Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа
Дивидендная политика призвана решать, как прибыль компании будет разделена между выплатами акционерам и нераспределенной прибылью. Дивидендная политика влияет на многие аспекты управления финансами, такие как движение денежных и финансовых средств, ликвидность, структура капитала, цены акций и цена компании, то возникает большая ответственность при определении приемлемой структуры дивидендов. Актуальность темы настоящей курсовой работы, обусловлена вопросом: какая часть прибыли должна быть выплачена акционерам в форме дивидендов?
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты дивидендной политики
1.1 Сущность и теории дивидендной политики
1.2 Основные типы дивидендной политики организаций
1.3 Факторы, влияющие на дивидендную политику
1.4 Основные показатели дивидендных выплат зарубежных компаний
Глава 2. Анализ дивидендной политики ОАО «РЖД»
2.1 Анализ развития отрасли и динамики стоимости акций
2.2 Дивидендная политика ОАО «РЖД»
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики ОАО «РЖД»
3.1 Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики
3.2 Основные направления по формированию дивидендной политики ОАО «РЖД»
Заключение
Приложение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты дивидендной политики
1.1 Сущность и теории дивидендной политики
1.2 Основные типы дивидендной политики организаций
1.3 Факторы, влияющие на дивидендную политику
1.4 Основные показатели дивидендных выплат зарубежных компаний
Глава 2. Анализ дивидендной политики ОАО «РЖД»
2.1 Анализ развития отрасли и динамики стоимости акций
2.2 Дивидендная политика ОАО «РЖД»
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики ОАО «РЖД»
3.1 Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики
3.2 Основные направления по формированию дивидендной политики ОАО «РЖД»
Заключение
Приложение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая политика акционерных
обществ весьма сложна в силу сложности
структуры собственности и
Именно дивидендная политика в ближайшие годы может стать основополагающим элементом финансовой политики акционерных обществ.
Чистая прибыль организации
является одним из источников финансирования
хозяйственной деятельности. Использование
прибыли позволяет снизить
В России пока не уделяется достаточного внимания вопросам распределения прибыли.
Дивидендная политика имеет важное значение для любого акционерного общества вследствие ее влияния на структуру капитала и финансирование компании. Еще большее значение она имеет для открытых акционерных обществ по причине информационной ценности.
Дивидендная политика призвана решать, как прибыль компании будет разделена между выплатами акционерам и нераспределенной прибылью.
Дивидендная политика влияет на многие аспекты управления финансами, такие как движение денежных и финансовых средств, ликвидность, структура капитала, цены акций и цена компании, то возникает большая ответственность при определении приемлемой структуры дивидендов.
Актуальность темы настоящей курсовой работы, обусловлена вопросом: какая часть прибыли должна быть выплачена акционерам в форме дивидендов?
Проблемы формирования дивидендной политики получили свое отражение в работах таких экономистов: как Гордон Д., и Линтер Д., Модильяни Ф., Миллер М., Акодис И.А., Баканов М.И., Бланк И.А., Голанский М.М., Ефимова О.В., Караева Т.А., Ковалев В.В., Макарьян Э.А., Переверзева Л.З., Поляк Г.Б., Русак В.Н., Русак Н.А., Савицкая Г.В., Сайфулин Р.С., Стоянова Е.С., Шеремет А.Д. и другие. Однако в перечисленных работах отсутствует адекватное сопоставление теории и практики дивидендной политики.
Цель данной курсовой работы - раскрыть содержание дивидендной политики организации на примере конкретного экономического субъекта, и предложить меры по ее совершенствованию.
Основной тезис настоящей
Объектом исследования в данной работе является ОАО "РЖД", предметом исследования является дивидендная политика организации.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность и теории дивидендной политики
Дивиденд - (от лат. dividendum - то, что надлежит разделить) - часть чистой прибыли акционерного общества после налогообложения, выплачиваемая акционерам деньгами, акциями, имуществом и другими ценными бумагами; по обыкновенным акциям (с правом голоса) размер дивиденда зависит от величины прибыли и решения собрания акционеров; по привилегированным акциям (без права голоса) размер дивиденда имеет фиксированный размер.1
В соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.2 Чистая прибыль - разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет этой прибыли.
Источник выплаты дивидендов - чистая
прибыль общества за истекший год, по
привилегированным акциям дивиденды
могут выплачиваться за счет специально
созданных для этого фондов (последние
используются для выплаты дивидендов
в случае недостаточности прибыли
или убыточности общества). Поэтому
теоретически коммерческая организация
может выплатить общую сумму
текущих дивидендов в размере, превышающем
прибыль отчетного периода. Однако
базовым является вариант распределения
чистой прибыли текущего периода. Поскольку
законом не предусматривается
Величина чистой прибыли любой
компании подвержена колебаниям, не исключена
также ситуация, когда она может
отработать с убытком. Принятие решения
о размере дивидендов в любом
случае является непростой задачей.
Во-первых, в условиях рынка всегда
имеются возможности для
Сущность дивидендной политики опирается на формирование чистой прибыли организации.
Чистая прибыль организации используется самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
Чистая прибыль, в первую очередь, гарантирует выплату доходов (дивидендов) акционерам организации.
Кроме того, рыночные условия хозяйствования
также определяют приоритетные направления
использования собственной
В соответствии с этим по мере поступления нераспределенная прибыль организаций направляется:
на выплату доходов акционерам;
на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники;
на совершенствование
техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Нераспределенная прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение собственных средств, а также на уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.
Наряду с финансированием
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет нераспределенной прибыли, организация должна стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников организации.
Нераспределенная прибыль
В условиях рыночных отношений возникает
необходимость также
Итак, наличие нераспределенной прибыли,
создающей стимулирующие
Эффективное управление собственным
капиталом организации
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость организации и обеспечивающим стратегическое ее развитие.
Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости организации.
Процесс разработки дивидендной политики может включать несколько этапов:3
1. Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов.
2. Выработку типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией организации.
3. Оценку эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки.
Среди факторов, влияющих на дивидендную политику, можно выделить следующие:
- факторы, характеризующие потребности организации в дополнительном финансировании (например, разработка новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала для оказания противодействия поглощению со стороны конкурента, необходимость платежей по ранее взятым кредитам и т.п.);
- факторы, характеризующие возможности организации привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники:
а) способность организации увеличить объем прибыли путем реструктуризации производства, сокращения непроизводительных затрат, снижения себестоимости продукции, достаточность резервов, сформированных в предшествующем периоде, и т.д.;
б) стоимость привлечения
в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала в различных формах (товарный, вексельный, банковский кредит, облигационный заем).
Возможности привлечения внешних источников финансирования как в виде акционерного, так в виде заемного капитала зависят как от конъюнктуры финансовых рынков, так и состояния самой организации, восприятия ее как заемщика или эмитента со стороны других участников рынка. Таким образом, будущие решения в области дивидендной политики формируются под воздействием прежней кредитной и дивидендной истории организации (под дивидендной историей мы понимаем условия, сроки, периодичность, абсолютные размеры и динамику выплаты дивидендов, прецеденты нарушения прав на получение дивидендов со стороны эмитента на протяжении периода существования акционерного общества).