Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:13, курсовая работа
Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал, в форме дивидендов, процентов и ростом этих доходов в предстоящем периоде, за счет обеспечения возрастания вложенного капитала. При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.
Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.
Курсовая работа: Дивидендная политика предприятия
Курсовая работа: Дивидендная политика предприятия
Введение
Термин «дивидендная политика»
связан с распределением прибыли
в акционерных обществах. Однако
рассматриваемые принципы и методы
распределения прибыли
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Распределение прибыли непосредственно
реализует главную цель управления
ею – повышение уровня благосостояния
собственников предприятия. Оно
формирует пропорции между
Распределение прибыли является
основным инструментом воздействия
на рост рыночной стоимости предприятия.
В прямой форме это воздействие
проявляется в обеспечении
Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной политикой, ее основу составляет дивидендная политика, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала.
Целью курсовой работы является
изучение теоретических основ
Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:
v Рассмотреть понятия дивидендной политики и виды дивидендных выплат
v Разобраться в современной
политике отечественных
v Проанализировать коэффициенты ликвидности и рентабельности предприятия;
v Проанализировать структуру баланса;
v Проанализировать коэффициенты
финансовой устойчивости
v Проанализировать
v Сделать выводы и обосновать предложения.
1. Дивидендная политика предприятия
1.1 Понятие дивидендной
политики и факторы ее
В любой стране имеются
определенные нормативные документы,
в той или иной степени, регулирующие
различные стороны
1) Ограничения правового характера.
Собственный капитал предприятия
состоит из трех крупных элементов:
акционерный капитал, эмиссионный
доход, нераспределенная прибыль. В
большинстве стран законом
В национальных законодательствах
имеются и другие ограничения
по выплате дивидендов. В частности,
если предприятие неплатежеспособно
или объявлено банкротом, выплата
дивидендов в денежной форме, как
правило, запрещена. Поскольку налогом
облагаются только полученные акционерами
дивиденды, а отложенные к выплате
дивиденды, нераспределенная прибыль,
налогом не облагаются, нередко компании
не выплачивают дивиденды с тем,
чтобы избежать налога. В этом случае
по усмотрению местных налоговых
органов превышение нераспределенной
прибыли над установленным
Согласно Российскому Положению об акционерных обществах процедура объявления дивиденда проводится в два этапа: промежуточный дивиденд объявляется директоратом и имеет фиксированный размер; окончательно – дивиденд утверждается общим собранием по результатам года с учетом выплаты промежуточных дивидендов. Величина окончательного дивиденда в расчете на одну акцию предлагается на утверждение собранию директоратом общества. Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается при их выпуске.
2) Ограничения контрактного характера.
Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.
3) Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью.
Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна.
4) Ограничения в связи с расширением производства.
Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.
5) Ограничения в связи с интересами акционеров.
Как было отмечено выше, в
основе дивидендной политики лежит
общеизвестный ключевой принцип
финансового управления – принцип
максимизации совокупного дохода акционеров.
Величина его за истекший период складывается
из суммы полученного дивиденда
и прироста курсовой стоимости акций.
Поэтому, определяя оптимальный
размер дивидендов, директорат предприятия
и акционеры должны оценивать, как
величина дивиденда может повлиять
на цену предприятия в целом. Последняя,
в частности, выражается в рыночной
цене акций, которая зависит от многих
факторов: общего финансового положения
компании на рынке товаров и услуг,
размера выплачиваемых
Определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций. В условиях постоянного роста дивидендов с темпом прироста g и дивидендом за год C цена акций РV может быть исчислена по формуле Гордона
РV= C * (1+g) / (r – g)
Имеются и другие обстоятельства,
увязывающие размер дивидендов и
интересы акционеров. Так, если на рынке
капиталов имеются возможности
участия в инвестиционных проектах
с более высокой нормой дохода,
чем обеспечивается данным предприятием,
его акционеры могут
6) Ограничения рекламно-
В условиях рынка информация
о дивидендной политике компаний
тщательно отслеживается
С учетом рассмотренных принципов дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам.
Первоначальным этапом формирования
дивидендной политики является изучение
и оценка факторов, определяющих эту
политику. В практике финансового
менеджмента эти факторы
1. Факторы, характеризующие
инвестиционные возможности
а) стадия жизненного цикла компании, на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов;
б) необходимость
расширения акционерной компанией
своих инвестиционных программ, в
периоды активизации
в) степень
готовности отдельных инвестиционных
проектов с высоким уровнем
2. Факторы,
характеризующие возможности
а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
б) стоимость
привлечения дополнительного
в) стоимость
привлечения дополнительного
г) доступность кредитов на финансовом рынке;
д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
3. Факторы,
связанные с объективными
а) уровень налогообложения дивидендов;
б) уровень
налогообложения имущества
в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;
г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.
4. Прочие
факторы. В составе этих
а) конъюнктурный
цикл товарного рынка, участником которого
является акционерная компания, в
период подъема конъюнктуры
б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам, поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат;