Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Кредиторская задолженность - задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые возникают в ходе различных фактов хозяйственной деятельности.
Показатели хозяйственной активности (оборачиваемости) - это тип финансовых показателей, который определяет, насколько хорошо фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели активности выражают соотношение между величиной продаж и различными элементами активов, то есть выясняют количество продаж, созданное одной тенге инвестиций в активы.

Содержание работы

Введение
1. Основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.1 Сущность и задачи анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.2 Показатели анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.3 Источники информации для анализа кредиторской и дебиторской задолженности
2. Анализ кредиторской и дебиторской задолженности ТОО «DOSTAR DISTRIBUTION»
2.1 Характеристика предприятия ТОО «Dostar Distribution»
2.2 Анализ дебиторской задолженности ТОО «Dostar Distribution»
2.3 Анализ кредиторской задолженности ТОО «Dostar Distribution»
3. Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности
3.1 Пути снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации и взаимозачётов
3.2 Мероприятия по снижению дебиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

r4668.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы показывают, что состояние перед кредиторами по сравнению с 2007 годом несколько ухудшилось. Оборачиваемость кредиторской задолженности уменьшилась в 8.7 раз и на конец 2008 года составила 0,039. Это означает рост закупок в кредит. В 11,7 раз увеличился средний срок погашения кредиторской задолженности, который составил 9291,7 дня. Увеличение данного показателя сказывается отрицательно на репутации компании [16].

3. Пути совершенствования анализа  кредиторской и дебиторской задолженности

3.1 Пути снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации и взаимозачётов

По результатам анализа состава, структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженности  предприятия можно сделать вывод, что в целом ситуация в сфере  осуществления платежно-расчетных  отношений предприятия с его дебиторами и кредиторами не представляет существенной угрозы стабильности финансового состояния предприятия. Тем не менее, динамика роста и кредиторской, и дебиторской задолженности свидетельствует о необходимости пристального внимания руководства к организации платежно-расчетных отношений.

Задача аналитика заключается  не только в констатации уровня финансового  состояния предприятия, но и в  подготовке предложений по его улучшению. Для этого он должен выявить факторы (причины), оказавшие влияние на финансовое состояние предприятия, и дать предложения (варианты предложений) по устранению негативных факторов и усилению позитивных.

Значительную роль в финансовом оздоровлении предприятий сыграла  бы реструктуризация кредиторской задолженности.

Публикаций на тему реструктуризации кредиторской задолженности предприятий  в различных изданиях было великое  множество. Но до сих пор эта проблема стоит на повестке дня. Реструктуризация является одним из способов поступлений  налоговых платежей в бюджет.

Несмотря на, казалось бы, улучшение  экономической ситуации в стране, задолженность налогоплательщиков не уменьшается. "Зависшие" долги  предприятий являются фактором их недостаточной  финансовой устойчивости и инвестиционной непривлекательности. В связи с этим, одним из путей разрешения проблемы неплатежей является реструктуризация. Она выгодна не только государству, но и самому налогоплательщику. В процессе реструктуризации сумма задолженности предприятий распределяется во времени, составляется график реструктурируемых сумм. Кроме того, существует возможность списания долгов по пени при полной уплате задолженности.

В процессе реструктуризации прекращается начисление пени на отсроченные платежи, разблокируются счета налогоплательщиков, снимаются аресты с имущества предприятий. В совокупности эти меры являются шагом на пути нормализации собираемости налоговых платежей и оздоровления экономики.

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у предприятия постоянно  возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, то есть по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии схема расчетов и другое. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

Основными видами расчетов за поставленную продукцию являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. Правила проведения и формы безналичных расчетов, в общем, регулируются законодательством РК, а по технике исполнения - НБ РК.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью  неформальных критериев: соблюдение платежной  дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство « Дан энд Брэстрит» имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степени кредитоспособности и другие полезные сведения. В Казахстане подобное более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока еще не налажено.

Оплата товаров постоянными  клиентами обычно производится в  кредит, причем условия кредита зависят  от множества факторов. Вырабатывая  политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться со многими критериями. Приведу пример некоторых из них:

1. Срок предоставления кредита.  Определяя договором максимально  допустимый срок поставленной  продукции, следует принимать  во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).

2. Стандарты кредитоспособности. Заключая  договор на поставку продукции,  и определяя в нем условия  оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты труда и другие, могут меняться.

3. Система создания резервов  по сомнительным долгам. При заключении  договоров предприятие, естественно,  рассчитывает на своевременное  поступление платежей. Однако не  исключены варианты появления  просроченной дебиторской задолженности, и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.

В нашей стране опыт в исчислении резервов по сомнительным долгам еще не накоплен. В экономически развитых странах компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть весьма существенной.

