Функции финансового менеджмента и его базовой концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Финансовый менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России. Финансовый менеджмент включает в себя: разработку и реализацию финансовой политики фирмы с применением различных финансовых инструментов, принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации, информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности фирмы, оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций, оценку затрат на капитал, финансовое планирование и контроль, организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 . Финансовый менеджмент как научное направление и 5
практическая сфера деятельности
1.1 Сущность финансового менеджмента 5
1.2 Функции и принципы финансового менеджмента 8
1.3 Задачи финансового менеджмента 12
Глава 2. Базовые концепции финансового менеджмента 16
2.1 Концепция временной стоимости денег 16
2.2 Концепция учета фактора инфляции 20
2.3 Концепция учета фактора риска 21
2.4 Концепция идеальных рынков капитала 23
2.5 Соотношение между риском и доходностью 23
2.6 Концепция асимметричной информации 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Функции фин менедж.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

I = 1000 * 4 * 0,1 =400;

S= 1000 + 400= 1400. В заданных  условиях сумма простых процентов, начисленных за год, составит 400 руб., будущая стоимость вклада -- 1400 руб. Для расчета суммы дисконта (D) при начислении простого процента используется следующая формула:

D = S - S / (1 + n * i)

Настоящая стоимость  денег (Р) определяется:

P = S / (1 + n * i)

Сложный процент - это сумма дохода, которая начисляется в каждом интервале и присоединяется к основной сумме капитала и участвует в качестве базы для начисления в последующих периодах. Начисление сложных процентов применяется, как правило, при долгосрочных финансовых операциях (например, инвестировании).

При расчете суммы  будущей стоимости (Sc) применяется  формула:

Sc = P * ( 1 + i)n.

Соответственно, сумма  сложного процента определяется:

Ic = Sc - P,

где Ic - сумма сложных процентов за установленный период времени; Р -- первоначальная стоимость денег; n -- количество периодов, по которым осуществляется расчет процентных платежей; i - используемая процентная ставка, выраженная в долях единицы.

Формулы расчета сложных  процентов являются базовыми в финансовых вычислениях. Экономический смысл множителя (1 + i )nсостоит в том, что он показывает, чему будет равен один рубль через nпериодов при заданной процентной ставке i. Для упрощения процедуры расчетов разработаны специальные финансовые таблицы для расчета сложных процентов, которые позволяют определить будущую и настоящую стоимость денег.

Настоящая стоимость  денег (Рс) при начислении сложных  процентов равна:

Рс = Sc / (1 + i)n

Сумма дисконта (Dc) определяется:

D c = Sc - Рс.

При расчете временной стоимости денег в условиях применения сложных процентов необходимо иметь в виду, что на результаты оценки влияет не только процентная ставка, но и число интервалов выплат в течение всего платежного периода, что приводит к тому, что в ряде случаев более выгодно инвестировать деньги под меньшую ставку, но с большим количеством выплат в течение платежного периода.

 

 

 

 

2.2 Концепция учета фактора инфляции

 

Концепция учета фактора  инфляции заключается «в необходимости  реального отражения стоимости  активов и денежных потоков и обеспечения возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами, при осуществлении долговременных финансовых операций» Лытнев О.А. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. - Калининград: Изд-во КГУ - 2005.

Инфляция - процесс постоянного превышения темпов роста денежной массы над товарной (включая стоимость работ и услуг), в результате чего происходит переполнение каналов обращения деньгами, что приводит к их обесценению и росту цен на товары.

Рассмотрим наиболее важные термины и понятия, применяемые при оценке инфляционных процессов.

Номинальная процентная ставка - это ставка, устанавливаемая без учета изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией.

Реальная процентная ставка - это ставка, устанавливаемая с учетом изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией.

Инфляционная  премия - это дополнительный доход, выплачиваемый (или предусмотренный к выплате) кредитору или инвестору с целью возмещения потерь от обесценения денег, связанного с инфляцией.

Для прогнозирования годового темпа инфляции используется формула:

ТИг = (1 + ТИм)12 - 1,

где ТИг - прогнозируемый годовой темп инфляции, в долях единицы; ТИм - ожидаемый среднемесячный темп инфляции в предстоящем периоде, в долях единицы.

Для оценки будущей стоимости  денег с учетом фактора инфляции используется формула, построенная  на основе модели Фишера:

S = P x [(l + Ip) x ( 1 + T)]n - 1,

где S -- номинальная будущая  стоимость вклада с учетом фактора  инфляции; Р -- первоначальная стоимость вклада; Iр -- процентная ставка, в долях единицы; Т -- прогнозируемый темп инфляции, в долях единицы; n -- количество интервалов, по которым осуществляется начисление процентов.

Модель Фишера имеет  вид:

I = i + а + i * а,

где I - реальная процентная премия; i - номинальная процентная ставка; а - темп инфляции.

