Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:18, курсовая работа
Целью данной работы является подробный анализ принципов организации работы финансовой службы предприятия, а также рассмотрение функций и полномочий финансовой службы.
Исходя из цели, в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть роль финансовой службы в управлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
Рассмотреть функции и полномочия финансовой службы
Конкретные формы и методы реализации задач управления финансами определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой выступают:
■ учетная политика- может быть представлена бухгалтерией
На бухгалтерию полагаются
обязанности вести
■ кредитная политика – может быть представлена аналитическим отделом
Аналитический отдел обязан
анализировать и оценивать
■ политика управления денежными
средствами - может быть представлена
отделом финансового
Отдел финансового планирования разрабатывает планы и бюджеты предприятия (баланс доходов и расходов, бюджет движения денежного средства, баланс активов и пассивов и т.п.) ;
■ политика в отношении управления издержками - может быть представлена оперативным отделом.
Оперативный отдел выполняет сбор счетов, накладных прослеживает их оплату, обеспечивает эффективные взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных средств, контрагентами - по поводу оплаты товаров услуг, решение спорных вопросов, государством по поводу уплаты налогов, обязательных платежей, штрафов, пени и других мероприятий экономического влияния на предприятие;
■ дивидендная политика - может быть представлена отделом по работе с ценными бумагами.
Отдел по работе с ценными бумагами занимается формированием и управлением портфелем ценных бумаг, обеспечивает его эффективность с позиции доходности и риска.[6]
При разработке обязанностей финансовой службы предприятия необходимо исходить из следующих моментов приведенных ниже.
Универсального рецепта формирования финансового блока не существует.
В каждой конкретной ситуации
структура финансовой службы и функции
ее сотрудников будут зависеть от
целого ряда факторов: специфики бизнеса,
требований собственников и
Чтобы структура финансовой
службы была оптимальной, рекомендуется
обсудить с руководством компании задачи
финансовой службы, вытекающие из стратегических
целей, возможность делегирования
полномочий, необходимых для реализации
этих задач, круг обязанностей сотрудников,
а также систему оценки деятельности
финансового блока и его
Создавая финансовый блок,
придется учитывать специфику бизнеса,
традиции, сложившиеся в компании,
– например, исполнение смежных
функций сотрудниками, особенности
организационной структуры. Безусловно,
это несколько осложняет
Для успешного формирования финансового блока финансовый директор должен определить, какие функции будет выполнять финансовая служба и какие подразделения войдут в ее состав. Затем необходимо разработать и утвердить документы, регламентирующие деятельность финансовой службы и ее подразделений, а также должностные инструкции для каждого из сотрудников: в ходе согласования и утверждения этих документов снимаются многие вопросы, связанные с численностью сотрудников, требованиями к их квалификации, фондом оплаты труда.[9]
Рассмотрим задачи, которые придется решать финансовому директору. Именно из этого следует исходить, определяя функции финансовой службы компании и включая в состав ФЭС то или иное подразделение.
1)Финансовый контроллинг.
Контроллинг можно охарактеризовать как систему определения целей, прогнозирования и планирования, установления механизмов и инструментов достижения поставленных задач, а также проверки того, насколько успешно они выполнены. Эту работу, как правило, выполняет отдел финансового контроллинга, или планово-экономический отдел. При определении функций сотрудников этого подразделения следует помнить, что система контроллинга держится на «четырех китах»: учете, анализе, планировании и организации бизнес-процессов, относящихся к компетенции финансового директора.
2)Казначейская функция.
К компетенции казначейства компании обычно относится текущее управление денежными потоками, определение очередности платежей, порядка взаиморасчетов, валютообменные операции, а также контроль платежей и остатков на счетах компаний внутри периметра группы, если речь идет о холдинге. Чаще всего казначейство выделяется в отдельное подразделение в крупных и средних компаниях, в небольших фирмах соответствующие функции выполняют один или несколько сотрудников (например, менеджер по работе с банками).
3)Привлечение финансирования.
Для привлечения финансирования и выбора наиболее выгодного способа размещения временно свободных средств в рамках ФЭС может создаваться отдел финансирования (кредитный отдел). Однако во многих компаниях функция привлечения и размещения денежных средств нередко также находится в сфере ответственности казначейства. При этом деятельность данных подразделений не ограничивается только лишь выбором надежного банка и получением кредитов на приемлемых для компании условиях.
Они нередко проводят работу по амещению кредитных линий на банковские гарантии с отсрочкой платежа, выпуску ценных бумаг (векселей и облигационных займов), внедрению факторинга, а также подготовительные работы по выводу компаний на IPO.
4)Нормирование.
Нормирование, так или
иначе, затрагивает различные сферы
деятельности компании. Это может
быть нормирование затрат, показателей,
характеризующих состояние
И если руководитель компании играет роль некоего ускорителя бизнеса, то финансовый директор – владелец процесса «нормирование» – выступает как ограничитель, поскольку его задача – не позволить компании шагнуть за пределы своих возможностей. В процессе нормирования функции подразделений финансовой службы могут быть распределены по-разному. Например, за нормирование затрат может отвечать как бухгалтерия, так и отдел управленческого учета (нередко совместно с производственными подразделениями); за нормирование оборотных активов – тот же отдел контроллинга.
