ОАО «АвтоВАЗ» подписали  соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя. Компания Renault-Nissan будет использовать производственные мощности АвтоВАЗа для удовлетворения потребности российского рынка. Протокол о сотрудничестве по рекапитализации АвтоВАЗа предусматривает финансовую помощь правительства РФ в обмен на предоставление компанией Renault своих технологий АвтоВАЗу. После визита главы Renault-Nissan президент АвтоВАЗа на своём выступлении на 11-й научной конференции ГУ-ВШЭ указал, что, помимо прочего, завод может пользоваться технологиями альянса и сможет иметь доступ к технической библиотеке концерна.

Немецкий автомобильный  концерн Daimler AG приобрел 10 % акций российского производителя грузовиков ОАО «КАМАЗ». Соответствующее соглашение о стратегическом партнерстве в 2009 году подписали Daimler, ГК «Ростехнологии», «Тройка Диалог» и ОАО «КАМАЗ». Согласно подписанному соглашению о партнерстве, КАМАЗ и Daimler намерены сотрудничать в сфере совместных проектов и обмена технологиями. В марте 2010 года концерн Daimler завершил сделку по увеличению доли в КАМАЗе с 10 % до 11 %. Председатель совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов также отметил, что к 2018 г. немецкая компания может довести свою долю в ОАО «КАМАЗ» до контрольной.

В августе 2009 года было объявлено  о создании консорциума ОАО «АвтоВАЗ»  и ОАО «КАМАЗ» с координацией руководством последнего, однако практических шагов почти не последовало.

По сообщению главы Счетной палаты Сергея Степашина, Белорусские МАЗ и БелАЗ могут объединиться с КамАЗом в единый холдинг под началом «Ростехнологий».

В феврале 2010 российский «Соллерс» и итальянский FIAT подписали меморандум о создании в России глобального альянса по производству пассажирских автомобилей и внедорожников. Общие инвестиции в проект — 2,4 млрд евро. Российское правительство готово оказать финансовую поддержку, если степень локализации производства составит 50 %. Согласно планам, к 2016 году СП планирует создать крупнейший после АвтоВАЗа в России автозавод в и выпускать до 500 тыс. автомобилей в год, как минимум каждый десятый должен идти на экспорт. За четыре года «Соллерс» уже инвестировал в развитие производства FIAT в России 600 млн долларов.

В начале 2010 года ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Соллерс»  подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию конкурентоспособной  компонентной базы поставщиков. Стоит  отметить, что рынки отреагировали на сообщение о партнерстве АвтоВАЗа и «Соллерс» существенным ростом котировок.

Крупнейшие  российские предприятия автомобильной  промышленности:

  • АвтоВАЗ — крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе
  • КАМАЗ — находится на 11 месте в мире среди производителей тяжёлых грузовиков
  • Группа ГАЗ: ООО «Павловский автобусный завод» (ПАЗ), ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ), ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ), ООО «КАВЗ», ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ООО «Канашский автоагрегатный завод».
  • Соллерс: ООО «Соллерс-Елабуга», ООО «Соллерс-Набережные Челны», ООО «Соллерс-Дальний Восток», ОАО «Ульяновский моторный завод», ОАО Заволжский моторный завод
  • ЗИЛ — Завод имени Лихачёва: АМО ЗИЛ, Саранский автоагрегатный завод (СААЗ)
  • Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) — один из ведущих производителей большегрузных колесных шасси для нефтегазового комплекса России.

Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей. В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-Холдинг и OICA) произвёл 1,79 млн автомобилей (+7,4 % к 2007 году)., в том числе произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов. В связи с экономическим кризисом 2008—2010 производство резко снизилось до 0,72 млн в 2009 г. и восстановилось до 1,403 млн в 2010 г. по данным OICA[24]. За первое полугодие 2011 года производство выросло ещё на 76 %. Доля на российском рынке автомобилей, собранных в России, увеличилась с 50 % в 2009 г. до 70 % в 2011 г.

 

2. Место и значение автопромышленности в экономике РФ

 

Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства. Во многих странах автомобилестроение является стратегическим сектором экономики, представляющим наряду со смежными и вспомогательными отраслями значительную часть национальной промышленности, обеспечивающим занятость населения и реализующим технологические возможности страны. В Германии, например продукция автомобильной промышленности, составляет около 13,5% общего объема промышленного производства, а в Канаде на автомобили и их комплектующие приходится 30% экспорта страны.

В России доля автомобильной промышленности в  ВВП невелика - всего 1% по сравнению с 10% в развитых странах. В мировом производстве автомобилей РФ также занимает пока весьма скромное место, ее доля в мировом производстве автомобилей достигает всего 2,6%. Весь объем производства легковых автомобилей в РФ - лишь чуть более 15% выпуска одного только лидера мирового автомобилестроения - компании "General Motors".

Автомобильная промышленность по объему производства, а также по стоимости основных фондов является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.

Подавляющая часть производства сосредоточена  в старопромышленных районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АМО “ЗИЛ” и АО “ГАЗ” (Нижний Новгород), АО “ВАЗ” (Тольятти), АО “КамАЗ” (Набережные Челны). Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы.

Автомобильная промышленность, одна из важнейших  отраслей экономики России, дает 31% продукции отечественного машиностроения и потребляет 35% производимой в стране стали, 75% резины. С точки зрения налоговых сборов является третьим по величине, после производства алкогольной и табачной продукции, источником дохода от налоговых поступлений в государственный бюджет. На долю автомобильной индустрии приходится 2,5% валового внутреннего продукта России и свыше 4% доходов государственного бюджета.