Эта модель предполагает, что для оценки целесообразности инвестиций в условиях инфляции недостаточно просто сложить номинальную процентную ставку и прогнозируемый темп инфляции, необходимо к ним добавить сумму, представляющую собой их произведение.

Необходимо отметить, что прогнозирование темпов инфляции является достаточно сложным и трудоемким процессом, результаты которого имеют  вероятностный характер и подвержены существенному влиянию субъективных факторов. На практике для упрощения расчетов и избежания необходимости учета инфляции расчеты выполняются в твердых валютах.

 

2.3 Концепция учета фактора риска

 

Риск - это «возможность изменения предполагаемого результата, преимущественно в виде потерь, вследствие реализации одного из множества существующих вариантов сочетаний условий и факторов, оказывающих влияние на анализируемый объект» Поляк Г.Б. «Финансовый менеджмент»- М.: «Дело» - 2004. Конечно, можно предположить, что реализация рискового события приведет к положительному финансовому результату. Например, в результате стихийного бедствия погибла часть имущества предприятия, однако сумма возмещения ущерба, полученная от страховой компании по заключенному ранее договору, не только компенсировала понесенные потери, но и позволила получить некоторый доход. Но все-таки, обычно в первую очередь под риском понимается возможность наступления неблагоприятных событий, вызывающих потери, в том числе и финансовые.

Концепция учета фактора  риска состоит в оценке его уровня с целью обеспечения формирования необходимого уровня доходности финансово-хозяйственных операций и разработки системы мероприятий, позволяющих минимизировать его негативные финансовые последствия. Под доходностью понимают отношение дохода, создаваемого определенным активом, к величине инвестиций в этот актив.

Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском. В то же время между риском и доходностью  этой деятельности обычно прослеживается четкая зависимость: чем выше требуемая  или предполагаемая доходность (т.е. отдача на вложенный капитал), тем выше степень риска, связанная с возможностью неполучения этой доходности, и наоборот. При принятии управленческих решений могут ставиться различные задачи, в том числе: максимизации доходности или минимизации риска, но, как правило, чаще речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью. В рамках финансового менеджмента категория риска имеет важное значение при принятии решений по структуре капитала, формированию инвестиционного портфеля, обоснованию дивидендной политики и др.

Для оценки риска применяются  качественные и количественные методы, в том числе: анализ чувствительности, анализ сценариев, метод Монте-Карло  и др.

Для оценки уровня финансового  риска (УР), показателя, характеризующего вероятность возникновения определенного вида риска и размер возможных финансовых потерь при его реализации, применяется формула:

УР = ВР х РП,

где ВР -- вероятность  возникновения данного финансового  риска; РП-- размер возможных финансовых потерь при реализации данного риска.

Оценка рисков необходима для определения премии за риск:

R Pn = (R n -- An) x в

где R Pn -- уровень премии за риск по конкретному проекту; R n -- средняя норма доходности на финансовом рынке; А n -- безрисковая норма доходности на финансовом рынке (в западной практике по государственным долговым обязательствам); в - бэта-коэффициент, характеризующий уровень систематического риска по конкретному проекту.

 

2.4 Концепция идеальных рынков капитала

 

Большинство ранних теорий финансов основано на допущении существования идеальных рынков капитала (perfect capital markets). Идеальный рынок капитала - это рынок, на котором не существует никаких затруднений, вследствие чего обмен ценных бумаг и денег совершается легко и не сопряжен с какими-либо затратами. Идеальный рынок капитала имеет следующие характеристики:

  1. отсутствуют трансакционные затраты;
  2. отсутствуют налоги;
  3. имеется большое количество покупателей и продавцов, и ни один из них не может повлиять на рыночную цену финансовых активов;
  4. существует равный доступ на рынок для всех инвесторов;
  5. все субъекты рынка имеют одинаковый объем информации;
  6. все субъекты рынка имеют одинаковые ожидания;
  7. отсутствуют затраты, связанные с финансовыми затруднениями (угроза банкротства).

 

2.5 Соотношение между риском и доходностью

 

Концепция компромисса  между риском и доходностью состоит  в том, что получение любого дохода сопряжено с риском, причем связь  прямо пропорциональная: чем выше ожидаемая доходность, тем выше степень  риска, связанная с возможным неполучением этой доходности. Доходность и риск, как известно, являются взаимосвязанными категориями. Наиболее общими закономерностями, отражающими взаимную связь между принимаемым риском и ожидаемой доходностью деятельности инвестора, являются следующие:

  • более рискованным вложениям, как правило, присуща более высокая доходность;
  • при росте дохода уменьшается вероятность его получения, в то время как определенный минимально гарантированный доход может быть получен практически без риска.

Оптимальность соотношения дохода и риска означает достижение максимума для комбинации "доходность - риск" или минимума для комбинации "риск - доходность". При этом должны одновременно выполняться два условия: 1) ни одно другое соотношение доходности и риска не может обеспечить большей доходности при данном или меньшем уровне риска;

2) ни одно другое  соотношение доходности и риска  не может обеспечить меньшего  риска при данном или большем  уровне доходности.

