Финансовое планирование и бюджетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе оценки финансового плана и финансовых показателей предприятия предложить пути совершенствования финансового планирования и контроля на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии
1.1 Сущность, задачи и функции финансового планирования
1.2 Виды финансового планирования
1.3 Бюджетирование как элемент финансового планирования
2. Финансовое планирование в ООО «Генерирующая компания»
2.1 Краткая характеристика ООО «Генерирующая компания»
2.2 Анализ финансового плана предприятия на основе бюджета доходов и расходов
2.3 Пути совершенствования финансового планирования на предприятии ООО «Генерирующая компания»
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, бюджет доходов и расходов позволяет планировать прибыль и, следовательно, рентабельность предприятия, а также рассчитать плановое значение маржинального дохода предприятия. Это означает, что по БДР можно выполнить весьма содержательный анализ финансового плана предприятия.

БДР позволяет рассчитать несколько финансовых коэффициентов:

- рентабельность продаж;

- коэффициенты расходов (затрат);

- маржинальная рентабельность.

Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями рентабельности и прибыли. Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и др.

Составим бюджет доходов и расходов по предприятию ООО «Генерирующая компания», по данным приложения В, результаты сведены в таблицу 2.2.1

 

Таблица 2.2.1 – Бюджет доходов и расходов за 2010-2011 годы

Статьи бюджета

2010

2011

1. Выручка

27409724

31401527

2. Себестоимость продукции

23855872

28716739

3. Прибыль от реализации

3553852

2684788

4.Операционные доходы и расходы

268828

181719

5. Балансовая прибыль

3285024

2503069

6. Налог на прибыль

875597

682945

7. Чистая прибыль

2409427

1820124

Рентабельность продаж

9%

6%

 

Из таблицы видно, что произошло снижение выручки, прибыли от реализации, увеличилась себестоимость продукции и, как следствие, уменьшилась доля чистой прибыли. Составление бюджета доходов и расходов необходимо для того, чтобы знать какова прибыль / рентабельность компании.

Рассмотрим показатели рентабельности.

Показатели рентабельности – это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон – ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Поэтому известны две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (капитала) и рентабельность продаж .

Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.

Инвесторы (собственники и лендеры) являются основными поставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход – чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов (ROA), во втором – рентабельность инвестированного капитала (ROI).

Рассчитаем рентабельность активов за предшествующий год по формуле (2.1):

 

ROA0 = NI+IE/ТА, (2.1)

где NI – чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению среди собственников);

IE - проценты к уплате;

TA – совокупный объем активов (итог баланса-нетто);

CL – краткосрочные обязательства.

ROA0 = 2409427 + 49229/12410158 = 0,20

Рассчитаем рентабельность активов за отчетный период:

ROA1 = 1820124 + 96320/ 15305047 = 0,13

Показатель ROA дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия; иными словами, оценивается правильность выбора именно такого инвестирования. Снижение данного показателя в динамике говорит о менее эффективном вложении инвестиций, по сравнению с 2007 годом.

Рассчитаем рентабельность инвестированного капитала за предыдущий год по формуле (2.2):

 

ROI0 = NI + IE/TL – CL, (2.2)

 

ROI0 = 2409427 +49229 / 12410158 – 1935298= 0,23

Рассчитаем рентабельность инвестированного капитала за отчетный период:

ROI1 = 1820124 + 96320 / 15305047 – 1204477 = 0,14

Показатель ROI характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием – он оценивает доходность долгосрочного капитала. Ухудшение данного показателя в динамике говорит о снижении долгосрочного капитала, что свидетельствует об ухудшении отношений между инвестором и предприятием.

Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала (ROE), рассчитывается по формуле (2.3):

 

RОЕ = NI /E,  (2.3)

 

где Е – собственный капитал

Определим рентабельность собственного капитала за предшествующий период:

ROE0 = 2409427 / 10084599 = 0,24

Определим рентабельность собственного капитала за отчетный период:

ROE1 = 1820124/ 11663781 = 0,16

Таким образом, инвестиции собственников предприятия значительно снизились с 24% до 16%, что говорит об уменьшении чистой прибыли у предприятия и что в условиях работы вложения собственников в активы предприятия окупаются в среднем за 6-7 лет (100%:16%).

Рассмотренные показатели дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

1. Валовая рентабельность реализованной продукции, рассчитывается по формуле (2.4):

 

Рв = Вп / Вр,  (2.4)

 

где Вп – валовая прибыль;

Вр – выручка от реализации.

Рассчитаем валовую рентабельность реализованной продукции за предшествующий период:

Рв0 = 3553852 / 27409724 = 0,13

Определим валовую рентабельность реализованной продукции за отчетный период:

Рв1 = 2684788 / 31401527 = 0,10

Валовая рентабельность реализованной продукции также снизилась, из-за резкого уменьшения валовой прибыли предприятия.

