Финансовые аспекты развития малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить развитие малого предпринимательства в нашей стране, а именно организацию малых предприятий, их функционирование и эффективность.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы деятельности малого предпринимательства;
- проследить эволюцию предпринимательства в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малых предприятий РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Особенности организации малого предприятия 5
1.2. Государственная поддержка малого предприятия 8
1.3. Развитие малого предпринимательства в РФ 14
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 23
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

прикладные финансы.docx

— 257.67 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  образования И НАУКИ РФ

Байкальский государственный университет экономики  и права

 

Кафедра финансов

 

Специальность 06.04 (080105.65)«Финансы и кредит»

 

Специализация «Финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Финансовые аспекты развития малого предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель   

курсовой работы:   

                                     Щукина Т.В.

 

Студент:   

группы Ф-08-4                        Мясникова

              Дарья Михайловна

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                        3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ                                                                  5
    1. Особенности организации малого предприятия                      5
    2. Государственная поддержка малого предприятия                  8
    3. Развитие малого предпринимательства в РФ                          14
  2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ                                                                                    23
  3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РФ                                                     34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                             44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                 46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мировой опыт подтверждает: малое  предприятие - очень важный элемент  рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

 Развитие малого предпринимательства  несет в себе множество важных  преимуществ:

    • формирование среднего класса;
    • рост доли экономически активного населения;
    • создание новых рабочих мест;
    • трудоустройство высвобождаемых в госсекторе работников;
    • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
    • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний;
    • ликвидация монополий производителей, создание конкурентной среды;
    • мобилизация и эффективное использование материальных, финансовых и природных ресурсов;
    • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

 В России, несмотря на, казалось  бы, принимаемые меры, до сих пор  не созданы условия, действительно  способствующие не только увеличению  количества малых предприятий,  но и их эффективному развитию, которое протекает замедленно  и противоречиво.

 Нельзя сказать, что проблемы  малого предпринимательства находятся  вне государственного внимания (Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О  развитии малого и среднего  предпринимательства в РФ», президентом  подписан Указ «О неотложных  мерах по ликвидации административных  ограничений при осуществлении  предпринимательской деятельности»), но проблемы остаются, появляются  новые и решать многие из  них приходится предпринимателям  самостоятельно.

 В настоящее время предпринимательство  нуждается в серьезной государственной  поддержке. Содействие малому  бизнесу должны оказывать как  государственные органы власти, так и общественные организации  самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо  сформулировать четкую, единую государственную  и негосударственную политику  в отношении малого бизнеса. 

 Государственную политику необходимо  направлять не на административно-директивное  регулирование малого бизнеса,  а на создание необходимой  рыночной инфраструктуры, системы  государственной и общественной  поддержки его развития.

 В развитых странах давно  поняли, насколько важную роль  играет малый бизнес в их  экономике. Также трудно переоценить  значимость развития малого бизнеса  и для нашей страны, где оно  способно коренным образом и  без существенных капитальных  вложений расширить производство  многих потребительских товаров  и услуг с использованием местных  источников сырья, решить проблему  занятости, ускорить научно-технический  прогресс и составить позитивную  альтернативу криминальному бизнесу.

 Таким образом, проблема функционирования  малых предприятий является для  России очень актуальной.

 Цель данной курсовой работы  изучить развитие малого предпринимательства  в нашей стране, а именно организацию  малых предприятий, их функционирование  и эффективность.

 Для достижения поставленной  цели поставлены следующие задачи:

    • - рассмотреть теоретические основы деятельности малого предпринимательства;
    • - проследить эволюцию предпринимательства в России;
    • - рассмотреть проблемы и перспективы развития малых предприятий РФ.
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    1. Особенности организации малого предприятия

 В современный  период перехода от плановой  экономики к рыночному хозяйству  особое значение приобретает  развитие среднего и мелкого  предпринимательства, малого бизнеса.  Именно малые предприятия, не  требующие крупных стартовых  инвестиций и гарантирующие высокую  скорость оборота ресурсов, способны  наиболее быстро и экономично  решать проблемы реструктуризации  экономики, формирование и насыщение  рынка потребительских товаров  в условиях дестабилизации экономики  и ограниченности финансовых  ресурсов.

