Дивидентная политика предприятия РЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данного исследования также подтверждается тем, что опыт большинства российских акционерных обществ в вопросе о дивидендной политике находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается предприятиями как инструмент воздействия на рыночную стоимость предприятия. Так, по некоторым оценкам, «не менее 60-70% акционерных капиталов в России собрано крупные или контролирующие пакеты, собственники которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости предприятия, в получении доходов через дивиденды и на основе роста биржевых котировок».

Файлы: 1 файл

1.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

·  магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации,

·  централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте;

·  малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение;

·  информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и систему управления перевозками;

·  объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение;

·  объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и неиспользуемые в производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва;

·  железнодорожный подвижной состав, предназначенный для осуществления специальных железнодорожных перевозок;

·  объекты и имущество, предназначенные непосредственно для выполнения аварийно-восстановительных работ;

(б) ОАО "РЖД"  с согласия и в порядке, определенном  Правительством Российской Федерации,  вправе передавать в залог,  а также продавать и иным  влекущим за собой переход  права собственности образом  распоряжаться следующим находящимся  в его собственности имуществом:

·  акции дочерних обществ единого хозяйствующего субъекта;

·  малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции со всеми расположенными на них сооружениями, а также земельные участки, на которых размещены указанные объекты (за исключением малоинтенсивных железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение);

·  объекты недвижимого имущества, относящиеся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, за исключением объектов, указанных в пункте (а).

Перечень объектов имущества, ограниченных в обороте пунктами а и б определяется Правительством Российской Федерации.

Необходимость привлечения  дополнительного капитала обусловливает  обязательность выплаты дивидендов с целью повышения инвестиционной привлекательности компании.

Дивидендная политика компаний с государственным участием проводится министерством финансов при сотрудничестве с профильным отраслевым министерством[12].

Используются принципы приоритета дивидендных отчислений перед наращиванием собственного капитала при условии сохранения финансовой устойчивости.

Для компаний с государственным  участием устанавливается минимальный коэффициент выплаты дивидендов (для Австралии - более 60% чистой прибыли[13], для Новой Зеландии – более 50%). Повышение эффективности дивидендной политики связано с пересмотром структуры капитала компании, а также с поддержанием механизмов «льготного финансирования» ее деятельности в случае ухудшении финансового положения.

Критерием оптимальности  структуры капитала является приближенность соотношения заемного капитала к  собственному к среднему его значению по группе аналогичных компаний негосударственного сектора. В случае если данное соотношение является заметно ниже, чем по негосударственным компаниям-аналогам - проводится наращивание дивидендных выплат и возмещение образующегося дефицита источников финансирования за счет выпуска долговых обязательств, кредитов и займов. В случае если отношение заемного капитала к собственному является высоким, - проводится капитализация части дивидендных выплат.

Для выравнивания диспропорций в уровне конкурентоспособности  используется институт централизованных заимствований региональных органов власти, которые размещают от своего имени облигации, обеспеченные принадлежащими им активами.

Полученные средства используются для выдачи льготных кредитов компаниям с государственным  участием.

Россия отличается значительным участием государства в стратегических, коммерчески привлекательных акционерных обществах, которые продолжают укрепляться в процессе приватизации. В таких условиях государство заинтересовано в централизованном подходе:

введение единой дивидендной политики с установлением минимального коэффициента дивидендных выплат от консолидированного размера чистой прибыли, что вызывает целый ряд опасений.

В отличие от зарубежных аналогов российские компании еще не вышли на устойчивую фазу своего развития; расширение бизнеса, реструктуризация, обновление активов вызывают инвестиционный «голод». Открытыми остаются вопросы перехода на МСФО, бумажной прибыли, денежного обеспечения дивидендных платежей материнской компанией и т.д.

Отсутствуют необходимые  организационные условия: оптимальный для стран с развитой экономикой минимальный коэффициент дивидендных выплат - 40-60% выглядит угрожающе; на государственном уровне нет централизованной аналитической системы; корпоративное управление в большинстве госкомпаний оставляет желать лучшего.

Немедленное внедрение  централизованной дивидендной политики вызовет периодические дисбалансы в финансовых потребностях компаний и дивидендных обязательств, что  в свою очередь повысит расходы  бюджета на их финансовую поддержку, приведет к мультипликации экономической неэффективности. С этой точки зрения смешанный подход выглядит более обоснованным. Единую дивидендную политику лучше апробировать на уровне однородной группы подготовленных для этих целей крупных компаний, проводя нововведение постепенно, выстраивая аналитическую систему, «нащупывая» оптимальный минимальный коэффициент дивидендов. Переход же к централизованной дивидендной политике будет следующим шагом, выполненным в подготовленных для этого внешних и внутренних условиях.

 

Заключение

Прибыль характеризует  финансовый результат хозяйственной  деятельности акционерного общества, поэтому любое коммерческое акционерное  общество стремится к получению  прибыли и ее увеличению за планируемый  период. Однако показатели эффективности и перспективы дальнейшего функционирования и развития акционерного общества зависят не только от размера прибыли в текущем году, но и от ее эффективного распределения по направлениям его деятельности. Одним из таких направлений является распределение чистой прибыли в виде выплаты дивидендов акционерам, т.е. собственникам акционерного общества. Следствием этого является необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики, которая в результате выступает как одна из форм распределения чистой прибыли акционерного общества.

