Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:06, дипломная работа
Актуальность темы данного исследования также подтверждается тем, что опыт большинства российских акционерных обществ в вопросе о дивидендной политике находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается предприятиями как инструмент воздействия на рыночную стоимость предприятия. Так, по некоторым оценкам, «не менее 60-70% акционерных капиталов в России собрано крупные или контролирующие пакеты, собственники которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости предприятия, в получении доходов через дивиденды и на основе роста биржевых котировок».
· магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации,
· централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте;
· малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение;
· информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и систему управления перевозками;
· объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение;
· объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и неиспользуемые в производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва;
· железнодорожный подвижной состав, предназначенный для осуществления специальных железнодорожных перевозок;
· объекты и имущество, предназначенные непосредственно для выполнения аварийно-восстановительных работ;
(б) ОАО "РЖД"
с согласия и в порядке,
· акции дочерних обществ единого хозяйствующего субъекта;
· малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции со всеми расположенными на них сооружениями, а также земельные участки, на которых размещены указанные объекты (за исключением малоинтенсивных железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение);
· объекты недвижимого имущества, относящиеся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, за исключением объектов, указанных в пункте (а).
Перечень объектов имущества, ограниченных в обороте пунктами а и б определяется Правительством Российской Федерации.
Необходимость привлечения
дополнительного капитала обусловливает
обязательность выплаты дивидендов
с целью повышения
Дивидендная политика компаний с государственным участием проводится министерством финансов при сотрудничестве с профильным отраслевым министерством[12].
Используются принципы приоритета дивидендных отчислений перед наращиванием собственного капитала при условии сохранения финансовой устойчивости.
Для компаний с государственным участием устанавливается минимальный коэффициент выплаты дивидендов (для Австралии - более 60% чистой прибыли[13], для Новой Зеландии – более 50%). Повышение эффективности дивидендной политики связано с пересмотром структуры капитала компании, а также с поддержанием механизмов «льготного финансирования» ее деятельности в случае ухудшении финансового положения.
Критерием оптимальности структуры капитала является приближенность соотношения заемного капитала к собственному к среднему его значению по группе аналогичных компаний негосударственного сектора. В случае если данное соотношение является заметно ниже, чем по негосударственным компаниям-аналогам - проводится наращивание дивидендных выплат и возмещение образующегося дефицита источников финансирования за счет выпуска долговых обязательств, кредитов и займов. В случае если отношение заемного капитала к собственному является высоким, - проводится капитализация части дивидендных выплат.
Для выравнивания диспропорций в уровне конкурентоспособности используется институт централизованных заимствований региональных органов власти, которые размещают от своего имени облигации, обеспеченные принадлежащими им активами.
Полученные средства используются для выдачи льготных кредитов компаниям с государственным участием.
Россия отличается значительным участием государства в стратегических, коммерчески привлекательных акционерных обществах, которые продолжают укрепляться в процессе приватизации. В таких условиях государство заинтересовано в централизованном подходе:
введение единой дивидендной политики с установлением минимального коэффициента дивидендных выплат от консолидированного размера чистой прибыли, что вызывает целый ряд опасений.
В отличие от зарубежных аналогов российские компании еще не вышли на устойчивую фазу своего развития; расширение бизнеса, реструктуризация, обновление активов вызывают инвестиционный «голод». Открытыми остаются вопросы перехода на МСФО, бумажной прибыли, денежного обеспечения дивидендных платежей материнской компанией и т.д.
Отсутствуют необходимые организационные условия: оптимальный для стран с развитой экономикой минимальный коэффициент дивидендных выплат - 40-60% выглядит угрожающе; на государственном уровне нет централизованной аналитической системы; корпоративное управление в большинстве госкомпаний оставляет желать лучшего.
Немедленное внедрение
централизованной дивидендной политики
вызовет периодические
Заключение
Прибыль характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности акционерного общества, поэтому любое коммерческое акционерное общество стремится к получению прибыли и ее увеличению за планируемый период. Однако показатели эффективности и перспективы дальнейшего функционирования и развития акционерного общества зависят не только от размера прибыли в текущем году, но и от ее эффективного распределения по направлениям его деятельности. Одним из таких направлений является распределение чистой прибыли в виде выплаты дивидендов акционерам, т.е. собственникам акционерного общества. Следствием этого является необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики, которая в результате выступает как одна из форм распределения чистой прибыли акционерного общества.
Решения акционерного общества в области дивидендов переплетаются с другими решениями по финансированию и инвестиционными решениями. Некоторые акционерные общества выплачивают низкие дивиденды, поскольку менеджмент оптимистично настроен относительно перспектив общества и намерен использовать чистую прибыль на цели развития. В этом случае дивиденды выплачиваются, если после удовлетворения инвестиционных нужд акционерного общества остается не капитализированная прибыль. Другие акционерные общества финансируют капвложения за счет долгосрочных кредитов и займов, что позволяет направлять значительную часть чистой прибыли на выплату дивидендов.
