Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:25, курсовая работа
В современной практике большинство дел о банкротстве возбуждается по инициативе коммерческих банков и налоговых инспекций.
С позиций финансового менеджмента возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение текущей производственной деятельности. Преодоление такого состояния, диагностируемого как "угроза банкротства", требует разработки специальных методов финансового управления предприятием.
Однако, если предприятие не в состоянии платить по своим обязательствам, так или иначе оно становится банкротом. Банкротство является негативным фактором в развитии экономики. Процедуры конкурсного производства (ликвидация несостоятельного должника) являются эффективным инструментом оздоровления экономики.
1) несопоставимость факторов, генерирующих угрозу банкротства;
2) различия в учете отдельных показателей;
3) влияние инфляции на их формирование;
4) несоответствие балансовой и рыночной стоимости отдельных активов и другие объективные причины.
Таблица 6: Система показателей для диагностики банкротства У.Бивера
Вместе с
тем применение современных подходов
к оценке и прогнозированию возможности
банкротства на казахстанских предприятиях
осложнено многими
государствами, что способствует успешному проведению сравнительного анализа действующих предприятий.
Процедура реабилитации сегодня в Казахстане – один из эффективных
процессов оздоровления финансово-экономического состояния предприятий (таблица 7).И поэтому необходимо максимально дать ход процессам процедуры реабилитации несостоятельных должников.
Таблица 7 – Количество предприятий, завершивших реабилитационную процедуру (2002-2009 гг.)
По итогам анализа применения реабилитационной процедуры отмечается положительная динамика в сторону увеличения количества предприятий, находящихся в процедуре реабилитации. Так, в процедуре реабилитации на 01 января 2007 года находились 22 организации, на 01 января 2008 года – 31 организация, на 01 января 2009 года – 41 организация, на 01 января 2011 года – 69 организаций.
Поступления в бюджет в 2006 году составили 549,4 млн. тенге, в т.ч. отсроченная кредиторская задолженность – 291,2 млн. тенге, в 2007 году – 593,5 млн. тенге, в т.ч. отсроченная кредиторская задолженность – 125,9 млн. тенге, в 2008 году поступило 930,9 млн. тенге, в том числе отсроченная кредиторская задолженность составила – 437,55 млн. тенге, в 2009 году в бюджет поступило 710 млн. тенге, в том числе отсроченная кредиторская задолженность – 438 млн. тенге, в первом полугодии 2010 года в бюджет поступило 739 млн. тенге, в т.ч. отсроченная кредиторская задолженность – 520,4 млн. тенге (рисунок 2)
Так, по итогам 2012 года реабилитационная процедура успешно завершилась в 14 организациях: РГП «Енбек-Оскемен» (Восточно-Казахстанская область), ТОО «СПМК-6» (Алматинская область), ДКГП «Казалыводхоз», ДКГП «Жалагашводхоз» и ДКГП «Кармакшыводхоз» (Кызылординская область),
ТОО «Мунайгазкурылыссервис» (Мангистаускаяобласть),ТОО «Шымкентхиммонтаж» (Южно-Казахстанская область), ГКП
Комек» (Костанайская область), Учреждение «ИДС НЛ РК» (г. Алматы), ГП «Фабрика народно-художественных промыслов и надомных форм труда
«Түскиіз» общества инвалидов», ОАО «Автопарк № 3» (г. Алматы) и др., что больше на 8 организаций по сравнению с 2010 годом. Во всех организациях платежеспособность восстановлена полностью, цель реабилитации достигнута. Успешное проведение реабилитационной процедуры позволило создать для местного населения 8 174 рабочих места. За период проведения реабилитационной процедуры организациями, завершившими в текущем году процедуру, погашена отсроченная кредиторская задолженность в размере 956,2 млн. тенге, в том числе:
- по заработной плате – 122,1 млн. тенге;
- в бюджет – 477 млн. тенге;
- перед другими кредиторами – 357,1 млн. тенге.
Текущие платежи в бюджет составили 616,6 млн. тенге.
Таблица 8: Банкротство в разрезе регионов
Регионы |
ГОДЫ | |||||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
на 1.12.13 | |
Астана |
81 |
145 |
106 |
181 |
148,0 |
166 |
206,0 |
229 |
215 |
94 |
Акмолинская обл. |
|
121 |
193,0 |
182 |
245,0 |
150 |
237,0 |
178 |
166 |
88 |
Карагандинская обл. |
310,0 |
662 |
752,0 |
615 |
571,0 |
174 |
193,0 |
141 |
174 |
91 |
Атырауская обл. |
897,0 |
651 |
707,0 |
293 |
424,0 |
357 |
413,0 |
308 |
50 |
26 |
Мангистауская обл. |
11,0 |
118 |
161,0 |
101 |
94,0 |
49 |
76,0 |
56 |
55 |
20 |
Актюбинская обл. |
82,0 |
104 |
157,0 |
104 |
111,0 |
147 |
110,0 |
100 |
143 |
116 |
ЗКО |
60,0 |
81 |
143,0 |
92 |
116,0 |
108 |
69,0 |
58 |
74 |
23 |
Павлодарская обл. |
42,0 |
306 |
204,0 |
176 |
280,0 |
302 |
125,0 |
234 |
174 |
75 |
Костанайская обл. |
99,0 |
252 |
430,0 |
161 |
119,0 |
95 |
151,0 |
157 |
156 |
56 |
СКО |
25 |
298 |
461 |
309 |
297,0 |
178 |
272,0 |
298 |
197 |
93 |
Кызылординская обл. |
66 |
282 |
178 |
159 |
117,0 |
115 |
159,0 |
156 |
169 |
102 |
Жамбылская обл. |
32,0 |
101 |
118,0 |
69 |
72,0 |
60 |
65,0 |
86 |
94 |
50 |
Алматинская обл. |
18 |
20 |
51 |
80 |
65,0 |
83 |
57,0 |
36 |
63 |
35 |
Алматы |
120 |
183 |
209 |
185 |
138,0 |
108 |
109,0 |
183 |
164 |
68 |
ЮКО |
60,0 |
155 |
237,0 |
189 |
149,0 |
291 |
296,0 |
297 |
126 |
115 |
ИТОГО: |
962,0 |
3 596 |
4 232,0 |
2 967 |
3 046,0 |
2 507 |
2 638,0 |
2627 |
2 132 |
1 180 |
3 Проблемы организации оздоровления компаний и пути их решения
3.1 Проблемы организации оздоровления компаний
В нынешних условиях сильной конкуренции и глобализации мировой экономики современное предприятие должно соответствовать таким критериям, как финансовая устойчивость, конкурентоспособность, а также уметь изменять свою организационную структуру. Но не всем удается соответствовать современным реалиям. В последнее время стали быстро меняться условия хозяйствования, что все чаще приводит предприятия к признанию своей несостоятельности – или банкротству. В нашей стране проведение процедуры банкротства фирм предполагает прекращение ведения коммерческой деятельности, осуществляющееся в определенном порядке.
Выделяют следующие этапы
-Досудебная санация. Это этап, на котором принимаются меры в отношении собственника имущества должника для того, чтобы восстановить платежеспособность должника, с целью упреждения банкротства. Досудебная санация предусмотрена для того, чтобы решить проблему банкротства до судебного разбирательства.
-Наблюдение. Применяется для того, чтобы обеспечить сохранность имущества должника, составить список требований кредиторов, проанализировать финансовое состояния должника, а так же провести собрание кредиторов. Как только арбитражный суд принял решение о признании предприятия банкротом, то сразу начинается этап наблюдения. Заканчивается он по принятии решения о признании предприятия банкротом, или отказом в признании организации банкротом. Процедуру банкротства осуществляет временный управляющий, которого назначает арбитражный суд. При завершении этапа наблюдения управляющий должен составить отчет, который передает в арбитражный суд на рассмотрение для принятия соответствующего решения.
-После этого может быть назначен следующий этап – финансовое оздоровление, которое необходимо для того, чтобы должник мог восстановить свою платежеспособность, а также погасить задолженность. Финансовое оздоровление подразумевает проведение анализа финансового состояния фирмы, после которого должен быть составлен план выхода из кризиса. Срок прохождения данного этапа не может составлять более двух лет, и в это время в организации осуществляют следующие процессы:
-разрабатывается непосредственно сам план финансового оздоровления, в котором содержатся основные меры по извлечению средств, требуемых для погашения долгов перед кредиторами. Он разрабатывается учредителями и утверждается на собрании кредиторов;
-приостанавливаются действия по исполнительным документам касающиеся имущественных взысканий, исключая требования первой очереди;
-выносится запрет на выделение должнику доли и возможность выкупа размещенных им же акций;
-запрещается выплачивать дивиденды, а также другие платежи, касающиеся эмиссионных ценных бумаг;
-запрещается выполнять какие-либо другие действия противоречащие законодательству.
По окончании этапа финансового оздоровления арбитражный управляющий должен составить отчет и направить его в арбитражный суд, который рассматривает и выносит решение о прекращении или нет дела о банкротстве.
Рисунок:2 Механизм ( процесс) банкротства Казахстана
-Внешнее управление – этап банкротства, когда к должник подвергается мерам воздействия, направленным на восстановление его платежеспособности. Решение о вводе этой меры принимается на собрании кредиторов, а сам этап внешнего управления не может длиться более 1,5 года. Однако этот срок могут продлить еще на шесть месяцев, если у предприятия появится реальная возможность восстановить свою платежеспособность. На протяжении всего времени, пока осуществляется внешнее управление, проходит инвентаризация имущества и расчетов, собираются сведения о кредиторах предприятия, ведется бухгалтерский учет. Ответственность за выполнение всей этой работы несет внешний управляющий.
-Конкурсное производство инициируется арбитражным судом в случаях:
-когда организация не может обеспечить уплату платежей или удовлетворить требования кредиторов;
-когда соответствующие обязательства не исполнены предприятием в течение более трех месяцев с момента, когда они должны были быть исполнены;
-когда отсутствуют основания для оставления заявления о применении процедуры оздоровления или прекращения производства по делу о банкротстве без рассмотрения. Конкурсное производство длится один год, и вся бухгалтерия, а также иные документы должны быть переданы конкурсному управляющему.
Заключительным этапом процедуры банкротства является заключение мирового соглашения, которое заключается только в письменной форме и утверждается арбитражным судом только в случае удовлетворения требований кредиторов.
3.2 Пути совершенствования института банкротства в РК
В связи с глобальным мировым экономическим кризисом в настоящее время законодательство о банкротстве является одной из дискуссионных областей как права, так и экономики. Четкое понимание процедуры банкротства – это средство эффективной защиты должников и кредиторов. Когда предприятие является банкротом или находится на стадии банкротства, одним из главных вопросов, волнующих заинтересованные стороны, является возможность должника в максимальной степени удовлетворить их требования. Как правило, основным источником удовлетворения требований кредиторов является имущество должника, которое в тот момент не защищено в достаточной степени. В связи с этим для предотвращения злоупотребления должником и сохранения его активов в мировой практике стали применяться различные варианты обеспечительных мер. Среди них – контроль действий должника, блокирование полномочий распоряжения, отстранение должника от управления бизнесом, внешнее наблюдение и др.
Введение института внешнего наблюдения за процедурой банкротства необходимо для обеспечения сохранности имущества должника, выявления признаков преднамеренного и ложного банкротства, проведения анализа финансового состояния должника и действий (бездействия) по уклонению от исполнения обязательств перед кредиторами, контроля со стороны кредиторов
за состоянием
финансово-хозяйственной
В период перехода из стадии кризиса в стадию экономического роста необходим рациональный и эффективный подход к решению тех проблем, которые возникают между предприятиями-должниками и кредиторами.
Инструменты для решения этих вопросов – это процедуры реабилитации и
внешнего наблюдения. В целях защиты интересов кредиторов Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» от 10 января 2006 года введен новый институт – процедура внешнего наблюдения, регулируемая законодательством о банкротстве.
Процедура внешнего наблюдения – это сравнительно новый элемент института банкротства. Направлен он прежде всего на защиту интересов кредиторов и сохранение имущества должника. С момента введения в действие нового элемента института в законодательстве о банкротстве прошло более трех лет. За эти годы произошли некоторые изменения именно в части введения процедуры внешнего наблюдения. Так, в начале 2009 года в главу 3-1 Закона «О банкротстве» – «Внешнее наблюдение» законодателем были внесены следующие изменения и дополнения: если ранее для введения процедуры внешнего наблюдения в отношении должника требовалось согласие не менее трех кредиторов, в том числе и заявителя, а также признание неплатежеспособности должника, то с четом внесенных изменений и дополнений достаточно согласия кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и признания неплатежеспособности должника. Согласно Закону «О банкротстве» внешнее наблюдение – это процедура, вводимая судом до признания предприятия банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника, выявления признаков преднамеренного и ложного банкротства, проведения анализа финансового состояния, а также действий (бездействия) по уклонению от исполнения обязательств перед кредиторами, контроля со стороны кредиторов за состоянием финансово-хозяйственной деятельности должника, проведением им реорганизации, совершением сделок по отчуждению основных средств, передаче имущества в залог или в аренду, а также других сделок по ценам значительно ниже рыночных, либо без достаточных оснований, исполнение которых может повлечь убытки для должника, проведения анализа сделок, совершенных должником за 3 года до введения процедуры внешнего наблюдения.
Информация о работе Диагностика предприятия на признаки банкротства