Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 02:18, курсовая работа
Цель работы – исследовать типологию и процессы, имеющие непосредственное отношение к анализу организационных структур на предприятии.
Постановка данной цели предусматривает решение ряда задач:
- определение сущности понятия "организационная структура";
- исследование задачи и значение организационного проектирования;
- понять преимущества и недостатки различных видов организационных структур;
Введение 4
1 Значение и формирование организационных структур 6
1.1 Понятие организационной структуры 6
1.2 Значение и задачи организационного проектирования 9
1.3 Преимущества и недостатки различных видов структур 11
2 Процесс формирования организационной структуры 15
2.1 Методы проектирования структур 15
2.2 Оценка эффективности организационных решений 19
2.3 Корректировка организационных структур 22
3 Разработка и совершенствование организационной структуры
предприятия на примере ООО «Автолайн» 27
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Автолайн» 27
3.2 Разработка и характеристика организационной структуры
ООО «Автолайн» 27
Заключение 32
Библиография 34
Приложение
- Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
- Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.
- Исследование влияния внешней среды на проектирования организации.
1.3 Преимущества и недостатки различных видов структур.
Линейная организационная структура управления. Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления (см. приложение 2).
Преимущества данной структуры:
1.Единство и четкость распорядительства.
2.Согласованность действий исполнителей.
3.Простота управления.
4. Оперативность в принятии
5. Четко выраженная
6.Личная ответственность руководителя.
Недостатки структуры:
1. Высокие требования к руководителю
2. Отсутствие звеньев по
3. Затруднительные связи между инстанциями.
4. Концентрация власти в
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
Функциональная организационная структура управления организацией. Её идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел
маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т. п. Таким образом, общая задача
управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура управления.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей. Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
1.Высокая компетентность
2.Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов.
3.Стандартизация, формализация и
программирование явлений и
4.Исключение дублирования и
параллелизма в выполнении
5.Уменьшение потребности в
Недостатки:
1.Чрезмерная
2.Трудности в поддержании
3.Появление тенденций
4.Длительная процедура принятия решения.
5.Относительно застывшая
Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной мере устраняются линейно-функциональной структурой.
Линейно-функциональная
(штабная) структура управления. При
такой структуре управления
Положительные стороны линейно-функциональной структуры:
1.Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников.
2.Освобождение главного
3.Возможность привлечения
Отрицательные стороны данной структуры:
1. Отсутствие тесных
2. Недостаточно четка ответственность, т. к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации.
3. Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации (см. приложение 4).
Матричная организационная структура управления.
Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: производство, сбыт, снабжение.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Матричная структура также имеет свои преимущества и недостатки.
Недостатки:
1. Возможность быстро
2. Рациональное использование
3. Усиление контроля за
4. Сокращение нагрузки на
5. Повышение личной
Достоинства:
1. Сложная структура
2. Необходимость постоянного
3. Трудность приобретения навыков необходимых для работы по новой программе
(см. приложение 5).
2 Процесс формирования организационной структуры.
2.1 Методы проектирования структур
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это – количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.
Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.
Существуют взаимодополняющие методы:
- Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.
Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно- хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.
Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отливаются от чётко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.
- Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.
К экспертным методам следует отнести также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.
Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур.
- Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:
- Разработка системы (дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;
- Экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;
- Составление карт прав и ответственности за достижение целей для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы); конкретные результаты, за достижения которые устанавливается ответственность; права, которыми наделяется для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать).
- Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:
Информация о работе Формирование и анализ организационных стркуктур