Государственные расходы, их экономическое и политическое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Говоря о экономическом значении расходов государства, можно сказать что, группировка расходов при помощи бюджета дает возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью чего происходит перераспределение национального расхода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, группировка доходов и расходов дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятия государственных расходов, их особенности и принципы…5
1.1 Состав государственных расходов…………………………………8
1.2 Классификация расходов……………………………………………9
1.3 Основные принципы и методы бюджетного финансирования….10 Глава 2. Структура государственных расходов и их значение……………14
2.1 Виды государственных расходов………………...……………….16
2.2 Значение государственных расходов………………………………17
2.3 Задачи в области государственных расходов…………………….18
2.4. Анализ расходов государственного бюджета в Республике Казахстан………………………………………………………………………..19
Глава 3. Экономическое и социальное значение государственных расходов.23
3.1 Роль Правительства и приоритеты при распределении государственных расходов……………………………………………………29
3.2 Управление государственными расходами в Республике Казахстан………………………………………………………………………..36 Заключение………………………………………………………………………43 Список использованных источников………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит 2.docx

— 81.31 Кб (Скачать файл)

Удельный вес фонда потребления в национальном доходе, используемом на потребление и накопление, составляет в Казахстане около 83%.

Государственные расходы третьей группы - на создание и пополнение государственных резервов предназначаются для удовлетворения потребностей как производственной, так и непроизводственной сфер при чрезвычайных обстоятельствах, например при стихийных бедствиях для возмещения потерь и обеспечения бесперебойности снабжения предприятий, учреждений, организаций и населения товарами и продуктами. Создание таких резервов в децентрализованном порядке (отдельно у каждого предприятия и организации) было бы нерациональным. Централизованный порядок их образования позволяет относительно снизить их необходимые размеры и наиболее эффективно использовать эти резервы.

По предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление.

По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки; в непроизводственной сфере подразделяются на затраты на образование, науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону и управление.     

Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных потребностей при максимально эффективном использовании средств. В связи с этим существуют два метода финансирования государственных расходов, определяемых особенностями хозяйствования:

    • финансирование хозрасчетных предприятий и организаций производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части - за счет бюджетных ассигнований;
    • сметно-бюджетное финансирование. В сметном порядке финансируются затраты на социально-культурные мероприятия, содержание органов государственной власти и управления, оборону, определяемые на основе особых документов - смет. Учреждения и организации, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными.

 

      Как способ, в исключительных случаях, применяется эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в обращение и кредитной эмиссии (безналичной).Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации, субвенции, субсидии. При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета и внебюджетных фондов для покрытия убытков предприятий и организаций, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Данная форма была распространена в виде возмещения разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, поддержание социально-приемлемых цен на отдельные продукты и товары, на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства, частичное возмещение издержек театрально-зрелищных и других организаций непроизводственной сферы.     

Субвенции - форма целевой государственной финансовой помощи на программы и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели; в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату.      

Субсидии - пособия в денежной или натуральной форме за счет средств бюджета, внебюджетных и специальных фондов на безвозвратное финансирование определенных мероприятий на долевой основе.      

Перечисленные формы (в случаях их нормального осуществления) принимают вид трансфертного финансирования. Трансферты в широком смысле - безвозмездная и невозвратная передача средств при их перераспределении для финансирования определенных потребностей из бюджета и внебюджетных фондов. Как правило, это выплаты по социальному страхованию и обеспечению, пособий по безработице, на содержание системы образования, здравоохранения, культуры и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структура государственных расходов и их значение

 

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов претерпела существенные изменения – резко сократились бюджетные ассигнования на народное хозяйство, на централизованные капитальные вложения. В связи с приватизацией произошло преобразование значительной части государственных предприятий в акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

Финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики в условиях действия рыночных механизмов сохраняет актуальность. Основные средства направляются в топливно-энергетический и аграрно-промышленный комплексы, при этом предусматривается финансовая поддержка комплексного переустройства аграрного сектора. Федеральная инвестиционная программа, финансируемая за счет средств бюджета, должна быть направлена на развитие социального комплекса. Предприятия и организации должны финансироваться главным образом за счет кредитов, предоставляемыми банками для закупок оборудования по производству медицинских препаратов и медицинской техники, сельскохозяйственной техники, транспортного оборудования, средств связи, а так же более широкого использования финансового лизинга. 

