Диагностика предприятия на признаки банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

В современной практике большинство дел о банкротстве возбуждается по инициативе коммерческих банков и налоговых инспекций.
С позиций финансового менеджмента возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение текущей производственной деятельности. Преодоление такого состояния, диагностируемого как "угроза банкротства", требует разработки специальных методов финансового управления предприятием.
Однако, если предприятие не в состоянии платить по своим обязательствам, так или иначе оно становится банкротом. Банкротство является негативным фактором в развитии экономики. Процедуры конкурсного производства (ликвидация несостоятельного должника) являются эффективным инструментом оздоровления экономики.

Файлы: 1 файл

курсовая финмен.docx

— 1.75 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Актуальностью, курсовой работы является переход к рыночной экономике вызвавшее появление нового для нашей финансовой политики понятия - банкротство предприятия. Под банкротством предприятия понимается ситуация, связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме, неспособность предприятия удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования, а также выполнить обязательства перед бюджетом. 
На нынешнем этапе развития казахстанской экономики выявление неблагоприятных тенденций развития предприятия, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение. Вместе с тем, методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет. Более того, нет единого источника, который бы описывал большинство известных методик. 
       В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, высокой инфляции, нестабильности налоговой системы, политической нестабильности, неопределенности, недостаточной квалификации менеджеров предприятия институт банкротства получает все большее распространение. В хозяйственной практике последних лет участились случаи умышленной самоликвидации предприятий, которые, обеспечив привлечение значительного объема заемного капитала (в денежной, товарной и других формах) и, использовав его в целях наживы отдельных лиц, объявляют себя банкротами для того, чтобы уйти от расчетов. Механизм таких действий квалифицируется как "ложное" и "преднамеренное банкротство" и преследуется в уголовном порядке. 
      В современной практике большинство дел о банкротстве возбуждается по инициативе коммерческих банков и налоговых инспекций. 
С позиций финансового менеджмента возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение текущей производственной деятельности. Преодоление такого состояния, диагностируемого как "угроза банкротства", требует разработки специальных методов финансового управления предприятием. 
Однако, если предприятие не в состоянии платить по своим обязательствам, так или иначе оно становится банкротом. Банкротство является негативным фактором в развитии экономики. Процедуры конкурсного производства (ликвидация несостоятельного должника) являются эффективным инструментом оздоровления экономики. 
Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала определенную систему финансовых методов диагностики банкротства и методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для предприятий, где кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия, наметить пути их устранения.

      Целью данной работы является диагностика предприятия на признаки банкротства и принятие мер по финансовому оздоровлению предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Теоретические основы процедуры банкротства

    1. Законодательные аспекты процедуры банкротства

      Первый закон о банкротстве в нашей республике был принят 14 января 1992 года, который в основном предусматривал механизмы санации и государственных вливаний, которые в условиях того времени привели к неэффективному расходованию централизованно выделяемых средств без должного результата.

      Заводы поглощали огромные средства, которые со временем иссякали, а подъема производства не было.

      Второй закон о банкротстве был принят 07.04.1995 года Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона. Было создано «Агентство по реорганизации и ликвидации предприятий» при Министерстве экономики РК, переданное потом Госкомимуществу РК, которое ушло в историю, так и полноценно не поработав из-за отсутствия у этого республиканского ведомства, пребывающего в роли пасынка — территориальных структур по областям.

      Кстати, я очень бы желал, чтобы об этом практическом опыте всегда помнили те, кто до сих пор предлагают те или иные «реорганизационные меры», а то и ликвидацию по отношению государственного уполномоченного органа по делам банкротства, без которого не может работать закон о банкротстве. А без института банкротства не может нормально функционировать рыночная экономика, которую мы создали ценой огромных усилий и материальных потерь.

      21 января 1997 года был принят действующий до сих пор Закон РК «О банкротстве» №67 (13 раз дополненный и измененный к этому времени). Для реализации этого закона на практике постановлением Правительства РК №662 «О мерах по ускорению процессов реорганизации предприятий» от 25.07.1997г. было поручено департаменту управления государственным имуществом и активами МФ РК в установленном порядке создать акционерное общество «Агентство по реорганизации и ликвидации предприятий» и его территориальные органы по областям со 100-процентной долей государства в его уставном капитале.

      Создание этого Агентства и его филиалов по областям было завершено в августе 1997 года.

      Практически с этого времени начал функционировать институт банкротства в нашей республике, который является неотъемлемым эффективным экономическим инструментом рыночной экономики, средством оздоровления и развитие экономики страны, призванный защищать интересы предпринимателей (добросовестных) и государства. На базе вышеназванного агентства 23 ноября 2001 года постановлением Правительства РК №1508 был образован комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства государственных доходов РК с территориальными управлениями по областям, который постановлением №1268 от 28 ноября 2002 года передан в ведение Министерства финансов РК в связи со слиянием двух министерств. В 2008 году в рамках реализации административной реформы 16 территориальных управлений этого Комитета были объединены в 7 межрегиональных департаментов.

      В условиях острого кризиса экономики, имевшем место в нашей республике в 90-х годах, в последнем законе о банкротстве от 1997 года преобладал организационно-правовой механизм процедуры банкротства и больше внимания приходилось уделять не предотвращению банкротства и культуре организационного управления, а судебным разбирательствам, решению вопросов разделения имущества, оценки и продажи, конкурсного управления и т.д.

