Финансовое состояние предприятие и пути его укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Финансовое состояние предприятия (ФСП) представляет огромный интерес для государства, инвесторов, кредиторов, партнеров и других лиц.
Под финансовым состоянием предприятия понимается совокупность показателей и форм отчетности, характеризующих уровень развития финансов предприятия.
Финансовое состояние предприятия оценивается показателями, характеризующими наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Эти показатели отражают результаты экономической деятельности предприятия, определяют его конкурентоспособность, деловой потенциал, позволяют просчитать степень гарантий экономических интересов предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ пакова.docx

— 100.20 Кб (Скачать файл)

Для определения  вероятности банкротства предприятия  можно использовать и другие модели и методы, например, пятифакторную  модель Альтмана:

 Z2=0,012x1+0,014x2+0,033x3+0,0006x4+0,999x5,                 (1.6)

где:

x1 - отношение чистых оборотных средств к объему активов;

x2 – отношение нераспределенной прибыли к объему активов;

x3 – отношение балансовой прибыли к объему активов;

x4 – отношение рыночной стоимости акций к объему активов;

x5 – отношение выручки от реализации к объему активов.

Если результат  расчета Z2<1,8, то вероятность банкротства очень велика; если  0,7< Z2<1,9, то вероятность банкротства средняя; если Z2 равно от 2,8 до 2,9, то вероятность банкротства невелика; если Z2 >3, то вероятность банкротства ничтожно мала.

Модель разработаная Таффлером в 1997 году и рекомендуется для анализа как модель, учитывающая современные тенденции бизнеса и влияние перспективных технологий на структуру финансовых показателей.

Z=0,53х1 + 0,13х2 + 0,18х3 + 0,16х4,                                                                (1.7)

где:

x1 - отношение прибыли от реализации к краткосрочным обязательствам;

x2 – отношение оборотных активов к сумме обязательств;

x3 – отношение краткосрочных обязательств к объему активов;

x4 – отношение выручки к объему активов;

Если величина Z-счета  Таффлера больше 0,3 это говорит о  том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство  более чем вероятно.

 

 

 

 

Z=0,53*2,23+0,13*1,98+0,18*0,31+0,16*1,25=1,1819+0,2574+0,0558+0,2=1,69

Таким образом, проведенные  расчеты показали, что модель величина Z-счета  Таффлера имеет значение равное 1,69 и свидетельствует о том, что вероятность банкротства данного предприятия отсутствует.

 

 

 

 

 

 

2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ  ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В течение десятков лет государство проводило экономическую  политику отрицания возможности  банкротства государственных предприятий  в социалистической системе хозяйствования. Однако экономический, политический и  социальный кризисы в России изменили такое отношение. В результате государство  для проведения государственной  политики, направленной на предотвращение несостоятельности предприятий  и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией или  ликвидацией неплатежеспособных предприятий  создало Федеральную службу по финансовому  оздоровлению и банкротству

 Под финансовым оздоровлением предприятий понимается трансформация предприятий и изменение принципов их действия, направленные на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, посредством применения мер государственной поддержки, разработки и реализации планов финансового оздоровления, механизмов привлечения к кризисным предприятиям инвестиционных ресурсов, антикризисных компаний и инфраструктуры сопровождения реабилитационных процедур страховые, лизинговые,  иные компании.

     Основной  целью создания и приведения  в действие системы финансового  оздоровления является необходимость  приведения производственно-технологической  структуры промышленности в соответствие  рыночному платежеспособному спросу  при условии достижения прибыльной  работы предприятий.

Система оздоровления  предприятий должна решать следующие  задачи:

  • осуществлять мониторинг промышленных предприятий в целях  диагностики их текущего финансово-экономического и производственно-технического состояния;
  • обеспечивать контроль уровня состоятельности хозяйствующих субъектов в регионах;
  • выявлять кризисные предприятия и относить их к категории проблемных в соответствии с установленной системой критериев;
  • разрабатывать комплексные планы и отдельные мероприятия по финансовому оздоровлению проблемных предприятий;
  • осуществлять контроль реализации реабилитационных мероприятий;
  • привлекать инвесторов и необходимые бизнес - структуры к кризисным предприятиям для проведения эффективных антикризисных мероприятий;
  • обеспечивать взаимодействие и координацию исполнительных органов власти в рамках работы по финансовому оздоровлению и предотвращению банкротств;
  • обеспечивать усиление платежно-расчетной дисциплины кризисных предприятий с фискальной системой и наполняемость бюджета;
  • обеспечивать решение кадровой проблемы на кризисных предприятиях;
  • ограждать правовую и административную системы от рисков умышленного развала предприятий и насаждения субъектам РФ споров и тяжб;
  • создавать такие механизмы, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников процессов финансового оздоровления.

Таким образом, программа  оздоровления предприятий должна представлять собой действенные механизмы. Повышения  эффективности деятельности предприятий  и роста отдачи от них,  защиты предприятий и предотвращениях  банкротств посредством систематического экономического мониторинга, выявления  проблемных предприятий в рамках выработанных критериев, разработки планов финансового оздоровления и путей их внедрения, привлечения инвестиционных ресурсов, контроля реализации реабилитационных мероприятий и последующего уровня состоятельности объектов.

