Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:59, курсовая работа
Целью данной работы является определение путей совершенствования анализа рентабельности предприятия ОАО «Cиловые машины».
В соответствии с намеченной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть методику анализа рентабельности предприятия;
2) Проанализировать рентабельность предприятия ОАО «Силовые машины»;
3) Предложить мероприятия по оптимизации и автоматизации учета рентабельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы анализа рентабельности………………………..…5
1.1 Сущность, понятие и значения рентабельности…………..…………..5
1.2 Методы и приемы анализа рентабельности…..…………………………8
1.3 Информационная база анализа рентабельности..……..………………11
2. Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Силовые машины»……………………………………………………………..…..…….19
2.1 Технико – экономическая характеристика ОАО «Силовые машины»………………………………………………………………………19
2.2 Анализ рентабельности предприятия ОАО «Силовые машины»……23
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Силовые машины»…………………………………..……………………………………27
3. Пути совершенствования анализа рентабельности предприятия……….32
3.1. Практические рекомендации на основе анализа рентабельности ОАО «Силовые машины»……………………………………………………………32
3.2. Практические рекомендации по автоматизации рентабельности ОАО «Силовые машины»…………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………….……42
Библиография…………………………………………………………………46
Глоссарий…………………………………………………………………….…49
Приложения………………………………………………………………….…51
Г) Рентабельность внеоборотных активов, характеризует эффективность использования иммобилизованных активов организации, исчисляется как отношение чистой прибыли к средней годовой стоимости внеоборотных активов.
Рентабельность внеоборотных активов (2010 г.) = (4 465 475 / 511 587 526) * 100% = 0,87 %;
Рентабельность внеоборотных активов (2009 г.) = (2 296 167 / 239 968 128) * 100% = 0,96 %.
Рентабельность внеоборотных активов по сравнению с предыдущим годом понизилась на 0,09% . Причиной этого стало падение цен на землю, постройки и строения.
2. Показатели характеризующих
А) Рентабельность расходов по обычным видам деятельности, показывает прибыль на рубль затрат, рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычным видам деятельности.
Рентабельность расходов по обычным видам деятельности (2010 г.) = 5 155 750 / (58 977 340 + 4 351 940) * 100% = 8,14 %;
Рентабельность расходов по обычным видам деятельности (2009 г.) = 6 279 950 / (52 029 831 + 3 074 934) * 100% = 15,03 %.
Рентабельность расходов по обычным видам деятельности по сравнению с предыдущим годом понизилась на 6,89% Причиной падения прибылей в основном стало падение спроса на продукцию предприятия.
Б) Рентабельность производственных затрат (маржинальный доход), показывает какова эффективность затрат связана с производством продукции и находится как отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров, услуг, работ.
Рентабельность производственных затрат (2010 г.) = (9 507 690 / 58 977 340) * 100% = 16,12 %;
Рентабельность производственных затрат (2009 г.) = (9 354 884 / 52 029 831) * 100% = 17,98 %.
Рентабельность
В) Рентабельность обслуживания долга показывает, какова часть прибыли используется для выплаты долга, включая проценты на платежи, при этом, чем больше эта часть, тем ниже кредитоспособность фирмы-клиента, поскольку меньшая часть прибыли направляется на капитализацию и другие цели развития организации.
Рентабельность обслуживания долга (2010 г.) = (6 176 819 / (18 621 561 + 16 161 487)) * 100% = 17,76 %;
Рентабельность обслуживания долга (2009 г.) = (6 176 819 / (23 001 574 + 7 263 743)) * 100% = 20,17 %.
Рентабельность обслуживания долга по сравнению с предыдущим годом понизилась на 2,41% . Причиной падения рентабельности обслуживания долга стало повышение процентной ставки по долгам.
3. Показатели, характеризующие рентабельность продаж.
А) Рентабельность продаж, это коэффициент коммерческой рентабельности показывает, сколько прибыли приходится на рубль от объема продаж или какова эффективность операционной деятельности организации, определяется как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж.
Рентабельность продаж (2010 г.) = (5 155 750 / 9 507 690) * 100% = 54,22 %;
Рентабельность продаж (2009 г.) = (6 279 950 / 9 354 884) * 100% = 67,13 %.
Рентабельность продаж уменьшилась на 12,91% Причиной падения рентабельности стало повышение цен на сырье, при невозможности повысить цены на выпущенную продукцию.
