Финансовое планирование и бюджетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе оценки финансового плана и финансовых показателей предприятия предложить пути совершенствования финансового планирования и контроля на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии
1.1 Сущность, задачи и функции финансового планирования
1.2 Виды финансового планирования
1.3 Бюджетирование как элемент финансового планирования
2. Финансовое планирование в ООО «Генерирующая компания»
2.1 Краткая характеристика ООО «Генерирующая компания»
2.2 Анализ финансового плана предприятия на основе бюджета доходов и расходов
2.3 Пути совершенствования финансового планирования на предприятии ООО «Генерирующая компания»
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

 

Кр = Сп / Вр,  (2.7)

 

где Сп – себестоимость продукции.

Коэффициент расхода электроэнергии за отчетный и предыдущий период:

Кэ1= 17124935/31401527 = 0,55

Кэ2 = 14253118/ 27409724 = 0,52

Коэффициент расхода теплоэнергии за отчетный и предыдущий периоды:

Кт.э1 =10614037/31401527 = 0,34

Кт.э.2 = 8708784/27409724 = 0,32

Коэффициент расхода конденсата за отчетный и предыдущий периоды:

Кк1 = 803135/31401527 = 0,03

Кк2 = 766663/27409724 = 0,03

Прочая продукция составила 0,08 и 0,13 соответственно.

Таким образом, большую часть расходов (0,55) составили расходы на производство электроэнергии и они возросли, по сравнению с 2010 годом, на 0,03. Далее идут расходы на производство теплоэнергии и они также увеличились с 0,32 до 0,34. Расходы на конденсат остались неизменны и составили 0,03. Расходы на прочую продукцию снизились с 0,13 до 0,08.

Следующий коэффициент – маржинальная рентабельность (Мр), вычисляется по формуле (2.8):

 

Мр = В – ПЗ/ В,  (2.8)

 

где В – выручка;

ПЗ – переменные затраты.

Найдем маржинальную рентабельность за отчетный (Мр1) и за предыдущий (Мр2) периоды:

Мр1 = 31401527-17230043/ 31401527 = 0,45

Мр2 = 27409724 – 14313523/ 27409724 = 0,48

Маржинальная рентабельность снизилась с 0,48 до 0,45. Таким образом, предприятие затратило на покрытие постоянных затрат и на получение прибыли на 0,03 пунктов меньше.

Таким образом, можно отметить снижение всех технико-экономических показателей деятельности предприятия за 2011 год, по сравнению с 2010 годом.

2.3. Пути совершенствования финансового планирования на предприятии ООО «Генерирующая компания».

Планирование на многих предприятиях начинается, как и прежде, с объема производства продукции, хотя в рыночных условиях идеология качественно иная: планируется прежде всего объем реализации продукции. До сих пор нет четкого понимания отличий плана от бюджета на уровне предприятий и корпораций. В правительственном документе о разработке финансовой политики предприятия понятия «сводный» и «консолидированный» бюджеты отождествляются и т. д.

В связи с вышеперечисленным можно сделать вывод, что назрела необходимость в разработке концепции финансового планирования. Особенно это касается крупных предприятий и корпораций с разветвленной и шахтной структурами управления. Необходимость составления планов связана с неопределенностью будущей законодательной базы, экономической ситуацией в стране. Кроме того, ему принадлежит координирующая роль, так как любое рассогласование деятельности фирм требует финансовых затрат на его преодоление.

Если придерживаться западной идеологии менеджмента, где превалирует стратегическое управление, то концептуально просматривается два уровня финансового плана: стратегический и тактический. Состав показателей, степень их детализации зависят от планового периода.

Используя зарубежный опыт финансового планирования можно рекомендовать исследуемому нами предприятию разрабатывать стратегические финансовые планы.

Стратегический финансовый план представляет собой систему целей финансовой деятельности, направленных на максимизацию стоимости предприятия. Стратегические цели по длительности планируют, как правило, от года. К ним можно отнести темпы и пропорции финансовых показателей, философию финансовой политики. В качестве целевых стратегических нормативов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия могут быть установлены:

- среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;

- минимальная доля собственного капитала в общем объеме используемого капитала предприятия;

- коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия;

- минимальный уровень денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия;

- минимальный уровень самофинансирования инвестиций;

- предельный уровень финансовых рисков в разрезе основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

Критерием эффективности финансовой стратегии может служить «золотое правило» экономики, описанное моделью:

 

Тп > Тв > Та > Тск,  (3.1)

где Тп – темп роста прибыли;

Тв – темп роста объема продаж (выручки);

Та – темп роста активов;

Тск – темп роста собственного капитала.

Рассмотрим эффективность данной финансовой стратегии на примере анализируемого предприятия, проанализировав показатели прибыли за 2010 и 2011 годы, для этого составим таблицу 2.3.1(Приложение 3)

В результате получаем следующую модель:

 

Тп > Тв < Та > Тск

Таким образом, мы видим, что нарушается условие Тв < Та, то есть выручка от реализации меньше, чем активы предприятия, а если в результате разработки руководством финансовой идеологии и финансовых нормативов нарушается соотношение, рекомендованное моделью, то стратегию нужно корректировать до тех пор, пока не будет удовлетворять критерию эффективности. Только в этом случае цель считается достигнутой.

