Однако ни
одна программа микрофинансированияне
включает такой важный для начинающих
предпринимателей момент, как «старт-ап».
Практически все фонды содействия
кредитованию малого бизнеса, и большинство
банков, участвующих в программе
микрофинансирования, отказываются кредитовать
начинающих предпринимателей. Предприятие
должно просуществовать и вести
хозяйственную деятельность не менее
трех месяцев, чтобы получить микрокредит
в банке или заручиться поддержкой
и поручительством фонда [5].
Подводя итог
вышесказанному, можно сделать вывод,
что в большинстве случаев
малые предприятия испытывают недостаток
финансовых ресурсов на различных стадиях
хозяйственной деятельности. Возникают
проблемы привлечения денежных средств
на оптимальных для малого предприятия
условиях:
- оперативное получение недостающих финансовых
ресурсов;
- небольшой объем привлекаемых средств;
- краткосрочный период использования
средств в обороте организации;
- доступная и гибкая плата за привлекаемые
средства.
Таким
образом, на основе анализа
проблем формирования финансовых
ресурсов малых предприятий, можно
сгруппировать факторы, влияющие
на процесс финансового обеспечения
малых предприятий, в две группы.
Рис.2.3. Факторы, влияющие на финансовое
обеспечение малых предприятий
Внутренние
факторы, зависящие от деятельности
предприятий, направленные на достижение
устойчивого развития малого предприятия,
включают:
- повышение ликвидности и соответственно
платежеспособности предприятия;
- сокращение сроков кредиторской задолженности;
- усиление независимости от заемных средств
за счет расширения собственных финансовых
ресурсов;
- увеличение доли прибыли на вложенный
капитал.
Внешние факторы,
не зависящие от деятельности предприятия,
охватывают:
- изменения уровня налоговой нагрузки;
- расширение доступа к
кредитованию деятельности
малых предприятий;
- влияние государственной поддержки
в развитии малого предпринимательства.
Таким образом,
проблемы формирования финансовых ресурсов
малых предприятий обусловлены
как внутренними, так и внешними
факторами, и требуют решения
не только на уровне самого предприятия,
но на уровне государства и всего
бизнес-сообщества.
- ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РФ
Малый бизнес
в рыночной экономике – ведущий
сектор, определяющий темпы экономического
роста, структуру и качество валового
национального продукта (ВНП). Во всех
развитых странах на долю малого бизнеса
приходится 60-70% ВНП.[16]
В большинстве
стран, таких как США, Япония,
Германия, Франция, Великобритания,
подавляющую долю – 99,3-99,7% от
количества предприятий составляют
так называемые малые и средние
предприятия. Они выделяются среди
прочих по численности занятых
(например, не более 500 человек)
или размеру основного капитала.
На них производится почти
половина объема выпускаемой
продукции. Как правило, такие
предприятия дают 75–80% новых рабочих
мест в отличие от крупных
производств, где наблюдается
сокращение занятости.
Развитие
малого бизнеса имеет ряд преимуществ
в сравнении с крупным производством,
а именно: активизирует структурную
перестройку экономики, предоставляет
широкую свободу рыночного выбора
и дополнительные рабочие места,
обеспечивает быструю окупаемость
затрат, оперативно реагирует на
изменение потребительского спроса.
Малый бизнес помогает насытить
рынок товарами и услугами, преодолевать
отраслевой и территориальный
монополизм, расширить конкуренцию.
Он обладает
значительным потенциалом в сфере
трудоустройства населения, вовлечения
в производство резервов рабочей
силы, которые не могут быть
использованы в крупном производстве
из-за его технологических и
иных особенностей. Это пенсионеры,
учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а
также лица, желающие трудиться
после основного рабочего времени
ради получения дополнительных
легальных доходов.
Значение
малого бизнеса в рыночной
экономике, очень велико. Без малого
бизнеса рыночная экономика ни
функционировать, ни развиваться
не в состоянии. Становление
и развитие его является одной
из основных проблем экономической
политики в условиях перехода
от административно-командной экономики
к нормальной рыночной экономике.
Малый бизнес в рыночной экономике
– ведущий сектор, определяющий
темпы экономического роста, структуру
и качество валового национального
продукта. Малое предпринимательство,
оперативно реагируя на изменение
конъюнктуры рынка, придает рыночной
экономике необходимую гибкость.
В России
малое предпринимательство как
особый сектор рыночной экономики
еще не сформировался, а значит,
фактически не используется его
потенциал. По закону, малые предприятия
могут создаваться на основе
любых форм собственности и
осуществлять все виды хозяйственной
деятельности, если они не запрещены
законом.
Недостатки
правительственной программы, тормозят
развитие малого бизнеса. Например,
непродуманная система налогообложения,
забирающая львиную долю прибыли,
в результате чего, предприятия
становятся на грань банкротства
независимо от их народнохозяйственной
значимости.
Следующий
недостаток реформы связан с
логикой развертывания преобразований.
Основное противоречие сегодняшней
политики – попытка обеспечить
переход к рынку административно-командными
методами сверху, игнорируя основу
рыночной системы – интерес
предпринимателя. Сама же логика
создания рыночной экономики
требует движения «снизу вверх»
– от интереса предпринимателя
к централизованному созданию
рыночной инфраструктуры (налоговая,
кредитная политика, банки, биржы
и т.д.) обслуживающей и реализующей
этот интерес.
Источники
капитала, необходимые для начала
бизнеса: собственные сбережения
населения, кредиты, приватизационные
чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей)
был уничтожен гиперинфляцией, сократившей
данный ресурс во многие десятки
раз. Второй источник практически
закрыт для малого предпринимательства
гигантским процентом за кредит
и нежеланием коммерческих банков,
вкладывать деньги в малый
бизнес из-за большого риска
и отсутствия гарантий. Третий
источник, тоже пока не работает.
Выступить инвестиционным ресурсом
они не могут, в лучшем случае
это будет маленькое единовременное
социальное пособие. Недостаток
финансовых ресурсов и сложность
их легального приобретения у
государства – могут подтолкнуть
малые предприятия к контактам
с теневой экономикой и мафиозными
структурами, и дать последним
возможность постепенно внедряться
в малые предприятия, постепенно
подчиняя их себе.
Четвертый
фундаментальный недостаток –
отсутствие систем государственной
и общественной поддержки малого
бизнеса. С большим запозданием
создан государственный орган,
призванный содействовать становлению
и развитию малого бизнеса
– Комитет поддержки малых
предприятий и предпринимательства
при Госкомимуществе РФ.
Статус
этого комитета, его подчиненность
одному из российских министерств,
скудность его финансовых ресурсов
свидетельствуют о крайней ограниченности
возможностей, предоставленных данному
органу. Обращает на себя внимание
и некоторая неопределенность
в ориентации деятельности данного
комитета. Судя по его наименованию,
ему вменяется в обязанность
поддержка не только малого
бизнеса, но и предпринимательства
в целом, а оно, как известно,
опирается не на малый лишь,
но и на средний и крупный
бизнес.
Такая
задача не по плечу никакому
комитету. Ее в состоянии решить
лишь целенаправленная политика
правительства в целом, и притом
за весьма продолжительное время.
Местные
власти отнюдь не обеспокоены
тем, чтобы снизить уровень
отчислений малых предприятий
в местные бюджеты. Власти не
желают связывать перспективы
развития собственного района
с малым бизнесом. Власти не
всегда бывают заинтересованы
в развитии наукоемких производств,
так как они не приносят
районам прямой выгоды. Местные
власти охотней регистрируют
предприятия, способствующие в
благоустройстве района.
В Москве,
где раньше преобладали научно-технические
кооперативы, теперь, по официальным
данным, один такой кооператив
приходится на несколько десятков
торгово-закупочных.
