Финансовое прогнозирование и выбор источников финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Основные цели курсовой работы, во-первых, систематизировать и исследовать теоретические вопросы и основные методы бюджетирования для повышения эффективности работы организации, рассмотрев для этого следующие основные моменты: основные принципы и функции; подходы к бюджетному планированию; организацию процесса бюджетирования. А во-вторых, рассмотреть проблемы выбранной темы с практической точки зрения, оценив бюджетирование на конкретном предприятии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….. 3
I. Теоретическая часть
1. Финансовое прогнозирование, его содержание и значение …………… 5
2. Понятие, классификация и функции бюджетирования ………………. .14
II. Практическая часть .………………………………………………….. … 29
Заключение ………………………………………………………………………… .51
Использованная литература ……………………………………………. ……….... 52

Файлы: 1 файл

Курсовая ФМ.docx

— 332.03 Кб (Скачать файл)

Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении проекта бюджета. Показатели баланса финансовых ресурсов формируются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год. Этот финансовый прогноз составляется на один календарный год.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на территории конкретной административно-территориальной единицы (страны, субъекта РФ, муниципального образования). Он охватывает находящиеся в распоряжении органов власти, организаций основные источники средств, направляемых на развитие производства (капитальные вложения) и осуществление социальных программ, и не включает денежные средства населения.

С точки зрения межбюджетных отношений эти балансы позволяют на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений и решений, принимаемых органами государственной власти в отношении финансовой обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Баланс построен по методу двойной записи — доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел — Доходы, II раздел — Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.

При расчете показателей раздела I баланса финансовых ресурсов учитываются показатели отчетного баланса, прогноза социально-экономического развития, изменения налогового и бюджетного законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, другие обстоятельства, которые могут повлиять на объем доходов субъектов хозяйствования и субъектов власти в прогнозируемом периоде. Кроме того, принимаются во внимание положения, связанные с проводимой государственной политикой в области межбюджетных отношений, в частности при разграничении и распределении доходов по уровням бюджетной системы, предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней.

Доходы баланса финансовых ресурсов, исчисленные на душу населения, определяют финансовую обеспеченность субъекта РФ, муниципального образования, которая может служить индикатором для оценки реальной потребности в дополнительных финансовых ресурсах, направляемых соответственно из федерального или регионального бюджета. 
В разделе II баланса финансовых ресурсов отражаются расходы, прогноз которых осуществляется исходя из проектных расчетов доходных статей баланса с учетом необходимости снижения дефицита финансовых ресурсов. В расходной части баланса отражаются расходы, осуществляемые на территориях административно-территориальных единиц из всех финансовых источников. Структура бюджетных показателей расходов определяется в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». При определении объема и направлений расходов принимается во внимание порядок, закрепляющий определенные обязательства (полномочия) за конкретным уровнем государственной власти или местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

В базовых показателях для расчета расходов принимается ожидаемая оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции и индексация заработной платы и материальных затрат. 
Баланс финансовых ресурсов на федеральном уровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учетом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Состав статей сводного финансового баланса РФ приведен в табл. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 2

Схема сводного финансового  баланса РФ

Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому планированию, т.е. составлению проекта бюджета. Сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета. 
Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, некоммерческие организации их, как правило, не составляют, а коммерческие организации разрабатывают по форме, аналогичной форме их финансового плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие организации могут составлять прогноз прибыли и убытков, прогноз движения денежных средств, прогноз активов и пассивов.

Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой — является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.

 

  1. Понятие, классификация и функции бюджетирования

 

Бюджет – это план деятельности предприятия в числовом выражении  на определенный период времени, как  правило, на один год.

Бюджетирование – это, с одной стороны, процесс составления  и принятия бюджетов, а с другой - управленческая технология, предназначенная  для выработки и повышения  финансовой обоснованности принимаемых  управленческих решений.

Это сложная система, включающая в себя следующие элементы: совокупность связанных между собой плановых документов, в которых детально отражена предполагаемая деятельность как отдельных подразделений организации, так и всего предприятия; управленческие воздействия, которые направлены на снижение к минимуму отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды; отчетность, с помощью которой можно быстро и удобно проанализировать и проконтролировать выполнение бюджетов отдельными службами организации и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом.

В общем виде основная задача бюджетирования в компании заключается  в том, что это основа планирования и принятия управленческих решений  в компании, с помощью которой  можно оценивать все аспекты  финансовой состоятельности компании и укреплять финансовую дисциплину.

Как и любому экономическому явлению, бюджетированию присущи и  положительные и отрицательные  стороны.