2. Операционная рентабельность реализованной продукции:

 

Ро = По / Вр,

 

где По – операционная прибыль

Операционная прибыль рассчитывается по формуле (2.5):

 

По = В – Ср – Кр – Ур,  (2.5)

 

где В – выручка без НДС;

Ср – себестоимость реализации;

Кр – коммерческие расходы;

Ур – управленческие расходы

Найдем операционную рентабельность за предыдущий период:

Ро0 = 27409724 – 23855872 / 27409724=0,13

Рассчитаем операционную рентабельность за отчетный период:

Ро1 = 31401527 – 28716739/ 31401527 = 0,09

Таким образом, операционная рентабельность, по сравнению с 2007 годом, снизилась с 13% до 8,5%, что говорит об уменьшении операционной прибыли с каждого рубля проданной продукции.

3. Чистая рентабельность реализованной продукции находится по формуле (2.6):

 

Рч = Пч /Вр,  (2.6)

где Пч – прибыль чистая.

Рассчитаем чистую рентабельность реализованной продукции за предыдущий период:

Рч0 = 2409427 / 27409724 = 0,09

Определим чистую рентабельность реализованной продукции за отчетный период:

Рч1 = 1820124/ 31401527 = 0,06

Рассмотрим, что повлияло на снижение рентабельности продаж, для этого проанализируем динамику и состав прибыли за 2010 и 2011 годы.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат деятельности предприятия и является его основной целью.

Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций:

- служит критерием и показателем эффективности деятельности организации;

- выполняет стимулирующую функцию;

- служит источником формирования бюджетов различных уровней;

- служит источником развития предприятия и прироста акционерного капитала;

- выполняет социальную функцию.

Прибыль организации за финансовый год характеризует его финансовые результаты, которые отражаются системой взаимосвязанных отчетных показателей. Основные показатели финансовых результатов и механизм их формирования отражены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности. Отправным моментом при расчете прибыли является выручка от продажи.

Валовая прибыль определяется как разность между выручкой нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета НДС, акцизов и аналогичных платежей) и себестоимостью продукции при определении валовой прибыли включаются прямые затраты на сырье, материалы, оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Прибыль брутто характеризует эффективность собственно производства.

Прибыль (убыток) от продаж является разностью между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов. Она характеризует эффективность основной деятельности предприятия, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) складывается из прибыли от продаж и суммы прочих доходов (процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих операционных и внереализационных доходов) за вычетом соответствующих расходов (процентов к уплате, прочих операционных и внереализационных расходов). Она характеризует финансовый результат от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода определяется путем корректировки прибыли (убытка) до налогообложения на величину отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств текущего налога на прибыль. Нераспределенная чистая прибыль является конечным финансовым результатом организации, определенным за отчетный период, уменьшенным на величину налогов и обязательств, уплачиваемых в соответствии с законодательством за счет прибыли. Анализ динамики и состава прибыли приведен в таблице 2.2.2(Приложение 2)

 

Прибыль до налогообложения по итогам деятельности ООО «Генерирующая компания» за 2011 год составила 2503,1 млн. руб., что ниже прибыли до налогообложения, полученной за 2010 год, на 781,9 млн. руб. или на 23,8%.

По итогам производственно – хозяйственной деятельности предприятия за 2011 год чистая прибыль составила 1820,1 млн. руб., что на 24,5% ниже уровня, полученного за аналогичный период 2010 года. На снижение объемов чистой прибыли ООО «Генерирующая компания» за 2011год по сравнению с 2010 годом повлияли следующие факторы:

- снижение физических объемов производства тепловой энергии на 5,3%, вызванное снижением спроса потребителей. Справочно: ОАО «Нефтекамскнефтехим» за 2011 год снизил объемы тепловой энергии по сравнению с 2010 годом на 3,9%, ОАО «Нефтекамскшина» на 5,7%.

- снижение физических объемов производства по электрической энергии на 3,4% в период низких цен электрической энергии.

- опережающий темп роста себестоимости производства электрической и тепловой энергии на 20,3% (или на 4813,5 млн. руб.), в том числе на технологическое топливо – на 26,2% (доля затрат на топливо в структуре себестоимости производства электрической и тепловой энергии составляет 71,6%), по сравнению с темпом роста товарной продукции на 14,4% (или на 3938,6 млн. руб.)

Несмотря на то, что из-за снижения электропотребления во 2 полугодии 2011 года, вызванного спадом на мировых финансовых рынках, фактический объем производства электрической энергии по компании на 7,9% ниже принятого в Сводном прогнозном балансе поставок электрической энергии и мощности утвержденной приказом ФСТ №402-э/5 от 5 ноября 2010 года, а отпуск тепловой энергии с коллекторов ниже уровня прошлого года на 8,6%. Достигнутые результаты деятельности свидетельствуют об устойчивом финансовом положении ООО «Генерирующая компания».

Следующий коэффициент – коэффициент расходов (Кр). Позволяет наметить направления экономии ресурсов, повышения производительности труда, снижения материалоемкости продукции и т. д.

Рассчитаем коэффициенты расходов за отчетный период (Кр1) и за предыдущий год (Кр2) по электроэнергии (Кэ), теплоэнергии (Кт.э) и конденсату (Кк) по формуле (2.7):

Информация о работе Финансовое планирование и бюджетирование