Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:44, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение понятия местных финансов, а также роли бюджетов муниципалитетов в экономике страны и путей совершенствования денежных поступлений в местные бюджеты.
Для полномерной реализации поставленной цели необходимо выстроить ряд задач, каждая из которых охватывает различные стороны изучаемого явления:
- определение особенностей бюджетной системы.
- изучение местных бюджетов, их формирования и проблем;
Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические аспекты функционирования муниципальных бюджетов………………………………………………………………………
1.1 Общая характеристика и роль местных бюджетов в общей бюджетной системе…………………………………………………………...
1.2 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований, в хозяйственном и культурном строительстве...................................................................................................
2. Анализ формирования и использования бюджета города Кострома…...
2.1 Характеристика Костромской области …………………………………
2.2 Анализ доходной и расходной части бюджета города Кострома…….
2.3 Параметры хозяйственного и социально-экономического развития городского округа города Мантурово……………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..........
Основная часть расходов
местных бюджетов связана с решением
вопросов местного значения, с управлением
и развитием экономики и
Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы:
Бюджетным кодексом РФ регламентируются
взаимоотношения местных
Промышленные предприятия финансируют поддержание дорог в районе прилегающих к ним территории, озеленение прилегающих к ним участков.
В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры.
И, наконец, перед органами самоуправления стоит задача обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды. В связи с этим следует планирование расходов сделать гласным, привлекать население к обсуждению проблем бюджетов по финансированию расходов.
Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения, после чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных средств.
Затем происходит финансирование
бюджетных учреждений и мероприятий
в соответствии с ассигнованиями,
выделенными по бюджету. Эта деятельность
называется кассовым исполнением бюджета,
которое осуществляется через банки,
обязанные выполнять эти
Бюджетные организации и учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. Этим организациям необходимо иметь сметы расходов, в соответствии с которыми должно осуществляться финансирование расходов. В сметах бюджетных организаций финансирование предусматривается по трем укрупненным ставкам: заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт.
В 2000 г. был осуществлен перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов высоко дотационных субъектов РФ и субъектов, не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций. В 2007 г. предполагалось завершение перевода на эту систему бюджетов всех уровней.
Территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ продолжают перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом кассовое обслуживание исполнения казначействами бюджетов РФ и местных бюджетов с 2000 г осуществляется на договорной возмездной основе.
Бюджет - это центральный
институт финансового права, так
как именно в форме бюджетов различных
уровней происходит аккумуляция, распределение
и использование основной массы
государственных муниципальных
денежных средств. В материальном смысле
бюджет-это централизованный денежный
фонд, формируемый Российской Федерацией,
субъектами РФ, муниципальными образованиями
для осуществления функций этих
государственных и
В юридическом смысле бюджет
- это финансовый план образования
и расходования денежных средств
бюджетных фондов различного уровня,
утверждаемый соответствующими представительными
государственными и муниципальными
органами для обеспечения функций
государственных и
Бюджет все-таки, строго говоря, не является центральным денежным фондом, а представляет собой финансовый план поступления и расходования денежных средств? Дело в том, что средства бюджета никогда не аккумулируются государством в натуре, а наоборот, расходуются по мере их поступления, так что денежный фонд как таковой и не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е. финансовый план государства.
Бюджет является основным, универсальным финансовым планом государства, поскольку кроме него действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций. Кроме того, бюджет государственного или муниципального образования охватывает практически все области, группы общественных отношений, где государство осуществляет свои функции. Исключение сделано лишь для некоторых групп общественных отношений, финансирование которых происходит в форме внебюджетных целевых фондов.
Понятие бюджета как финансового плана не тождественно бюджету как юридическому акту, принимаемому соответствующим представительным органом, так как такой акт (например, закон о федеральном бюджете на какой-либо год) отражает лишь основные показатели соответствующего бюджета и, кроме того, решает некоторые вопросы, которые, строго говоря, не относятся к самому финансовому плану.
Финансовый год в Российской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Соответственно и бюджеты, как правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Однако в условиях инфляции, трудностей в принятии бюджетов практикуется принятие бюджета на более короткий срок (квартал и т.п.).
Законом предусмотрено понятие
консолидированного бюджета, который
представляет собой сводный бюджет,
включающий как бюджет соответствующего
уровня, так и нижестоящие бюджеты.
Так, например, в федеральный
Федеральное Собрание РФ обладает
правом вводить чрезвычайный бюджет
и режим чрезвычайного
Существует также понятие муниципального бюджета, т.е. расчетного объема доходов соответствующего бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. Дело в том, что нижестоящие бюджеты (особенно местные) в значительной мере зависимы от решений вышестоящих органов власти. В таких условиях эти органы определяют перечень расходов, которые должны осуществляться в любом случае, и соответственно гарантируют поступление средств на эти расходы.
Бюджетная система - это основанная
на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность бюджетов государственных
и муниципальных образований, существующих
на территории страны. Как видно
из определения, структура бюджетной
системы государства зависит
от государственного и административно-
Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Каждый субъект РФ и
муниципальное образование
Закон устанавливает, что бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
Принцип единства бюджетной
системы означает, что бюджеты
различных уровней находятся
в постоянном взаимодействии. Единство
бюджетной системы
- единой правовой базой. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации;
- едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ. Бюджетная классификация - это распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков. Так, в России приняты предметная (отраслевая) и финансовая (деление расходов на возвратные и безвозвратные, доходов на постоянные и временные) классификации; единством формы бюджетной документации; предоставлением с одного уровня на другой необходимой информации;
- единством денежной системы РФ. Однако единство бюджетной системы не означает единства государственного бюджета. Характер взаимосвязи элементов бюджетной системы зависит от модели управления народным хозяйством, принятой в государстве. Так, в условиях централизованного управления наиболее естественной формой является единый государственный бюджет с включением в него бюджетов всех уровней и широкими полномочиями центральных органов по расходованию средств. Децентрализация в управлении народным хозяйством, характерная для современного периода, предполагает самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ. Самостоятельность элементов бюджетной системы заключается в том, что каждый бюджет обладает собственными источниками доходов (закрепленные, регулирующие доходы и др.) и правом самостоятельно определять направления использования этих средств. Однако степень самостоятельности бюджетов небезгранична и не доходит до изолированности. Взаимосвязь бюджетов выражается в наличии бюджетных прав и обязанностей у соответствующих субъектов бюджетного права по отношению к нижестоящим и вышестоящим бюджетам. Роль вышестоящих бюджетов заключается в том, что они являются своего рода гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий. Перечень минимально необходимых расходов устанавливается вышестоящим органом государственной власти. В том случае, если нижестоящий бюджет не отвечает требованиям минимальной бюджетной обеспеченности, происходит или прямое финансирование из вышестоящего бюджета, или закрепление за нижестоящим бюджетом определенных регулирующих доходов на длительный срок.