Решения акционерного общества в области дивидендов переплетаются  с другими решениями по финансированию и инвестиционными решениями. Некоторые  акционерные общества выплачивают  низкие дивиденды, поскольку менеджмент оптимистично настроен относительно перспектив общества и намерен использовать чистую прибыль на цели развития. В этом случае дивиденды выплачиваются, если после удовлетворения инвестиционных нужд акционерного общества остается не капитализированная прибыль. Другие акционерные общества финансируют капвложения за счет долгосрочных кредитов и займов, что позволяет направлять значительную часть чистой прибыли на выплату дивидендов.

В научной среде до сих пор существует полемика о  том, насколько важна дивидендная  политика в деятельности акционерного общества, следует ли выплачивать дивиденды, влияет ли выплата дивидендов на его рыночную стоимость и, следовательно, на благосостояние акционеров. Так, одна группа зарубежных ученых (М.Миллер, Ф.Модильяни и др.) считает, что решение о величине выплачиваемых дивидендов не влияет на рыночную цену акций компании и, следовательно, на благосостояние ее акционеров, поэтому дивиденды платить необязательно. Вторая группа зарубежных ученых (М.Гордон, Дж.Линтнер и др.) утверждает, что акционеры заинтересованы в выплате высоких дивидендов, что, в свою очередь, способствует повышению спроса на акции, увеличению их курсовой стоимости и, в конечном итоге, росту благосостояния акционеров. Третья группа зарубежных ученых (Р.Литценбергер, К.Рамасвами и др.) уверена, что дивиденды нужно выплачивать в зависимости от уровня налогообложения и при большем налогообложении дивидендов по сравнению с налогообложением доходов от прироста капитала, предприятию следует минимизировать дивиденды, а чистую прибыль направлять в перспективные инвестиционные проекты. Только при соблюдении этих условий рыночная стоимость предприятия и благосостояние акционеров будут расти.

Разнообразные теоретические  подходы к формированию дивидендной  политики рассматривают этот процесс  с позиций воздействия на рыночную стоимость предприятия и благосостояние акционеров. Они определяют важность ее формирования в целом, однако не дают четкого ответа, какова оптимальная дивидендная политика для российских акционерных обществ, что подчеркивает актуальность темы исследования. Вместе с тем, по итогам структурной перестройки экономики Российской Федерации за последние пятнадцать-двадцать лет можно говорить о том, что первоначальный период становления российских акционерных обществ уже пройден. В условиях дальнейшего последовательного развития рыночной экономики осознание важности формирования дивидендной политики является объективной необходимостью для максимизации рыночной стоимости и устойчивого развития хозяйственной деятельности российских акционерных обществ.

Актуальность темы данного  исследования также подтверждается тем, что опыт большинства российских акционерных обществ в вопросе  о дивидендной политике находится  в стадии становления, а решение  о выплате дивидендов не рассматривается  предприятиями как инструмент воздействия на рыночную стоимость предприятия. Так, по некоторым оценкам, «не менее 60-70% акционерных капиталов в России собрано крупные или контролирующие пакеты, собственники которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости предприятия, в получении доходов через дивиденды и на основе роста биржевых котировок».[14] Данное исследование обращает внимание на важность формирования и оптимизации дивидендной политики в процессе инвестиционной и финансовой деятельности российских акционерных обществ.

 

Список использованной литературы

1.  Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.08.2005 №520) // Собрание законодательства РФ, 29.09.2003, №39, ст. 3766.

2.  Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 .3384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2004 №811) // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, .323, ст. 2366.

3.  Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2006.

4.  Аналитический обзор "Российский рынок транспортно-логистических услуг: итоги 2006 года и перспективы развития до 2012 года". М., 2007.

5.  Балобанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2006.

6.  Банковское дело: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. /под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.

7.  Банкротство в России // http://www.bankr.ru.

8.  Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с.

9.  Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. М.: Книга-центр, 2007.

10.  Бланк И.А. Управление формированием капитала. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2000.

11.  Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2007. – 653 с.

12.  Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2001.

13.  Быльцов С.Ф. Настольная книга российского инвестора: Учеб. практ. пособие/ С.Ф. Быльцов. – СПб.: Бизнес-Пресса, 2007. – 506 с.

14.  Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. – М.: Дело и Сервис, 2006.

15.  Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление. – М.: Дело и Сервис, 2007.

16.  Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и Сервис, 2006.

17.  Ежеквартальный отчета ОАО «РЖД» за 2 квартал 2007 года.

18.  Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцева В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

19.  Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. – М.: Омега-Л,2007.

20.  Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: Методология и практика. – М.: Генезис, 2001.

21.  Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 496с.

22.  Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 514 с.

23.  Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2005

24.  Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2000.

25.  Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 496 с.

26.  Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2007.

27.  Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2007.

28.  Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.: Перспектива, 2005. – 368 с.

29.  Миркин Я.М. Что ждет Россию в будущем (макроэкономика, фондовый рынок)? Журнал Эквивалент, 2002, №1.

30.  Окулов В. Количественная оценка ликвидности акций компании на российском фондовом рынке // Рынок ценных бумаг. – 2005. – №23. – С. 43-49.

31.  Отраслевой обзор. Железнодорожный транспорт России // ФК-Новости, 01.11.2007.

32.  Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2006.

Информация о работе Дивидентная политика предприятия РЖД