Большое значение имеют расходы, связанные с социально- культурным мероприятием, которые включают в себя затраты на: образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство.

Значительное внимание должно уделяться социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Должны предусматриваться меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособия по безработице, по упорядочению заработной платы работников бюджетной сферы.

Так же не маловажное значение имеют расходы на оборону, вызванные необходимостью реформирования армии, сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, содержания армии на более высоком профессиональном уровне, поддержания социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Осуществление расходов производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются: 
1. Достижение максимального эффекта при минимуме затрат; 
2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований; 
3.   Предоставления бюджетных средств меру выполнения производственных показателей с учетом использования ранее отпущенных ассигнований; 
4.      Безвозвратность бюджетных ассигнований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1  Виды  государственных расходов 

 

В зависимости от того, из какого фонда осуществляются расходы, они подразделяются на следующие виды государственных расходов: 

    • бюджетное финансирование, так как бюджетная система является государственным фондом денежных средств, обеспечивающим основные затраты всего государства;  
    • финансирование за счет государственных внебюджетных фондов, откуда финансируются такие социальные затраты государства, как выплата пенсий, социальное и медицинское страхование;  
    • расходы за счет кредитования, когда деньги берутся на основании возвратности, возмездности и на определенный срок в ЦБ РФ, коммерческих банках и других финансовых структурах;  
    • бюджетное кредитование, когда деньги на определенные расходы выдаются из бюджетов на определенный срок и На определенных условиях; 
    • страховые выплаты по обязательному и коммерческому страхованию;  
    • выплаты по государственному долгу, как по внутреннему, так и по внешнему, которые в основном также производятся из бюджета;  
    • адресные выплаты при определенных, строго ограниченных условиях из эмиссионных средств;  
    • расходы за счет децентрализованных источников финансирования, т. е. расходы, покрываемые за счет собственных средств предприятий и учреждений, всех юридических лиц, работающих в рыночных условиях

 

2.2 Значение государственных расходов

 

Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникает между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям (отраслевое, целевое, территориальное назначения) средств бюджетного фонда.

Формирование расходов базируется на следующих принципах: 
-       единые методологические основы;

-       существующие нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.

Органы местного самоуправления имеют право увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг, в соответствии с имеющимися своими финансовыми возможностями.

Главным источником денежных поступлений в бюджет является: национальный доход, национальное богатство, внутренние и внешние займы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Задачи в  области государственных расходов

  • сократить число федеральных целевых комплексных программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
  • снизить расходы на содержание государственного аппарата;
  • продолжать децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственного и коммерческого финансирования проектов;
  • повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
  • снизить уровень дотации отдельным отраслям;
  • усилить контроль использования бюджетных средств;
  • обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Анализ расходов государственного бюджета

 

Финансирование в меру выполнения планов (прогнозов) развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществлении мероприятий в соответствии с прогнозами экономического и социального развития.

Соблюдение режима экономии в использовании ресурсов - важный принцип организации государственных расходов, направленный на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.

Необходимым принципом организации государственных расходов является оптимальное сочетание бюджетных, кредитных и собственных источников их покрытия. Этот принцип выражает процесс со финансирования государственных расходов.

Для того, чтобы лучше понять динамику изменения расходной части госбюджета Республики Казахстан, проанализируем основные показатели за несколько прошедших лет.

Таблица 2.1 Расходы государственного бюджета за период

2003-2008 г., млн. тенге

 

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Расходы

1 068 439

1 323 821

1 720 114

2 092 534

3 113 573

3 816 350

Государственные услуги общего характера

65 542

83 859

104 287

124 903

168 489

184 308

Оборона

47 483

58 011

78 663

99 992

166 646

167 481


 

Продолжение таблицы 2.1

Общественный порядок и безопасность

91 593

118 564

152 904

179 872

240 993

270 191

Образование

152 734

195 583

261 210

327 773

455 780

577 153

Здравоохранение

89 781

131 184

185 456

223 373

299 391

396 855

Социальное обеспечение и социальная помощь

239 229

272 333

345 356

422 423

502 381

627 328

Жилищно-коммунальное хозяйство

34 693

69 058

130 226

149 430

221 462

266 573

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

33 788

43 948

59 005

82 479

125 712

159 976

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

8 486

25 319

30 612

37 186

86 275

78 546

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды

62 471

83 256

90 848

103 143

129 503

163 520

Информация о работе Государственные расходы, их экономическое и политическое значение