Однако поскольку на практике «инвестиционная деятельность связана с множественными рисками и использованием различных ресурсных источников, количество оптимальных соотношений возрастает» Овсийчук М.Ф. «Финансовый менеджмент »-М.: «Финансы и статистика» - 2003. В связи с этим для достижения равновесия между риском и доходом необходимо использовать пошаговый метод решения путем последовательных приближений. Осуществление инвестиционной деятельности предполагает не только принятие известного риска, но и обеспечение определенного дохода. Если предположить, что минимальному риску соответствует минимальный необходимый доход, то можно выделить несколько секторов, характеризующихся определенной комбинацией дохода и риска: А, В, С.

Сектор А, вложения в  котором не обеспечивают минимального необходимого дохода, может рассматриваться  как область недостаточной доходности. Функционирование в секторе С связано с высокими рисками, снижающими возможность получения ожидаемых высоких доходов, поэтому сектор С может быть определен как область повышенного риска. Осуществление вложений в секторе В обеспечивает инвестору достижение дохода при допустимом риске, следовательно, сектор В является областью оптимальных значений соотношения доходности и риска.

Категория риска в  финансовым менеджменте рассматривается  в различных аспектах: при оценке инвестиционных проектов, формировании инвестиционного портфеля, выборе финансовых инструментов, принятии решений по структуре капитала, обосновании дивидендной политики.

Теория портфеля. Автором  этой теории является Гарри Марковиц “A Portrfolio Selection”, 1952.

Основные выводы теории Марковица:

  1. для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфель;
  2. уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять неизолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций.

При этом теория портфеля не конкретизирует взаимосвязь между  риском и доходностью. Данную взаимосвязь  учитывает модель оценки доходности финансовых активов, разработанная  У. Шарпом, Дж. Моссином и Дж. Линтнером. Согласно этой модели требуемая доходность для любого вида рисковых активов представляет собой функцию 3 переменных: безрисковой доходности, средней доходности на рынке и индекса колеблемости доходности данного финансового актива по отношению к доходности на рынке в среднем.

    1. Концепция асимметричной информации

 

Теория асимметричности  информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл  ее состоит в том, что отдельные  категории лиц могут владеть  информацией, недоступной другим участникам рынка. В этом случае говорят о наличии асимметричной информации.

Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают  менеджеры и отдельные владельцы  компании. Существуют различные степени  асимметрии. Слабая асимметрия, когда  разница в информированности руководства фирмы и посторонних наблюдателей о деятельности компании слишком мала, чтобы дать преимущества менеджерам. Сильная асимметрия имеет место, когда менеджеры компании обладают конфиденциальной информацией, которая после ее обнародования значительно изменит котировку ценных бумаг фирмы. В большинстве случаев степень асимметрии находится посередине между двумя этими крайностями.

Влияние асимметричной  информации на рынке исследовал Джордж Акерлоф. Дж. Акерлоф рассмотрел явление  асимметричности информации на примере рынка подержанных автомобилей. На этом рынке продавцы знают о качестве машин гораздо больше, чем покупатели. Покупатели резонно задаются вопросом, почему продавцы избавляются от своих автомобилей. Выделим основные причины: одни каждые два года меняют модели автомобилей, другим необходима более вместительная машина, однако многие подержанные автомобили абсолютно негодные машины («лимоны»). Средний покупатель не может отличить хорошую машину от «лимона», поэтому он не хочет платить максимальную цену. Вероятность купить лимон равна 50%, соответственно покупатели согласны заплатить за любую подержанную машину 50% от стоимости хорошей подержанной машины. Поскольку покупатели снижают цену из-за неспособности отличить хорошую машину от «лимона», владельцы хороших машин не хотят их продавать. Следовательно, вероятность покупки «лимона» повысится и соответственно снизится цена. В конце концов, на продажу будут предлагаться только «лимоны» и рынок рухнет. Очевидно, что для улучшения работы рынка подержанных автомобилей необходимо уменьшить информационную асимметрию. Покупатель может научиться сам отличать хорошую машину от «лимона», может показать ее эксперту. Оба этих метода требуют дополнительных затрат, кроме того нельзя гарантировать, что эксперт даст объективную оценку. Со своей стороны, продавец автомобиля может рассказать о состоянии своей машины (метод «вешать лапшу на уши»). Он не требует затрат, но покупатель не может оценить истинность заверений продавца. Поэтому приемлемый способ для продавца совершить какое-либо действие, доказывающее хорошее состояние машины. Например, гарантия от поломки на 90 дней. Такое действие именуется сигналом. Совершая его, продавец дает покупателю сигнал, что он продает хорошую машину. При этом представляют ценность только правдивые сигналы, которые не могут быть имитированы недобросовестными продавцами.

Информация о работе Функции финансового менеджмента и его базовой концепции