    Реализация стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года и Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы способствовали усовершенствованию законодательства о банкротстве путем разработки нового законопроекта о банкротстве.

    В феврале месяце текущего года в действующий Закон Республики Казахстан «О банкротстве» внесены существенные изменения и дополнения в области финансово-экономического оздоровления неплатежеспособных организаций. Так, ранее действовавшее законодательство о банкротстве определяло реабилитацию как процедуру банкротства, что затрудняло привлечение финансирования для восстановления платежеспособности должника, делало непривлекательным ее активное применение субъектами предпринимательства, так как статус банкрота затруднял в первую очередь участие в тендерах и т.д.  

      Законодательство о банкротстве является инструментом, позволяющим применять к неплатежеспособным должникам процедуры банкротства с целью преодоления кризиса неплатежей, дальнейшего роста просроченных задолженностей организаций и предотвращения негативных социальных последствий, связанных с этими процессами, а также определяет правовое регулирование сфер общественной деятельности, в том числе и таких процессов, как функционирование и ликвидация юридических лиц.

Предпринимательство является такой формой деятельности, которая не только предполагает возможность извлечения прибыли, но и создает для ее участников риск неоплатности долгов. Неплатежеспособный должник, с одной стороны, задерживает удовлетворение требований кредиторов, а с другой стороны, создает для себя и третьих лиц (учредителей, участников юридического лица) возможность возникновения неблагоприятных последствий: увеличение долгов, прекращение финансово-хозяйственной деятельности, отстранение от управления имуществом, распродажу этого имущества и др.

Государственное регулирование данной области общественных отношений осуществляется специализированным уполномоченным органом.

Комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов (далее - Комитет) осуществляет в пределах компетенции реализационные и контрольные функции в сфере контроля за проведением процедур банкротства (за исключением банков, страховых (перестраховочных) организаций и накопительных пенсионных фондов).

 Целями и задачами Комитета, как уполномоченного органа в области банкротства, являются обеспечение организации эффективной работы реабилитационных и конкурсных управляющих, направленной на возврат незаконно выведенного имущества в конкурсную массу, наиболее полное погашение требований кредиторов, выявление признаков преднамеренного и ложного банкротства, предотвращение использования недобросовестными предпринимателями банкротства, как инструмента по уходу от обязательств и другие.

     Закон предоставляет комитету кредиторов широкий круг контрольных полномочий, таких как право требовать от реабилитационного или конкурсного управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе осуществления реабилитационной процедуры и конкурсного производства, обжаловать в уполномоченный орган или суд его действия, принимать решения об обращении в уполномоченный орган об их отстранении от выполняемых обязанностей, утверждать представленный конкурсным управляющим план реализации конкурсной массы, утверждать статьи и смету расходов для проведения реабилитационной процедуры и конкурсного производства.

 

    1. Сущность, виды и причины банкротства

 

        Банкротство является следствием разбалансированности хозяйственного механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики.

       Банкротство – категория институциональной экономики, выражающая экономико-правовые отношения между кредиторами и должниками по поводу неплатежеспособности последних и невозможности своевременной выплаты ими долгов по своим обязательствам.

      Банкротство ( финансовый крах, разорение) – подтвержденная нормативно– правовыми документами неспособность субъекта хозяйствования выполнять долговые обязательства перед государством, партнерами и финансировать текущую основную деятельность.

       Неплатежеспособность – неспособность  должника выполнить денежные  обязательства и иные требования  денежного характера в течении трех месяцев с момента наступления срока их исполнения.

   Банкротство предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов и риском потерь.

Несостоятельность субъекта хозяйствования может быть:

-"несчастной", не по собственной вине, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, военные  действия, политическая нестабильность общества, кризис в стране, общий спад производства, банкротство должников и другие внешние факторы);

-"ложной" (корыстной) в результате умышленного сокрытия собственного имущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам;

-"неосторожной" вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций.

        В частности, имеются различные подходы к использованию терминов «несостоятельность» и «банкротство», в рамках которых эти понятия рассматриваются как синонимы.

Таблица 1: Экономические разграничения понятий «несостоятельность» и «банкротство»

 

       В первом случае государство должно оказывать помощь предприятиям по выходу из кризисной ситуации. Злоумышленное банкротство уголовно наказуемо. Наиболее распространенным является третий вид банкротства.

  "Неосторожное" банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы вовремя распознать и предотвратить его, необходимо систематически проводить анализ финансового состояния, который позволит обнаружить его "болевые" точки и принять конкретные меры по оздоровлению экономики предприятия.

       Существует несколько разновидностей банкротства предприятий. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие его виды:

1. Реальное  банкротство. Этот вид банкротства  характеризует полную неспособность  предприятия восстановить в предстоящем  периоде свою финансовую устойчивость  и платежеспособность в силу  реальных потерь используемого  капитала. Катастрофический уровень  потерь капитала не позволяет  такому предприятию осуществлять  эффективную хозяйственную деятельность, вследствие чего оно юридически  объявляется банкротом.

2. Техническое  банкротство. Используемый термин  характеризует состояние неплатежеспособности  предприятия, вызванное существенной  просрочкой его дебиторской задолженности.  При этом размер дебиторской  задолженности превышает размер  кредиторской задолженности предприятия,  а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к его юридическому банкротству.

Информация о работе Диагностика предприятия на признаки банкротства