4. Система сбора платежей. Этот  раздел работы с дебиторами  предполагает разработку:

· процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты;

· критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений;

· системы наказания недобросовестных контрагентов.

5. Система предоставляемых скидок. В предыдущем пункте делался  акцент на репрессивные методы  работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют  методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.

Предоставление скидки выгодно  как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию денежных средств [17].

Для улучшения финансового состояния  предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие улучшению финансовых показателей. Добиться этого можно путём снижения уровня запасов, увеличения источников собственных средств, либо за счёт роста долгосрочных займов и кредитов.

На основе проведённого анализа  показателей ТОО «Dostar Distribution» во второй главе было выявлено, что необходимо улучшить кредиторскую и дебиторскую задолженности. Таким образом, предлагается использование следующих мероприятий:

· реструктуризация кредиторской задолженности;

· взаимозачёты.

В последнее время всё большее  количество предприятий-должников  всех форм собственности обращаются к реструктуризации.

Реструктуризация различного рода долгов представляет собой сложный  процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или негативные моменты проведения реструктуризации долгов во многом зависят от характера условий ранее заключенных договоров, предусмотренных штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового состояния кредиторов, установленных ставок рефинансирования, общей экономической ситуации в стране и регионе.

Переговоры о реструкруризации долгов (дебиторской и кредиторской задолженности) являются процессом дипломатическим и личностным, во многом зависит от умения руководителя организации - должника и его аппарата управления объяснить причины сложившихся негативных обязательств.

Каждая сторона в проблеме погашения  долгов представляет другой стороне право принимать определенные условия для достижения соглашения.

Характер переговоров сторон о  погашении долгов определяется в  зависимости от конкретных обстоятельств  и даже личностных качеств участников переговоров. Тактика ведения переговоров о погашении долгов в целях учета обоюдных интересов может быть следующей:

1. Признание законности требований  по долгам и обязательствам.

2. Подтверждение возможности погашения.

3. Уточнение просроченных сроков  по долгам.

4. Определение допустимых схем погашения долгов с учетом возможных реальных условий погашения на основе:

· Ценных бумаг;

· Предоставления товаров или услуг;

· Перехода задолженности в целевые  займы;

· Взаимозачета при наличии встречных  обязательств;

· Возможности уступки прав требования;

· Возможности поручительства перед  кредиторами (со стороны банков, органов  власти и других структур).

Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности во многом зависит  от реализации применяемой расчетной  политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.

Методология реструктуризации задолженности  организации должника, которая проводится на стадиях предупреждения банкротства, финансового оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов:

1) Определение и анализ состава  кредиторской задолженности.

2) Выбор наиболее рациональных  способов (методов, направлений)  реструктуризации кредиторской  задолженности организации.

3) Разработка плана погашения  имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств.

4) Подготовка соответствующей документации  по соглашениям с кредиторами  и их реализация.

Основное правило для начала процесса реструктуризации - полная уплата текущих платежей. Решение о реструктуризации принимается налоговым органом по месту постановки на учёт налогоплательщика.

При принятии решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в государственный бюджет ей предоставляется право равномерной  уплаты задолженности по налогам  и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. С сумм задолженности по налогам и сборам организация должна будет ежеквартально уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.

Организации, не имевшей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пени и штрафам в течение 10 лет.

Организация должна будет при этом в полном объёме вносить начисленные  текущие налоговые платежи и  осуществлять платежи по утверждённому графику погашения реструктуризированной задолженности.

При рассмотрении результатов реструктуризации задолженности в отраслевом разрезе  можно отметить следующее.

Среди организаций, которые пожелали урегулировать свою кредиторскую задолженность  перед государственным бюджетом, можно выделить предприятия газовой отрасли, железнодорожного транспорта, трубопроводного транспорта общего пользования, автомобильного и водного транспорта, геологии и разведки недр, черной и цветной металлургии.

Главной задачей организации является мобилизация налоговых платежей во все уровни бюджета как текущих, так и уплачиваемых в счет погашения графиков реструктуризированной задолженности, что требует слаженной работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах [18].

В зависимости от содержания операций расчёты производятся по товарным операциям  и по нетоварным операциям, связанным  только с движением денежных средств (погашение задолженностей бюджету, между организациями, банку и  т.п.).

Формы безналичных расчётов при  этом устанавливает НБ РК. Это:

· расчёты платёжными требованиями-поручениями;

· расчёты посредством аккредитивов и особых счетов;

· расчёты в порядке плановых платежей;

· расчёты платёжными поручениями;

· расчёты переводами, чеками и  т.д.

В этом случае предприятию важно выбрать наиболее удобный способ расчётов для того, чтобы сократить время между фактом получения покупателем товарно-материальных ценностей и фактом совершения платежа - это зависит от вида деятельности предприятия.

Информация о работе Дебиторская задолженность