Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:54, курсовая работа
В данной работе изложены основные положения дивидендной политики, в теоретической части работы проанализирован весь комплекс законодательных, нормативных документов, действующих в настоящее время РФ, а также существующие теории дивидендной политики.
Проведен подробный анализ основных экономических и социальных показателей развития предприятия ОАО «Завод бурового оборудования» с 2010 года по 2012 год включительно. Данный анализ раскрывает особенности оценки дивидендной политики предприятия.
Курсовой работой предусмотрена разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию дивидендной политики предприятия.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования дивидендной политики предприятия 5
1.1 Понятие и значение дивидендной политики 5
1.2 Теории формирования дивидендной политики 6
1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику 10
2 Оценка эффективности дивидендной политики ОАО «Завод бурового оборудования» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Завод бурового оборудования» 15
2.2 Дивидендная политика ОАО «Завод бурового оборудования» 21
2.3 Инвестиционная стратегия ОАО «Завод бурового оборудования» 23
3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности дивидендной политики ОАО «Завод бурового оборудования» 28
3.1 Рекомендации по повышению эффективности дивидендной политики в условиях кризиса ОАО «Завод бурового оборудования» 28
3.2 Оценка влияния выкупа акций на стоимость ОАО «Завод бурового оборудования» 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35
по дисциплине «Долгосрочная финансовая политика»
Дивидендная политика предприятия (на примере ОАО «Завод бурового оборудования»)
Аннотация
Пояснительная записка содержит 36 страниц, 7 таблиц, 22 источника, 3 приложения.
В данной работе изложены основные положения дивидендной политики, в теоретической части работы проанализирован весь комплекс законодательных, нормативных документов, действующих в настоящее время РФ, а также существующие теории дивидендной политики.
Проведен подробный анализ основных экономических и социальных показателей развития предприятия ОАО «Завод бурового оборудования» с 2010 года по 2012 год включительно. Данный анализ раскрывает особенности оценки дивидендной политики предприятия.
Курсовой работой предусмотрена разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию дивидендной политики предприятия.
Содержание
Приложения
Актуальность исследуемой темы в том, что дивидендная политика – неотъемлемая часть решений руководства фирмы в области финансирования. На рост рыночной стоимости акций могут оказывать влияние различные факторы, важнейшими из которых является уровень прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и уровень выплачиваемых дивидендов. В связи с этим выделение дивидендной политики предприятия в качестве отдельного направления долгосрочной финансовой политики становится очевидным, поскольку от уровня выплачиваемых дивидендов зависит величина прибыли, которая может быть оставлена предприятию как источник финансирования деятельности. С этих позиций менеджеры заинтересованы в уменьшении доли чистой прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов. С другой стороны, чем больше прибыли направляется на развитие предприятия, тем меньше денег остается на выплату текущих дивидендов, а по величине дивидендов большинство акционеров судит о целесообразности инвестиций в акции.
Понятие «дивидендная политика» связана с распределением прибыли в акционерных обществах. Вместе с тем, рассматриваемые в лекции принципы и методы распределения прибыли применимы не только к предприятиям, имеющим акционерную организационно-правовую форму, но и к предприятиям любой организационно-правовой формы (в этом случае поменяется только терминология – вместо акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад, а механизм выплаты доходов собственников остается таким же). Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. Таким образом, под дивидендной политикой мы будем рассматривать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
В условиях динамично развивающегося рынка возрастает количество компаний, как за рубежом, так и в Российской Федерации. И соответственно возрастает конкуренция между ними, в том числе конкуренция на рынке акций.
Конкуренция заключается в том, что каждая компания старается привлечь инвесторов, продавая им свои акции, что в свою очередь отражается на их стоимости. Таким образом, для успешной конкурентной борьбы компаниям необходимо заниматься разработкой дивидендной политики, в частности определять размеры дивидендов. На основе данной информации потенциальный акционер оценивает перспективы компании, ее привлекательность, так как дивидендная политика влияет на стоимость фирмы и на ее будущие перспективы.
Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций.
Цель курсовой работы – провести оценку эффективности дивидендной политики ОАО «Завод бурового оборудования».
Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
1) раскрыть понятие и значение дивидендной политики;
2) проанализировать теории формирования дивидендной политики;
3) охарактеризовать факторы, определяющие дивидендную политику;
4) провести анализ дивидендной политики ОАО «Завод бурового оборудования»;
5) провести анализ инвестиционной стратегии ОАО «Завод бурового оборудования;
6) разработать рекомендации по повышению эффективности дивидендной политики ОАО «Завод бурового оборудования».
Объектом исследования выступает дивидендная политика ОАО «Завод бурового оборудования», предметом исследования являются финансово-экономические решения по результатам анализа дивидендной политики.
Основными методами исследования послужили методы монографического исследования, табличный, метод относительных и абсолютных показателей и другие.
Теоретическое исследование в данной работе проведено по публикациям отечественных и зарубежных специалистов. Кроме того, при написании работы были использованы публикации ученых – экономистов в периодической печати, а также данные внутренней и внешней отчетности ОАО «Завод бурового оборудования» за 2010-2012 г.г.
Понятие дивиденда определяется Гражданским и Налоговым кодексами РФ, причем в налогообложении его значение гораздо шире. С юридической точки зрения дивидендом признается полученный акционером от акционерного общества при распределении прибыли доход по принадлежащему акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этого общества (т.е. дивиденды выплачивают только акционерные общества). С точки зрения налогообложения дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), но принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации (т.е. дивиденд - доход на вложенный участниками капитал при любой форме долевого финансирования).
Таким образом, распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный вариант, хотя в более широкой трактовке под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия [21].
Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени показывают, насколько успешно работает та коммерческая организация, в акции которой они вложили свои средства. Большая часть компаний основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестированную прибыль. И поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке выплаты дивидендов является решением об объемах и источниках финансирования деятельности компании и влияет на размер привлекаемых внешних источников капитала. Реинвестирование прибыли - одна из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных программ предприятий, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования (например, при до-полнительной эмиссии акций, получении банковского кредита) и оставляет контроль за деятельностью компании в руках нынешних собственников.
Поэтому, к примеру, 91% инвестиций у 402 зарегистрированных на лондонской бирже компаний, действующих в сфере производства, распределения, строительства и транспорта, осуществлялся за счет реинвестируемой прибыли.
Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки, снижает платежеспособность компании. С другой стороны, если акционеры не получают достаточной прибыли на инвестированный капитал и предпочитают избавляться от ценных бумаг данного предприятия, падает рыночная стоимость предприятия и нынешними собственниками может быть утрачен контроль над акционерным капиталом [15].
Для выработки дивидендной политики компании необходимо решить два ключевых вопроса:
1) влияет ли величина
2) какова должна быть
Совокупный доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендных выплат, руководство компании может повлиять на стоимость компании в целом.
Стоимость акций (модель М. Гордона) рассчитывается по формуле
Vt = Dt:(r-g),
где Vt – теоретическая стоимость акций;
Dt – ожидаемый дивиденд очередного периода;
r – коэффициент дисконтирования;
g – ожидаемый темп прироста дивиденда.
На основании одной из основных моделей оценки акций можно сделать вывод, что чем больше ожидаемый дивиденд и темп его прироста, тем больше теоретическая стоимость акций и благосостояние акционеров.
Однако выплата дивидендов уменьшает возможности рефинансирования прибыли, что с позиций долгосрочной перспективы может отрицательно повлиять на доходы и благосостояние собственников компании. Отсюда следует, что большие дивиденды акционерам невыгодны [7].
Практика разработки дивидендной политики предприятий базируется на следующих основных теориях дивидендной политики:
- ирревалентности дивидендов;
- существенности дивидендной политики;
- налоговой дифференциации;
- сигнализирования дивидендов;
- клиентуры.