Отрасль играет очень важную роль в российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих мест. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Непосредственно в производстве автомобилей занято около 650 тыс. человек. Еще до 5 млн. человек работают в смежных отраслях, поставляющих на автомобильные заводы комплектующие, полуфабрикаты и сырье. Всего, вместе с семьями, это составляет примерно 15—16 млн. человек.

Промышленность  опирается на прогресс в основных и прикладных науках и, кроме того, сама является движущей силой для развития технологий.

Функционирование  автомобильной промышленности - индикатор  способности страны обеспечивать экономический рост и развивать конкурентоспособную рыночную экономику. В России эта отрасль пока медленно развивается под грузом накопившихся проблем, и, прежде всего речь здесь идет о низкой конкурентоспособности российских автомобилей, что является следствием долгой закрытости данного сектора экономики от импорта продукции крупнейших мировых компаний.

Роль автомобильной  промышленности в развитии современной  цивилизации хорошо известна. Она состоит не только в том, что автомобиль предопределяет  образ жизни значительной части населения планеты, но главным образом, в том, что на протяжении нескольких десятилетий автомобильная промышленность являлась локомотивом развития всех наиболее развитых в экономическом отношении государств.

Основные  направления  влияния автомобильной промышленности на экономику, состоят в следующем:

-  наполнение  значительной части потребительского  спроса путем удовлетворения  спроса населения на индивидуальные средства передвижения;

- формирование  широкого спектра сопряженного  спроса, связанного с наличием  автомобиля;

- обеспечение  большей части грузоперевозок  экономики страны;

- развитие  современной сети автодорог и  дорожных коммуникаций;

- формирование спроса на широкий спектр ресурсов и материалов, необходимых для производства автомобилей;

- формирование  спроса на продукцию отраслей, обслуживающих функционирование  индивидуального и общественного  автотранспорта, дорог и коммуникаций;

- формирование требований к структуре и качеству продукции сопряженных отраслей.

 

 

 

 

 

3. Общие тенденции развития автомобилестроения РФ

 

В автомобильной промышленности выделяют следующие подотрасли: легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы. Каждый из этих сегментов развивается по своему сценарию и имеет свои перспективы. Высокое качество, безопасность, вместимость и комфорт автомобиля зависят не только от баланса его мощности, экономичности и внутреннего пространства, но и от условий его эксплуатации. В России при увеличении автомобильного парка ежегодно на 7-10%, а протяженности дорог – лишь на десятые доли процента, дорожная инфраструктура с надуманными ограничениями и примитивным информационным обеспечением порождает стресс, низкую дисциплину водителей и рост числа ДТП с гибелью людей.

Симптомом осмысления проблемы стало  принятие Федерального закона «Об автомобильных  дорогах и дорожной деятельности», которым дорогу признали объектом, предназначенным на равных правах с  колесом и гусеницей для движения транспортных средств.

Это открыло путь к новациям, в  частности, к снятию обвинений с  шипованной резины, не «прилипающей»  с разрушительной кавитацией к дороге, как шины современных легковых автомобилей, у которых зимой этот эффект многократно  усиливается антигололедным реагентом и песком. Можно только посочувствовать ученым, не усмотревшим решение загадки в антикавитационных, в том числе щебнемастичных, материалах, а также в поддержании чистоты автодорог.

В отличие от авиакосмической отрасли, нацеленной на передовые прорывные технологии, принципиальная причина кризиса автопрома - отсутствие современной научно-технологической базы, необходимой для решения комплексных производственных и эксплуатационных проблем.

Выбрав по рекомендациям зарубежных советников стратегическим приоритетом сборку иномарок, бухгалтеры из МЭРТа и Минпромэнерго поставили тем самым крест на отечественном автопроме, оставленном к тому же без государственной поддержки необходимых исследований и разработок. Ведь качественный прорыв мировой автоиндустрии стимулируется НИОКР, доля финансирования которых в зарубежных компаниях составляет от 3 до 5,5% их прибыли.

Больше всего средств на эти  цели расходуют Honda Motors Co., BMW Group, Renault SA.

Промышленная сборка в России вынуждает иностранные  автоконцерны возвращаться к технологиям вчерашнего дня, так как у нас не обеспечивается производство электроники и других высокотехнологичных компонентов для их автомашин.

По данным Минпромэнерго, лишь немногие отечественные заводы сегодня соответствуют американским, европейским и азиатским стандартам качества, где главное - организация непрерывного технологического контроля на всех этапах жизненного цикла продукции (CALS/PLM - Continuous Acquisition and Life-Circle Support и Product Life-Circle Management), а не выходная выборочная проверка функционирования серийных изделий.

Во всем мире основная трудность перехода на новые стандарты  качества была связана с психологическими факторами производства и подготовки специалистов. Японское «экономическое чудо» выросло в рабочих кружках контроля качества, которые были ориентированы на улучшение технологий – ключевом элементе организации производства. Американцы потратили годы на изучение и внедрение принципов Toyota - «бережливого производства» и «точно вовремя», что обеспечило гибкость продуктового ряда при гибкости использования рабочей силы.

О качестве требований к  персоналу на заводе Volkswagen в Калужской  области говорит открытие нового факультета в МГТУ им. Баумана и  учебного центра для подготовки специалистов рабочих профессий. По этой же причине для Ford в России стало принципиально важно не брать людей с опытом работы в российских автоконцернах, так как легче научить новых, чем переквалифицировать работников с опытом».

Информация о работе Анализ, конкуренция отечественного автопрома