Таким образом, рентабельность показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Проведен расчет рентабельности активов, собственного капитала, заемного капитала, внеоборотных активов, расходов по обычным видам деятельности, обслуживания долга и рентабельность продаж.
2.3 Факторный анализ рентабельности
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.
По данным бухгалтерской отчетности ОАО «Силовые машины» выполнен факторный анализ рентабельности активов, собственного капитала и рентабельности продаж (Таблица 3, 4).
Для расчета влияния
факторов на показатель рентабельности
активов использована следующая
пятифакторная
РА = Кфр*Кфн*Ктл*λоа*рn ,
или f = х1*х2*х3*х4*х5
В соответствии с изложенным методом проведения факторного анализа рассчитано влияние на рентабельность активов каждого из пяти факторов (коэффициентов) методом абсолютных разниц. Для этого, приведенную выше формулу и цифровые данные, влияние каждого отдельного взятого фактора рассчитано исходя из его динамики по следующему алгоритмам (базисные показатели обозначены «пред», отчетные – «отч»).
∆fх1 = ∆х1*х2пред*х3пред*х4пред*х5пре
∆fх2 = х1отч*∆х2*х3пред*х4пред*х5пред
∆fх3 = х1отч*х2отч*∆х3*х4пред*х5пред
∆fх4 = х1отч*х2отч*х3отч*∆х4*х5пред
∆fх5 = х1отч*х2отч*х3отч*х4отч*∆х5
Таблица 3. Расчет влияния факторов на рентабельность активов ОАО «Силовые машины»
Показатель |
2010 год, тыс. руб. |
2009 год, тыс. руб. |
Изменение (-/+) , тыс. руб. |
1. Прибыль чистая |
4 465 475 |
2 296 167 |
2 169 308 |
2. Балансовая величина активов |
723 940 392 |
300 733 437 |
423 206 955 |
3. Балансовая величина собственного капитала |
666 470 923 |
208 887 122 |
457 583 801 |
4. Балансовая величина оборотных активов |
212 352 866 |
51 765 309 |
160 587 557 |
5. Балансовая величина заемного капитала |
57 469 469 |
91 846 315 |
- 34 376 846 |
6. Выручка от продаж |
68 485 030 |
61 384 715 |
7 100 315 |
7. Рентабельность активов, % |
0,62 |
0,76 |
- 0,14 |
8. Коэффициент финансового рычага Кфр (х1), % |
0,86 |
0,44 |
0,42 |
9. Коэффициент финансовой независимости Кф н (х2), % |
0,92 |
0,69 |
0,23 |
10. Коэффициент покрытия обязательств оборотными активами (текущей ликвидности) Ктл (х3), % |
0,14 |
0,008 |
0,132 |
11. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов λоа (х4), % |
0,32 |
1,19 |
- 0,87 |
12. Рентабельность продаж рn (х5), % |
0,06 |
0,04 |
0,02 |
13. Влияние на изменение рентабельности активов факторов, ∆р (∆f), % - всего |
- |
- |
- 0,14 |
В том числе: Коэффициент финансового рычага (х1), % |
- |
- |
0,01 |
Коэффициент финансовой независимости (х2), % |
- |
- |
0,007 |
Коэффициент текущей ликвидности (х3), % |
- |
- |
0,49 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (х4), % |
- |
- |
- 0,72 |
Рентабельность продаж (х5), % |
- |
- |
0,07 |
∆fх1 = 0,42*0,69*0,008*1,19*0,04 = 0,0001 * 100 = 0,01 (%);
∆fх2 = 0,86*0,23*0,008*1,19*0,04 = 0,00007 * 100 = 0,007 (%);
∆fх3 = 0,86*0,92*0,132*1,19*0,04 = 0,0049 * 100 = 0,49 (%);
∆fх4 = 0,86*0,92*0,14*(-0,87)*0,04 = - 0,0072 * 100 = - 0,72 (%);
∆fх5 = 0,86*0,92*0,14*0,32*0,02 = 0,0007 * 100 = 0,07 (%);
Как следует из приведенных выше расчетов, ОАО «Силовые машины» с неполной эффективностью развивает свою финансово – хозяйственную деятельность, о чем свидетельствует отрицательная динамика рентабельности активов, рассчитанная с использованием чистой прибыли. Так, уровень рентабельности активов уменьшился на 0,14 %. Этому способствовало отрицательное изменение заемного капитала, размер которого снизился на 34 376 846 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом. Вместе с тем, на рентабельность активов негативно повлияла динамика такого фактора, как оборачиваемость оборотных активов (понизилась на 0,87 %).
Замедление оборачиваемости средств, вложенные в активы, характеризует деятельность организации крайне отрицательно. Такая ситуация свидетельствует о том, что дополнительное вовлечение оборотных средств в производственно-хозяйственную деятельность не сопровождалось адекватным ростом доходов в виде выручки от продаж продукции. Следствием этого является недополучение прибыли и соответственно снижение уровня рентабельности.
Таблица 4. Расчет влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала ОАО «Силовые машины»
Показатель |
2010 год, тыс. руб. |
2009 год, тыс. руб. |
Изменение (-/+) , тыс. руб. |
1. Прибыль чистая |
4 465 475 |
2 296 167 |
2 169 308 |
2. Балансовая величина активов |
723 940 392 |
300 733 437 |
423 206 955 |
3. Балансовая величина собственного капитала |
666 470 923 |
208 887 122 |
457 583 801 |
4. Балансовая величина заемного капитала |
57 469 469 |
91 846 315 |
- 34 376 846 |
6. Выручка от продаж |
68 485 030 |
61 384 715 |
7 100 315 |
7. Рентабельность собственного капитала, % |
0,67 |
1,11 |
-0,44 |
8. Коэффициент финансового рычага Кфр (х1), % |
0,86 |
0,44 |
0,42 |
9. Коэффициент финансовой зависим |
0,07 |
0,03 |
0,04 |
10. Коэффициент оборачиваемости активов (х3), % |
0,32 |
1,19 |
- 0,87 |
11. Рентабельность продаж рn (х4), % |
0,06 |
0,04 |
0,02 |
12. Влияние на изменение рентабельности активов факторов, ∆р (∆f), % - всего |
- |
- |
- 0,44 |
В том числе: Коэффициент финансового рычага (х1), % |
- |
- |
0,006 |
Коэффициент финансовой зависимости (х2), % |
- |
- |
0,16 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (х3), % |
- |
- |
- 0,609 |
Рентабельность продаж (х4), % |
- |
- |
0,003 |
∆fх1 = 0,42*0,03*1,19*0,04 = 0,006(%);
∆fх2 = 0,86*0,04*1,19*0,04 = 0,16 (%);
∆fх3 = 0,86*0,07 *(-0,87)*0,04 = - 0,609 (%);
∆fх4 = 0,86*0,07*0,32*0,02 = 0,003(%).
Результаты факторного анализа рентабельности собственного капитала ОАО «Силовые машины» показали, что ее уровень в отчетном году уменьшился на 0,44% по сравнению с 2009г. (с 0,67% на 1,11%). Существенную негативную роль в этом сыграли такие факторы, как снижение заемного капитала на 34 376 846 тыс. руб. и коэффициент оборачиваемости активов (на 0,87%). Отрицательное влияние перечисленных коэффициентов уже было выявлено в ходе факторного анализа рентабельности активов данного предприятия.
Следует отметить, что
частичная компенсация
Снижение рентабельности собственного капитала, несмотря на серьезный рост чистой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим годом (2 169 308 тыс. руб.), свидетельствует об уменьшении так называемой нормы прибыли на капитал, принадлежащей собственникам компании.
Таким образом, ОАО «Силовые машины» с неполной эффективностью развивает свою финансово – хозяйственную деятельность, о чем свидетельствует отрицательная динамика рентабельности активов и собственного капитала, рассчитанная с использованием чистой прибыли. Так, уровень рентабельности активов уменьшился на 0,14 %, а собственный капитал уменьшился на 0,44%.
3. Пути совершенствования
анализа рентабельности предпри
3.1. Практические рекомендации
на основе анализа
Реакция компании ОАО «Силовые машины» на изменение рыночного спроса на продукцию запаздывает, а ресурсы используются с неполной эффективностью. Текущие характеристики для продуктов компании необходимо изменить для более четкой и прибыльной работы.
Для того чтобы организация ОАО «Силовые машины» смогла добиться повышения производительности и эффективности, потоки и их величины должны быть скорректированы под изменившиеся условия рынка.
В качестве рекомендаций руководству ОАО «Силовые машины» предлагается: