Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 02:18, курсовая работа
Цель работы – исследовать типологию и процессы, имеющие непосредственное отношение к анализу организационных структур на предприятии.
Постановка данной цели предусматривает решение ряда задач:
- определение сущности понятия "организационная структура";
- исследование задачи и значение организационного проектирования;
- понять преимущества и недостатки различных видов организационных структур;
Введение 4
1 Значение и формирование организационных структур 6
1.1 Понятие организационной структуры 6
1.2 Значение и задачи организационного проектирования 9
1.3 Преимущества и недостатки различных видов структур 11
2 Процесс формирования организационной структуры 15
2.1 Методы проектирования структур 15
2.2 Оценка эффективности организационных решений 19
2.3 Корректировка организационных структур 22
3 Разработка и совершенствование организационной структуры
предприятия на примере ООО «Автолайн» 27
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Автолайн» 27
3.2 Разработка и характеристика организационной структуры
ООО «Автолайн» 27
Заключение 32
Библиография 34
Приложение
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Формирование и анализ организационных структур».
Содержание
Введение 4
1 Значение и формирование организационных структур 6
1.1 Понятие организационной структуры 6
1.2 Значение и задачи организационного проектирования 9
1.3 Преимущества и недостатки различных видов структур 11
2 Процесс формирования организационной структуры 15
2.1 Методы проектирования структур 15
2.2 Оценка эффективности организационных решений 19
2.3 Корректировка организационных структур 22
3 Разработка и совершенствование организационной структуры
предприятия на примере ООО «Автолайн» 27
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Автолайн» 27
3.2 Разработка и характеристика организационной структуры
ООО «Автолайн»
Заключение 32
Библиография 34
Приложение
Введение
Любая экономическая система подчиняется общим закономерностям и стремление к развитию и расширению на том или ином уровне характерно для каждой системы. По мере развития экономической системы растет число предприятий, фирм и организаций различных форм собственности и видов деятельности. В то время как в одних государствах все большее значение приобретают предприятия малого и среднего бизнеса, на глобальном уровне все больший вес приобретают транснациональные корпорации, лоббирующие свои интересы на политическом уровне.
Без развития методов проектирования структур управления, затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач упрления.
Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
В-третьих, создание структуры
должно опираться не только
на опыт, аналогию, привычные схемы
и интуицию, но и на научные
методы организационного
В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
Несмотря на наблюдающийся после кризиса 2008 года экономический спад, продолжают возникать новые организации, фирмы и предприятия, а многие из существующих бизнес-структур проводят реорганизацию своих компаний с целью адаптироваться к новым условиям рынка, сократить издержки и сохранить – а в идеале увеличить – доход от деятельности на рынке. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема исследования и оптимизации организационных структур, которая нашла четкое отражение в теме данной работы « Анализ и формирование организационных структур ».
Данная работа состоит из трех глав.
Цель работы – исследовать типологию и процессы, имеющие непосредственное отношение к анализу организационных структур на предприятии.
Постановка данной цели предусматривает решение ряда задач:
- определение сущности понятия "организационная структура";
- исследование задачи и значение организационного проектирования;
- понять преимущества и недостатки различных видов организационных структур;
- подробное рассмотрение
- изучение оценки эффективности организационных решений;
- корректировка организационных структур.
В заключение сделан и сформулирован ряд выводов касательно формированию и анализа организационных структур.
1 Значение и формирование организационных структур.
1.1 Понятие организационной
структуры.
Под организационной структурой управления понимают совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Организационная структура управления – это одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники, так и службы, либо органы аппарата управления в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющие определённые функциональные обязанности.
Схема организационной структуры изображает иерархию должностей, подразумевая, что чем они выше, тем более важны и влиятельны. Это не всегда верно, так как некоторые работники являются влиятельными при принятии одних решений и лишены влияния при принятии других. Схема организационной структуры не отражает и соответственное влияние руководителей, находящихся на одном и том же уровне, что, казалось бы, означает обладание ими одинаковыми правами. На самом деле это не верно.
Вероятно, наиболее деструктивная критика схем организационной структуры состоит в том, что они способствуют очень узкому представлению работников о своих должностях. Дефиниции должностей означают, чего люди могут не делать, равно как разъяснение того, что они должны делать. Результатом этого является организация, не реагирующая на изменения. Схемы организационной структуры и вся обеспечивающая документация (описания должностей и инструкции) становятся только суррогатом действия, не являясь конструктивным реагированием(см. приложение 1).
Организационная структура управления
обеспечивает условия для получения необходимого
эффекта при полном использовании (загрузке) ее
элементов с учетом разнообразия социально-экономических
интересов. Иначе говоря, организационная
структура выражает:
Организационная структура включает две составные части – структуру и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему. Организация элементов системы внутри и вне ее зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов. Структура отражает внутреннюю форму организации системы, ее статику. Это обстоятельство доказывает более широкую значимость организационных отношений по сравнению с управленческими, ибо последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию.
Следует обратить внимание на типизацию организационных структур и связанную с ней типизацию воспроизводственных процессов, что имеет практическое значение для процесса. Выбор путей реформирования нуждается в методологической разработке и теоретическом обосновании.
В настоящее время в процесс реформирования втянуты два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный). Применение такой типизации организационных структур позволяет выделить стратегический тип общественного устройства, который обеспечивает социальный, технический, экономический и политический прогресс.
Экстенсивный тип организационных структур управления, несмотря на свою консервативность (а может быть благодаря этому) является распространенным, и нет оснований считать, что он несет на себе печать регресса. Да, в нем присутствуют черты, с которыми нужно бороться. Однако они же дают возможность удержать от окончательного развала действующие структуры власти и управления.
Следует выделить характерные черты организационных структур управления экстенсивного типа:
– командно-бюрократический централизм как в отраслевом (ведомственном), так и территориальном (субъектов Федерации) управлении;
– недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом;
– затратный принцип мотивации экономического и социального развития, при котором поощрялись не конечные результаты (готовый продукт, объект, прибыль), а освоенные суммы затрат;
– слабая адаптация организационных структур к меняющимся условиям производства, управления, новым организационным отношениям;
– отсутствие механизма замены морально стареющих или уже устаревших организационных структур управления как на производстве, так и в государственных органах.
Характерные черты организационных структур управления интенсивного типа:
– перевод социально-экономических функций министерств и ведомств, региональных структур управления, предприятий и организаций, всех существующих и создающихся, формирующихся государственных, коммерческих и общественных организационных структур на социально ориентированные рыночные отношения;
– реализация социальных целей большим количеством государственных, региональных, муниципальных, коммерческих структур. Акценты расставляются таким образом, чтобы все элементы, составляющие социальный комплекс, были задействованы при решении текущих и перспективных социальных задач. Разнообразные духовные и физические запросы человека становятся тем общественным индикатором, с помощью которого определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и технической политики. Критерием качества организационных структур производства и управления выступает наибольший конечный социально-экономический, и даже психологический результат.
1.2 Значение и задачи организационного проектирования.
Без развития методов проектирования структур управления, затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
- Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
- Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
- В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
- В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
При разработки принципов и методики проектирование структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Оно, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой; распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации.
Организационная структура-это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов – либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирование структур (системного подхода) с большой экспертно – аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения.
Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:
- Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
- Выявить и взаимосвязать применительно к этим задачам всю систему функции, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка;
Информация о работе Формирование и анализ организационных стркуктур