Для оздоровления финансового  состояния предприятия можно  провести следующие мероприятия: факторинг, форфейтинг, лизинг, операции с депозитными  сертификатами, франчайзинг, залоговые операции, репорт, валютный арбитраж.

 

2.1 Факторинг

 

Факторинг – переуступка  банку или специализированной факторинговой компании неоплаченных долговых требований (дебиторской задолженности), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания фирмы-поставщика.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

  1. Факторинговая компания или факторинговый отдел банка – специализированное учреждение, покупающее у своих клиентов требования к их покупателям. Фактически происходит покупка дебиторской задолженности и финансирование фирм-клиентов;
  2. Фирма-клиент (поставщик товара, кредитор) – фирма, заключающая соглашение с факторинговой компанией;
  3. Фирма-заемщик – покупатель товара.

 Покупка дебиторской  задолженности клиентов фактор-компанией чаще всего производится без права обратного требования и предусматривает оказание ряда услуг до окончания погашения счетов. Фактор-компания оценивает кредитоспособность имеющихся и потенциальных должников своего клиента и заранее устанавливает предельный размер аванса. Дебиторы получают копии счетов за вычетом дисконта и комиссионных. Факторинговая компания получает комиссионные и ссудный процент с ежедневного остатка, выплаченного клиенту аванса неинкассированных средств.

Факторинговые операции способствуют ускорению расчетов, экономии оборотных средств фирмы, а также ускорению оборачиваемости оборотных средств фирмы. Факторинговое  обслуживание наиболее эффективно для малых и средних фирм, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения дебиторской задолженности и которые ограничены в получении банковского кредита. Таким образом, факторинг обеспечивает для предпринимательской фирмы-поставщика следующие преимущества:

  1. Возможность финансирования за счет средств факторинговой компании до наступления срока платежа;
  2. Уменьшение финансового риска фирмы;
  3. Возможность получения от факторинговой компании информации о платежеспособности покупателей – клиентов фирмы.
  4. Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам филиалов или отделений предпринимательских фирм.                          

Соглашение о  факторинговом обслуживании заключается между фирмой-поставщиком и факторинговой компанией обычно на срок от 1 до 4 лет, и его действие может быть прекращено:

  • по взаимному согласию сторон;
  • по желанию факторинговой компании;
  • по желанию поставщика;
  • из-за неплатежеспособности поставщика.

В факторинговом соглашении должны быть оговорены права и обязанности каждой из сторон; процедуры предоставления кредитов поставщику, переуступки долговых требований и их инкассирования; порядок осуществления взаимных требований; лимиты сумм, в рамках которых осуществляется страхование кредитных рисков.

Конкретные положения  факторингового соглашения определяются на основе предварительной оценки факторинговой компанией кредитоспособности фирмы-поставщика и ее клиентов.

Комиссионное вознаграждение факторинговой компании складывается из двух элементов: платы за обслуживание и платы за предоставленные в кредит средства.

Величина дебиторской  задолженности предприятия составляет 4960 тыс. руб. Оно заключило договор  с кредитной организацией на продажу  дебиторской задолженности в размере 15%. В течение трех дней банк перечислял предприятию 80% суммы дебиторской задолженности при ставке 21% годовых, с учетом комиссионных банка в размере 1%. Cрок ожидаемой окупаемости задолженности 40 дней.

 

 

Полученные средства составили:

1. Проценты, уплаченные  в получение кредита:

 

2. Сумма кредита, выданного в течение трех дней составила:

 

3.   После получения  банком оплаты  по проданной  дебиторской задолженности, он  перечислил предприятию оставшиеся 20% задолженности, за вычетом процентов  и комиссионных вознаграждений  в размере: 

 

4. Оставшаяся сумма  к доначислению в счет проданной  дебиторской задолженности составила:

 

5. Таким образом,  реализовав часть своей дебиторской  задолженности в размере 744 тыс. руб., предприятие получило:

595,2+ 130,87 = 726,07 тыс. руб.                 (2.6) 

Проведя данную операцию, можно сказать, что данный метод  позволил значительно повысить ликвидность  предприятия за счёт увеличения объема денежных средств, что позволяет  дать положительную оценку данному  методу. Однако ещё следует применить  некоторые способы улучшения  финансового положения предприятия.

 

2.2 Форфейтинг

 

Форфейтинг  - это  покупка долга, выраженного в  оборотном документе, у кредитора  на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Механизм форфейтинга  используется в двух видах сделок:

  • в финансовых сделках – в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
  • в экспортных сделках, для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.

Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя.

Форфейтинг обладает существенными достоинствами, что  делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами.

После того, как  между экспортером и импортером достигнута договоренность о том, что  задолженность по приобретаемым  товарам будет оформлена векселями, экспортер должен определить их номинальную  стоимость. Для этого величина процентной ставки за кредит прибавляется к цене продаваемых товаров. 

Предположим, цена партии товаров составляет 994 000 руб., а годовая процентная ставка - 16,5%.  Средний срок векселей равен 3 годам.

Номинал векселей исчисляется  по приблизительной формуле аннуитета (годового взноса). Начисленная величина процента по ставке 16,5% на всю сумму  сделки 994 тыс. руб. составит:

Информация о работе Финансовое состояние предприятие и пути его укрепления