К основным достоинствам бюджетирования можно отнести:

- оказание положительного  воздействия на мотивацию и  настрой коллектива;

- возможность координации  работы предприятия в целом; 

- анализ бюджетов позволяет  своевременно вносить корректирующие  изменения; 

- опора на опыт составления  бюджетов прошлых периодов;

- усовершенствование процесса  распределения ресурсов;

- возможность проведения  сравнительного анализа достигнутых  и желаемых результатов. 

Недостатки у бюджетирования следующие:

- невозможность решать  повседневные, текущие проблемы  и отражать причины различных  отклонений;

- сложность и высокая  стоимость системы бюджетирования;

- если бюджеты не доведены  до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически  никакого влияния на мотивацию  и результаты работы, а вместо  этого воспринимаются исключительно  как средство для оценки деятельности  работников и отслеживания неполадок; 

- большие требования к  сотрудникам, в частности, высокой  производительности труда, возможность  возникновения конфликтов на  этой, а, следовательно, снижение  эффективности работы.

Существует много разновидностей бюджетов, которые применяются в  зависимости от структуры и размера  организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п. Их можно классифицировать по следующим  признакам.

По сферам деятельности предприятия  бюджет может быть по операционной деятельности, который конкретизирует соответствующие показатели, отражаемые в текущем плане доходов и  расходов по данной деятельности; по инвестиционной деятельности, который направлен  на детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности; по финансовой деятельности, который уточняет характеристики текущего плана поступления и расходования денежных средств.

Классификация по видам затрат предполагает выделять текущий оперативный  и капитальный финансовый бюджеты. Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой  издержки производства по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов  от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции. Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования  в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных  затрат, бюджет денежных средств предприятия и подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках бюджетные бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств.

По охвату номенклатуры затрат различают функциональный бюджет, который  разрабатывается по одной или  двум статьям затрат, и комплексный  бюджет, разрабатываемый по широкой  номенклатуре затрат – по производственному  участку, по административно-управленческим расходам.

По методам разработки выделяют фиксированный бюджет, который не зависит от изменения объемов работы, и гибкий, который устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде нормативов расходов.

По длительности планируемого периода бюджет может быть ежедневный, понедельный, месячный, квартальный  и годовой.

По периоду составления  выделяют оперативный бюджет, напрямую связанный с достижением целей  предприятия (к ним относится  план производства, материально-технического снабжения); текущий бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия  и перспективный бюджет стратегического  развития бизнеса и долгосрочной структуры организации.

Бюджет предприятия представляет собой систему взаимосвязанных  бюджетов. Он включает два основных элемента: систему операционных бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов) и систему финансовых бюджетов. Последовательность подготовки документов для процесс бюджетирования соответственная.

Система операционных бюджетов включает бюджеты: продаж, запасов готовой  продукции, производства, прямых материальных затрат (бюджет закупок материалов и бюджет производственных запасов), прямых производственных (операционных) затрат, общепроизводственных расходов, себестоимости реализованной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов. Операционные бюджеты в совокупности образуют систему финансовых бюджетов, включающую прогноз отчета о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств (кассовую смету) и прогнозный бухгалтерский баланс.

Помимо операционных и  финансовых в компании могут использоваться вспомогательные и специальные  бюджеты. Среди вспомогательных  бюджетов наибольшее значение имеют  план капитальных затрат и кредитный  план (план привлечения финансовых ресурсов). Их назначение заключается  в более тщательном планировании движения активов бизнеса, определения  системы условий и ограничений, которая может быть установлена  для данного бизнеса. Специальные  бюджеты показывают калькуляцию  или распределения отдельных  статей основных бюджетов: налоговый, распределения прибыли, отдельных проектов и программ. Набор этих бюджетов определяется руководством предприятия в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

Вспомогательные и специальные  бюджеты используются для подготовки исходной информации, необходимой для  составления основных бюджетов и  обработки итоговой информации в  них; более точного определения  целевых показателей и нормативов финансового планирования, более  четкого учета особенностей местного налогообложения.

Выделяют два основных метода бюджетирования: нулевой, актуальный для новой коммерческой организации, и традиционный метод планирования от достигнутого.

Сущность первого метода заключается в том, что каждый вид деятельности, осуществляемый в  рамках структурного подразделения, в  начале года с помощью конкретных показателей должен обосновать необходимость  выделения ему денежных средств. Это означает, что сотрудники должны будут готовить план затрат для их деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и прибыль от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. В результате высшее руководство получит необходимую информацию, позволяющую принять управленческое решение, в какую сферу деятельности направить финансирование.

Информация о работе Финансовое прогнозирование и выбор источников финансирования