5)Экспертиза инвестиционных проектов.
Хотелось бы подчеркнуть,
что разработкой
В процессе согласования и утверждения регламентов для ФЭС снимаются многие вопросы, связанные с численностью сотрудников, требованиями к их квалификации, фондом оплаты труда
6) Организация и ведение бухгалтерского и налогового учета.
Данная функция не требует особых пояснений. Отметим только, что ответственность за представление налоговой, финансовой и статистической отчетности в контролирующие органы лежит на главном бухгалтере. Его действия сосредоточены на том, как правильно рассчитать налоги в рамках действующей системы налогового учета. Финансовый директор отвечает за формирование учетной и налоговой политики, которые тесно связаны с налоговым планированием. При этом работа финансового директора сравнима по сложности с работой сапера на минном поле.
Если он привел свое предприятие к успеху и не «взорвался», значит, учел все юридические и финансовые тонкости при формировании финансово-правовой схемы деятельности компании (см. ниже).
Один из вопросов, который
нельзя считать однозначно решенным,
– определение уровня подчиненности
главного бухгалтера. Главный бухгалтер,
следуя закону о бухгалтерском учете,
должен подчиняться генеральному директору.
Если же исходить из логики управления,
то его непосредственным руководителем
является финансовый директор. Еще
более усложняется ситуация, когда
бизнес-структура состоит из нескольких
юридических лиц, поскольку это
подразумевает наличие
Можно предложить достаточно простое решение. Ничто не помешает вам поставить во главе отдела бухгалтерского учета и отчетности не главного бухгалтера, а руководителя отдела бухгалтерского учета и отчетности. И тогда вопроса о том, кто кому подчиняется, просто не возникнет.
Следует ли помимо отдела бухгалтерского учета и отчетности создавать специальный отдел налогового планирования или же соответствующие функции будут выполняться сотрудниками бухгалтерии, – не так принципиально. Все зависит от того, насколько велика сама компания, суммы налоговых платежей, каков объем договорной работы.
7) Разработка и внедрение
финансово-правовой схемы
За реализацию этой функции
отвечает как финансовый блок компании,
так и юридический. Иногда компании
формируют договорно-
8) «Смежные» функции.
Имеются еще две спорные функции, за ведение которых может отвечать финансовый директор, – внедрение информационных технологий и внутренний контроль (аудит).
Многие компании включают в состав финансового блока службу информационных технологий. Это вызвано тем, что финансовый директор нередко является основным инициатором автоматизации бухгалтерского, налогового, финансового и управленческого учета. На мой взгляд, информационные технологии играют настолько важную роль в формировании бизнес-процессов компании, причем не только финансовых, что более эффективно выделить IT-подразделение в отдельный блок, подчиненный непосредственно генеральному директору. Что касается внутреннего контроля, то во многих компаниях соответствующая служба отвечает за анализ предпринимательских рисков и контролирует процедуры управления по всем аспектам деятельности компании. Поэтому, для того чтобы оставаться беспристрастным, это подразделение должно подчиняться непосредственно генеральному директору. Однако в компаниях, где кредит доверия финансовому директору высок, функция внутреннего контроля делегируется финансовой службе. Таким образом, отдел внутреннего контроля (или контрольно-ревизионное управление) становится составной частью финансовой службы.
Несколько иначе обстоят дела с внутренним аудитом. Тенденция такова, что внутренний аудит затрагивает в том числе и деятельность любого топ-менеджера компании, и ни финансовый директор, ни генеральный не являются здесь исключением.
Поэтому соответствующее подразделение обычно напрямую подчиняется совету директоров или собственнику компании.[8]
Определившись с функциями и структурой финансовой службы и согласовав их с руководством, следует зафиксировать полученный результат в документах, регламентирующих деятельность финансовой службы, ее подразделений и сотрудников. Помните: что сделано, но не задокументировано, не сделано вовсе.
О каких документах идет речь? Это набор положений, правил, инструкций, регламентирующих бизнес-процессы, владельцем которых является финансовый директор, причем как базовые (бюджетирование, учет, привлечение финансирования, проведение платежей; регламентируются соответственно бюджетной, учетной, кредитной политикой, порядком проведения платежей, составления финансовой отчетности), так и связанные непосредственно с управлением персоналом финансовой службы. Последние часто называют HR-процессами. В процессе разработки, согласования и утверждения документов, регламентирующих эти процессы, снимаются многие вопросы, связанные с количеством сотрудников финансового блока, с требованиями к их квалификации, с фондом оплаты труда. При изменении требований к функциональным обязанностям сотрудников со стороны руководства компании регламентирующие документы, утвержденные ранее, позволят свести к минимуму потенциальные конфликты, изменить штатную численность и пересмотреть заработную плату.
Несколько важных правил формирования финансовой службы:
Информация о работе Финансовая служба предприятия: функции и полномочия