 Малое  предпринимательство, оперативно  реагирующее на изменение конъюнктуры  рынка, придаёт экономике необходимую  гибкость. Малые компании способны  оперативно реагировать на изменения  потребительского спроса и за  счёт этого обеспечивать необходимое  равновесие на потребительском  рынке. Малый бизнес вносит  существенный вклад в формировании  конкурентной среды. Это один  из ведущих секторов, во многом  определяющий темпы экономического  роста, состояние занятости населения,  структуру и качество валового  национального продукта.

 Развитие  малого и среднего бизнеса  несёт в себе множество перспектив:

    • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
    • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
    • создание новых рабочих мест с относительно низкими  затратами, особенно в сфере обслуживания;
    • подготовка кадров за счёт использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
    • ликвидация монополии производителей, создания конкурентной среды;
    • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

 Необходимо  отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и “жизненный цикл” малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.

 Так, малые  фирмы чаще всего проигрывают  крупным в борьбе за кредиты.  Банки отказывают малым фирмам  в ссудах, а если и дают то  под высокие проценты, что приводит  к росту себестоимости продукции  и затрудняет модернизацию производства  из–за недостатка средств. Небольшие  фирмы хуже крупных справляются  с экспортными и валютными  операциями, маркетингом, как в  частности изучение спроса на  свою продукцию, так и проведение  рекламных кампаний. Они чаще  испытывают недостаток в квалифицированной  рабочей силе и более чувствительны  к состоянию экономической среды:  если в связи с инфляцией  уровень издержек опережает уровень  доходов, фирма неизбежно терпит  крах. Серьезную проблему для  малых фирм представляет имитирование  деятельности. Лишь часть из них  осуществляет производственное  имитирование.

 Говоря  о роли малого бизнеса, следует  подчеркнуть, что малые предприятия  – это побочная сфера экономики.  Малый бизнес ограниченно включается  в хозяйственную структуру,  конкурентную  среду и в общественное разделение  труда. Причем роль  его в  современной динамичной жизни  неуклонно возрастает. Как показывает  опыт развитых стран, если в  прошлом малые предприятия создавались,  как результат стремления многих  открыть собственное дело, то  в настоящее время создание  малых предприятий нередко инициируется  крупными компаниями, которые поручают  им вести отдельные виды производства  или устанавливать тесные связи  с рынком. Часть мелких и средних  предприятий включена через контрактную  и субконтрактную системы, через  систему франчайзинга  в крупные  производственные комплексы, и  большие компании являются клиентами  малых фирм, а последние – поставщиками  для больших.

 Конкретно  роль малого бизнеса проявляется  в том, что его развитие способствует:

    • созданию новых рабочих мест;
    • внедрению новых товаров и услуг;
    • удовлетворению нужд крупных предприятий;
    • обеспечению специализированными товарами и услугами.

 Создание  новых рабочих мест - это важнейший  фактор, который несет в себе  развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами  к существованию значительную  часть населения, но и способствующий  стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм  США обеспечивают работой более  100 млн. человек.

Другая важнейшая  сторона деятельности малых предприятий  – это внедрение новых товаров  и услуг. Достижения малого бизнеса  в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого  другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.

 Помимо  того, что малые предприятия внедряют  новые товары и обеспечивают  рабочие места, они играют важную  роль в деятельности крупных  корпораций, занимаясь сбытом их  продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности  для реализации продукции крупных  предприятий через сеть мелких  фирм имеет франшиза.

 Франшиза, или лицензия, дает возможность  использовать торговую марку  крупной компании и продавать  ее товары или услуги в определенном  регионе.

 Наконец,  многие малые фирмы возникают  и существуют потому, что способны  удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для  ремонта старинных часов, антикварных  изделий и т.п. создаются малые  предприятия.

 Таким  образом, малый бизнес обеспечивает  необходимую мобильность в условиях  рынка, создает глубокую специализацию  и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая  эффективность.

    1. Государственная поддержка малого предприятия

Правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства  в России основывается на Конституции  РФ и федеральном законе № 209-ФЗ от 6 июля 2007 года «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации». Господдержка регламентируется и другими федеральными законами, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Помимо законов и нормативных  актов, существуют государственные  программы поддержки малого и  среднего бизнеса. Такие программы  предпринимателям предлагают федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации. Каждая программа  действует 1-4 года, имеет утвержденный бюджет и конкретные направления  финансовой и нефинансовой поддержки  предпринимателей. С помощью госпрограммы можно, например, получить бюджетную  компенсацию на обновление основных фондов, внедрение новых производственных технологий, проведение рекламной кампании или участие в выставке.

Информация о работе Финансовые аспекты развития малого предприятия