Высокие
налоги, всевозрастающая арендная
плата за помещение и оборудование,
отсутствие фондового рискового
капитала – все это затрудняет
продолжение эффективной деятельности
и вынуждает направлять основные
усилия не на расширение производства,
а на борьбу за выживание.
Но главная
причина сокращения числа малых
предприятий – низкий уровень
финансовой обеспеченности большинства
малых предприятий вследствие
трудностей с первоначальным
накоплением капитала, невозможность
получения кредитов на приемлемых
условиях, неэффективность налоговой
системы. Негативное воздействие
на развитие малого бизнеса
в сфере материального производства
оказывают неразвитость производственной
инфраструктуры, нехватка специализированного
оборудования, слабость информационной
базы.
Еще один
очень важный фактор негативного
воздействия на малый бизнес
– непрекращающийся глубокий
спад производства.
Все это
приводит к тому, что только
часть зарегистрированных предприятий
малого бизнеса оказывается в
не состоянии приступить к
реальному производству продукции.
Как показывает
изучение зарубежного опыта, непременным
условием успеха в развитии
малого бизнеса является положение
о том, что малые предприятия
и малое предпринимательство
нуждаются во всесторонней и
стабильной государственной поддержке.
Она осуществляется в различных
формах, в первую очередь путем
стимулирования производства наиболее
приоритетных видов продукции,
предоставления налоговых льгот,
дотаций льготного банковского
кредитования, создания информационно-консультативных
и научно-технических центров,
развития системы страхования,
организации материально-технического
снабжения. Важную роль играют
принятие и исполнение законодательства,
разработка и реализация конкретных
комплексных программ.
Весьма
остра проблема формирования
финансовой базы становления
и развития малого бизнеса.
Для этого ему должны быть
предоставлены определенные льготы.
Это могут быть льготы по
налогообложению. Но проводимая
в нашей стране налоговая политика
не только не эффективна, но
экономически опасна. Она идет
вразрез с установленной в
мире практикой и современными
мировыми тенденциями развития
экономики. Неоправданно высокое
налогообложение «убивает» в
России малое предпринимательство.
Общее направление совершенствования
налоговой системы – усиление
регулирующей функции налогов,
направленной на стимулирование
малого бизнеса. Надо освободить
малые предприятия от налогов
на инвестиции, ввозимые технологии.
И, конечно, нужны налоговые
льготы на период становления
малого предприятия. Совершенно
очевидна необходимость дифференцированного
налогового подхода к предприятиям
разного профиля деятельности. Более
низкие ставки налогов должны
применяться для наиболее важных,
приоритетных отраслей.
К настоящему
времени сделаны только самые
первые шаги в правовом и
организационном обеспечении формирования
малого предпринимательства в
качестве особого сектора экономики
России. Действенной системы стимулирования
образования малых предприятий
не существует, как нет и хозяйственного
механизма их поддержки. Не
разработана государственная программа
развития малых предприятий.
Комплекс
первоочередных мер по развитию
малого предпринимательства в
РФ, должен осуществляться в следующих
направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также
в государственной программе
должны быть отражены механизмы
денежно-кредитной, налоговой, бюджетной,
и ценовой политики, материально-технического
снабжения, системы официальных
гарантий, которые обеспечивали
бы создание равных стартовых
условий в развитии предпринимательской
деятельности.
В программе
необходимо предусмотреть формирование
эффективных институтов рыночной
инфраструктуры, товарного рынка
и рынка ценных бумаг, инвестиционного
и венчурного предпринимательства,
информационной, консультационной
и аудиторской деятельности, а
также создание комплексной государственно-общественной
системы поддержки малого предпринимательства,
включая подготовку и переподготовку
предпринимательских кадров, привлечение
к этой сфере социально активных
слоев населения. Следует также
определить меры, обеспечивающие
поддержку внешнеэкономической
деятельности и привлечение иностранных
инвестиций к развитию предпринимательства.