В научной среде до сих пор существует полемика о том, насколько важна дивидендная политика в деятельности акционерного общества, следует ли выплачивать дивиденды, влияет ли выплата дивидендов на его рыночную стоимость и, следовательно, на благосостояние акционеров. Так, одна группа зарубежных ученых (М.Миллер, Ф.Модильяни и др.) считает, что решение о величине выплачиваемых дивидендов не влияет на рыночную цену акций компании и, следовательно, на благосостояние ее акционеров, поэтому дивиденды платить необязательно. Вторая группа зарубежных ученых (М.Гордон, Дж.Линтнер и др.) утверждает, что акционеры заинтересованы в выплате высоких дивидендов, что, в свою очередь, способствует повышению спроса на акции, увеличению их курсовой стоимости и, в конечном итоге, росту благосостояния акционеров. Третья группа зарубежных ученых (Р.Литценбергер, К.Рамасвами и др.) уверена, что дивиденды нужно выплачивать в зависимости от уровня налогообложения и при большем налогообложении дивидендов по сравнению с налогообложением доходов от прироста капитала, предприятию следует минимизировать дивиденды, а чистую прибыль направлять в перспективные инвестиционные проекты. Только при соблюдении этих условий рыночная стоимость предприятия и благосостояние акционеров будут расти.
Разнообразные теоретические подходы к формированию дивидендной политики рассматривают этот процесс с позиций воздействия на рыночную стоимость предприятия и благосостояние акционеров. Они определяют важность ее формирования в целом, однако не дают четкого ответа, какова оптимальная дивидендная политика для российских акционерных обществ, что подчеркивает актуальность темы исследования. Вместе с тем, по итогам структурной перестройки экономики Российской Федерации за последние пятнадцать-двадцать лет можно говорить о том, что первоначальный период становления российских акционерных обществ уже пройден. В условиях дальнейшего последовательного развития рыночной экономики осознание важности формирования дивидендной политики является объективной необходимостью для максимизации рыночной стоимости и устойчивого развития хозяйственной деятельности российских акционерных обществ.
Актуальность темы данного исследования также подтверждается тем, что опыт большинства российских акционерных обществ в вопросе о дивидендной политике находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается предприятиями как инструмент воздействия на рыночную стоимость предприятия. Так, по некоторым оценкам, «не менее 60-70% акционерных капиталов в России собрано крупные или контролирующие пакеты, собственники которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости предприятия, в получении доходов через дивиденды и на основе роста биржевых котировок».[14] Данное исследование обращает внимание на важность формирования и оптимизации дивидендной политики в процессе инвестиционной и финансовой деятельности российских акционерных обществ.
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.08.2005 №520) // Собрание законодательства РФ, 29.09.2003, №39, ст. 3766.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 .3384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2004 №811) // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, .323, ст. 2366.
3. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2006.
4. Аналитический обзор "Российский рынок транспортно-логистических услуг: итоги 2006 года и перспективы развития до 2012 года". М., 2007.
5. Балобанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2006.
6. Банковское дело: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. /под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.
7. Банкротство в России // http://www.bankr.ru.
8. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
9. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. М.: Книга-центр, 2007.
10. Бланк И.А. Управление формированием капитала. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2000.
11. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2007. – 653 с.
12. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2001.
13. Быльцов С.Ф. Настольная книга российского инвестора: Учеб. практ. пособие/ С.Ф. Быльцов. – СПб.: Бизнес-Пресса, 2007. – 506 с.
14. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. – М.: Дело и Сервис, 2006.
15. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление. – М.: Дело и Сервис, 2007.
16. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и Сервис, 2006.
17. Ежеквартальный отчета ОАО «РЖД» за 2 квартал 2007 года.
18. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцева В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
19. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. – М.: Омега-Л,2007.
20. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: Методология и практика. – М.: Генезис, 2001.
21. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 496с.
22. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 514 с.
23. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2005
24. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2000.
25. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 496 с.
26. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2007.
27. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2007.
28. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.: Перспектива, 2005. – 368 с.
29. Миркин Я.М. Что ждет Россию в будущем (макроэкономика, фондовый рынок)? Журнал Эквивалент, 2002, №1.
30. Окулов В. Количественная оценка ликвидности акций компании на российском фондовом рынке // Рынок ценных бумаг. – 2005. – №23. – С. 43-49.
31. Отраслевой обзор. Железнодорожный транспорт России // ФК-Новости, 01.11.2007.
32. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2006.