Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа
В настоящей работе кратко изложены основные принципы теории антикризисного управления предприятием. Исследованы четыре основных аспекта теории: потребность и необходимость в антикризисном управлении, методы диагностики банкротства, механизмы антикризисного управления и основы государственного регулирования кризисных ситуаций. Основной упор в работе сделан на экономической составляющей кризисных ситуаций, вопросах банкротства и финансового оздоровления.
Диагностика (оценка) предприятия - это методы и процедуры распознавания кризисных ситуаций и постановка диагноза анализируемого объекта в целях повышения эффективности его функционирования и жизнеспособности в условиях свободной конкуренции, свободного, нерегулируемого рынка. Диагностике должны быть подвергнуты все функции предприятия, в частности: финансы; маркетинг, производство, техника и технология, менеджмент, стратегия, конкурентоспособность.
Разработка и проведение системы мер по предотвращению кризисных явлений, заблаговременному устранению возможных причин возникновения кризисной ситуации (закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование отдельных цехов и участков, диверсификация и т.д.).
Подготовка к действиям в условиях неизбежных или вероятных кризисных ситуаций при невозможности устранить их причины (уменьшение риска и ослабление последствий за счет компенсационных мер, в том числе создания запасов и резервов, переподготовки кадров и т.п.).
3.2. Антикризисное управление в условиях кризиса
В тех случаях, когда на предприятии возникла кризисная ситуация, антикризисное управление предполагает следующие действия:
непосредственное реагирование
на возникновение кризисной
смягчение и устранение последствий
кризисной ситуации за счет осуществления
компенсационных и
проведение стабилизационных мероприятий.
создание специальной
информационно-коммуникативной
перераспределение обязанностей высшего руководства: одна группа менеджеров должна осуществлять контроль и поддержку морального климата на предприятии, другая - поддерживать при любых обстоятельствах обычную работу с минимальным уровнем срывов. Специальная группа менеджеров должна заниматься разработкой и принятием антикризисных мер для выхода из кризисной ситуации.
Для разработки и реализации антикризисных мер необходимо иметь сеть оперативных групп управленческих работников. Для координации деятельности таких групп создается штабная группа во главе с руководителем предприятия.
3.3. Механизмы финансовой стабилизации
Процесс стабилизации финансового состояния предприятия условно можно разделить на три этапа:
устранение
восстановление финансовой устойчивости - "с жатие предприятия";
обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.
Принцип "отсечения лишнего" определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных видов ликвидных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму). Это возможно за счет:
ускорения инкассации дебиторской задолженности;
снижения периода
снижения размера страховых запасов товарно-материальных ценностей;
уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализаций;
ускоренной продажи
аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств, и др.;
пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;
увеличения периода
Цель данного этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность предприятия, то есть объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер.
"Сжатие предприятия"
должно сопровождаться
сокращение суммы постоянных издержек;
снижение уровня переменных издержек (включая сокращение производственного персонала основных и вспомогательных подразделений; повышение производительности труда и т.п.);
проведение ускоренной амортизации активной части основных средств с целью возрастания объема амортизационного потока;
своевременная реализация выбываемого в связи с высоким износом или неиспользуемого имущества;
обеспечение обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды.
Цель этого этапа считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий его финансовую устойчивость.
Стратегический механизм стабилизации представляет систему мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании модели устойчивого экономического роста предприятия, обеспечиваемого основными параметрами его стратегии.
В системе стабилизационных
мер, направленных на вывод предприятия
из кризисного финансового состояния,
важная роль отводится его санации.
Она представляет систему мероприятий
по финансовому оздоровлению предприятия,
реализуемых с помощью других
юридических и физических лиц
и направленных на предотвращение объявления
предприятия-должника банкротом. Санация
носит упреждающий характер, согласуется
с целями и интересами предприятия,
подчинена задачам
Цель санации считается
достигнутой, если предприятие вышло
из финансового кризиса и
Глава 4. Государственное
регулирование кризисных
Государственная политика в
регулировании кризисных
Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:
поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.
4.1. Государственное антикризисное регулирование рынков.
Государственное антикризисное
регулирование рынков - это организационно-
Государственное регулирование направлено на преодоление сбоев в функционировании рынков, называемых в экономической теории "провалами рынка", и создание механизмов антикризисного управления на всех уровнях экономического управления.
Основные причины
несовершенная конкуренция;
недостаточное производство общественных благ;
негативные внешние эффекты;
неполные или отсутствующие рынки;
несовершенство информации;
безработица, инфляция и неравновесие.
Эффективное государственное
регулирование устраняет
4.2. Предупреждение кризисных
ситуаций на экономически и
социально значимых
В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.
Такие меры можно разделить на две группы:
финансовая поддержка
особое администрирование
Подобные превентивные меры
позволяют минимизировать риски
банкротства общественно-
Основные формы финансовой поддержки:
целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;
субсидирование процентной ставки по кредиту;
предоставление гарантий по кредиту;
налоговые льготы;
налоговый кредит.
Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах:
введение дополнительных форм отчетности;
установление обязательных нормативов;
лицензирование;
обязательное страхование ответственности;
законодательное ограничение тарифов;
другие законодательные ограничения.
4.3. Законодательное регулирование банкротства.
Основным нормативным актом, регулирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. Согласно статье 2 этого закона, несостоятельность (банкротство) это "признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство)"
Внешним признаком банкротства является невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Требования к должнику должны превышать 1000 минимальных размеров оплаты труда. Особо законом оговорены положения по банкротству градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.
Внесудебной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является досудебная санация.
При рассмотрении дела о банкротстве
должника — юридического лица применяются
следующие процедуры
наблюдение;
финансовое оздоровление;
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
Досудебная санация. В
случае возникновения признаков
банкротства, определенных Законом
о банкротстве, руководитель должника
обязан направить учредителям (участникам)
должника, собственнику имущества должника
— унитарного предприятия сведения
о наличии признаков
Учредители (участники) должника,
собственник имущества должника
— унитарного предприятия, федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления
в случаях, предусмотренных Федеральным
законом, обязаны принимать
Наблюдение. Наблюдение —
процедура банкротства, применяемая
к должнику в целях обеспечения
сохранности имущества
Наблюдение — первый этап арбитражного управления предприятием, начинающийся с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента назначения судом иной процедуры.
Данный этап начинается с
момента возбуждения
Основные цели наблюдения
— обеспечение арбитражным
Для проведения этого этапа
арбитражный суд назначает
Временный управляющий обязан:
принимать меры по обеспечению
сохранности имущества
проводить анализ финансового состояния должника;
выявлять кредиторов должника;
вести реестр требований кредиторов;
уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Временный управляющий по
окончании наблюдения обязан представить
в арбитражный суд отчет о
своей деятельности, сведения о финансовом
состоянии должника и предложения
о возможности или
Финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Процедура финансового оздоровления
предусматривает способы