Дивидендная политика должна основываться в значительной мере на предпочтении инвесторами дивидендов или дохода от прироста капитала. То есть необходимо определиться, предпочтительнее ли для инвестора, чтобы фирма распределила прибыль в виде дивидендов, или же эту прибыль целесообразно вновь вложить в дело, чтобы в дальнейшем получить доход от прироста капитала. Таким образом, какие либо изменения в политике выплат и будут иметь два противоположных результата, поэтому фирма должна стремиться найти тот баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизирует цену акций. В связи с этим существует три теории поведения инвесторов: теория иррелевантности дивидендов, теория существенности дивидендной политики и теория налоговой дифференциации.
Исследуем теорию иррелевантности дивидендов, авторами которой являются М.Миллер и Ф.Модильяни.
Теория существенности дивидендной политики (по-другому ее называют « теория синицы в руке») связана с именами М.Гордона и Д.Линтнера. По их мнению, по мере снижения доли прибыли, идущей на выплату дивидендов, стоимость собственного капитала возрастает, а рыночная капитализация компаний падает. Другими словами, инвесторы ценят доллар ожидаемых дивидендов более высоко, чем доллар ожидаемого прироста капитала. Основной аргумент авторов данной теории состоит в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды доходам, лишь потенциально возможным в будущем, в том числе и возможному приросту капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данную компанию, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Таким образом, увеличивая долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов, можно способствовать повышению рыночной стоимости фирмы, т.е. увеличению благосостояния ее акционеров [9].
Теория налоговой дифференциации, предложенная Р.Литценбергером и К. Рамасвами в конце 70-х годов, была основана на различных эффективных ставках налогообложения дивидендных доходов и доходов от прироста капитала в США. С тех пор ставки налогообложения выровнялись, однако сам факт получения «отсрочки» по уплате налога, возникающей при налогообложении прироста капитала по прежнему остается важным фактором привлекательности акций, а не текущих дивидендов. Согласно данной теории приоритетное значение имеет не дивидендная политика, а капитализированная доходность, т.к. доход от капитализации облагается налогом по меньшей ставке, чем полученные дивиденды. К тому же, уплата налога на доход от капитализации осуществляется лишь при его реализации. Компании невыгодно платить высокие дивиденды, а ее рыночная стоимость максимизируется при относительно низкой доле дивидендов в прибыли.
Модильяни и Миллер начали свой анализ, допустив отсутствие каких-либо налогов на доходы корпораций или частных лиц. Исходя из этого они выдвинули и алгебраически доказали два утверждения [14].
Утверждение I. Стоимость любой фирмы определяется путем капитализации ее чистой операционной прибыли (EBIT, при Т = 0) с постоянной ставкой, соответствующей классу риска фирмы:
.
Индекс L здесь означает финансово зависимую фирму, т. е. использующую заемный капитал, a U — финансово независимую фирму, т. е. не прибегающую к таким источникам.
Предполагается, что обе фирмы находятся в одном классе риска и ksU - требуемая доходность для фирмы, не использующей заемный капитал, т. е. для фирмы с одним только акционерным капиталом.
Поскольку V, как определено формулой (1), величина постоянная, то по модели Модильяни-Миллера при отсутствии налогов стоимость фирмы не зависит от способа ее финансирования. Это означает, что:
1) средневзвешенная цена капитала (WACC) для любой фирмы, с использованием заемного капитала или без него, совершенно не зависит от структуры ее капитала;
2) WACC для всех фирм одной группы риска равна цене акционерного капитала финансово независимой фирмы из той же группы риска [17].
Утверждение II. Цена акционерного капитала финансово зависимой фирмы, ksL, равна сумме цены акционерного капитала финансово независимой фирмы той же группы риска и премии за риск, величина которой зависит как от разницы между ценами акционерного и заемного капитала для финансово независимой фирмы, так и от уровня финансового левериджа, т. е. от соотношения заемного и собственного капитала:
Информация о работе Дивидендная политика предприятия (на примере ОАО «Завод бурового оборудования»)