Для достижения этой цели, мы рекомендуем нашему предприятию расширять круг потребителей электро и теплоэнергии, выходить за пределы Татарстана, завоевывая другие регионы России.

Если принять за основу парадигму западного менеджмента в концепции финансового планирования на российских предприятиях и в корпорациях, то сразу исчезнет блуждание в терминах и возникнет четкая идентификация. «План» и «программа» соответствует нашим концептуальным понятиям «стратегический финансовый план» и «финансовые политики», понятие «бюджет» соответствует понятию «тактический финансовый план».

Итоговым документом второго уровня финансового планирования, т. е. тактического плана является генеральный бюджет или мастер-бюджет. Генеральный бюджет является совокупностью трех основных бюджетов:

- бюджета доходов и расходов;

- бюджета движения денежных средств;

- расчетного (прогнозного) баланса.

Для анализируемого нами предприятия можно рекомендовать составление сводного баланса, так как бюджет доходов и расходов и бюджет по балансовому листу на предприятии составляются, для этого составим таблицу 2.3.2(Приложение 4)

Названные финансовые документы позволяют прогнозировать эффективную финансовую деятельность (первый документ), текущую платежеспособность (второй документ) и финансовую устойчивость (третий документ).

Таким образом, предлагаемая концепция финансового планирования на предприятиях основана на следующих принципах.

- необходим единый методологический подход в финансовом планировании, основанный на идее развития рыночных отношений.

- главной парадигмой финансового планирования должна стать идея стратегического планирования, а не долгосрочного управления.

- в рамках стратегического управления финансовое планирование должно включать последовательность документов: стратегический план (система целей), финансовые политики (программы) и основной бюджет (тактические планы).

- за основу принять встречное планирование: сверху вниз и снизу вверх.

- нормативными документами четко разделить понятия сводный, или обобщенный, бюджет для предприятия и консолидированный бюджет для корпорации.

Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:

- перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период;

- ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;

-принять меры по изысканию дополнительных источников.

Взаимосвязь между планами можно представить в виде схемы на рисунке 2.3.1.(Приложение 5)

 

Как видно на схеме, система планов предприятия представляет собой достаточно разветвленную сеть. Задача финансового плана состоит в финансовом выражении тех целевых установок и количественных показателей, которые заданы другими планами.

Методика и инструментарий, применяемые различными видами планирования на предприятии, во многом схожи. Поэтому в дальнейшем элементы системы планирования целесообразно рассматривать в рамках финансового планирования.

Для того чтобы разработать механизм совершенствования организации финансового планирования на предприятии, необходимо, прежде всего, выделить проблемы, существующие на современных предприятиях в этой области, и объекты совершенствования.

На основании опыта работы специалистов консалтинговых фирм по постановке автоматизированных систем финансового планирования был выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия в области организации финансового планирования:

- нереальность формируемых финансовых планов, что связано с необоснованными плановыми данными по сбыту, планируемой долей денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, увеличенными потребностями в финансировании. Основной причиной такого положения дел является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. В результате планы не являются реальным инструментом управления;

- низкая оперативность составления планов. Это связано с отсутствием четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, длительностью процедуры согласования планов, недостатком и недостоверностью информации;

- отсутствие четких внутренних стандартов составления планов;

- «оторванность» стратегического планирования от текущего;

- слабая выполнимость планов с точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.

Многие причины возникновения проблем в области финансового планирования связаны с отсутствием организации самого процесса планирования. Причинами этого являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций.

Для решения указанных проблем в области финансового планирования необходимо определить, с какими элементами системы финансового планирования они в наибольшей степени связаны и какие инструменты могут быть использованы для их решения. Поэтому на анализируемом нами предприятии организация финансового планирования может быть успешной только тогда, когда:

- происходит координация интересов различных служб в процессе разработки плана и его реализации;

- создается единый порядок действий для всех работников предприятия;

- действует система мотивации, направленная на эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия;

- весь процесс планирования разбивается на отдельные модули, что существенно упрощает процесс разработки и реализации плана, а также контроль за его выполнением;

- разработана система документооборота, смысл которой заключается в том, что на ее основе можно получить объективное представление о производственно-хозяйственной деятельности на предприятии;

- существует взаимосвязь между долгосрочными и краткосрочными планами в целях нахождения оптимального решения в условиях ограниченного альтернатив использования ресурсов;

- составляемые на предприятии планы сбалансированы между собой.

Таким образом, только в результате этих функций на практике можно говорить о постановке и организации финансового планирования на исследуемом предприятии.

С нашей точки зрения, при совершенствовании системы финансового планирования на предприятии нужно идти от содержания к организации, а не наоборот. Поэтому перед предприятием должна прежде всего ставиться задача реформирования внутренней стороны системы.

 

 

Заключение

 

В курсовой работе была раскрыта тема финансового планирования и бюджетирования на предприятии.

Рыночная экономика существенно изменила методологию финансового планирования, место и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием. Усилилась их стимулирующая роль в повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Финансовые планы перестали носить директивный характер. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом.

Перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование позволяет обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предприятия и повысить ее эффективность.

Проведенный анализ финансового плана предприятия ООО «Генерирующая компания» показал, что произошло снижение всех основных финансовых показателей, таких как: рентабельность, коэффициент автономии, период оборачиваемости запасов и другие. На это повлияли следующие факторы:

Информация о работе Финансовое планирование и бюджетирование